Новый взгляд на легендарную классику: в Волковском театре состоялась премьера спектакля «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев написал более 150 лет назад. Однако проблематика произведения до сих пор остается актуальной. Ее писатель выводит в название, проверяя на примере «отцов и детей» устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей.
В минувшие выходные спектакль «Отцы и дети» поставил в Ярославле польский режиссер Анджей Бубень. Для него эта постановка в первую очередь о любви. О любви детей к родителям и родителей к детям. Режиссер пытается объяснить зрителям, почему мы не умеем любить, боимся признаться в своих чувствах, почему любовь часто кажется нам такой неудобной, но необходимой. Отсюда вытекает еще одна важная тема — тема любви к родине. Почему мы так плохо отзываемся о месте, в котором родились? А самое главное, что мы делаем для того, чтобы изменить окружающий нас мир?
Видеооператоры снимают актеров и транслируют на большом экране. Это только одна из особенностей спектакля, которая цепляет с первого взгляда. Зрители отчетливо видят весь спектр эмоций: страх, горе, счастье, страсть, нежность. Акцент сделан именно на те детали, которые сложно заметить из зала — взмах руки; размазанные слезы; мышцы на шее, которые напрягаются от перевозбуждения; ступни ног, парящие над полом и многое другое.
Видно, что актеры не просто играют роли. Каждый из персонажей проживает личную драму. Помогают в этом декорации, на которых висят детские и семейные фотографии героев постановки.
— В спектакле неслучайно используются мультимедийные техники, — рассказывает Анджей Бубень. — Мы живем в мире, где сложно отличить ложь от правды. Правдой является то, что мы видим своими глазами? Или правду нам показывает камера? Мы даем выбор зрителю. Он может смотреть эту историю глазами камеры или глазами героев. Он может сравнивать, может сам выбирать тот путь, который ему ближе. Камера дает возможность заглянуть глубоко в глаза, добраться до самой сути. Что касается детских фотографий, то они есть у каждого из нас. Они лежат на чердаке вместе с фотографиями наших бабушек и дедушек. Этим мы хотели показать, что спектакль про память и про то, что мы живем пока нас помнят.
Отдельное внимание хочется уделить декорациям (художник-постановщик Светлана Тужикова). Комнаты, в которых происходят разговоры отцов и детей, разделены железными балками. Когда напряжение в диалогах нарастает до предела, актеры покидают «помещение» так как понимают, что при родителях они находятся в определенных рамках, через которые нельзя переступать.
Аналогичную параллель можно провести и с декорациями во время любовных сцен. Базаров (актер Илья Коврижных) и Анна Одинцова (актриса Яна Иващенко) уединяются от зрителей за густой зеленой стеной. Они понимают, что в любую минуту могут спрятаться за листвой от посторонних глаз, но осознают, что не могут спрятать от себя свои чувства.
Атмосферу ночного клуба удается передать с помощью ярких софитов и громкой музыки (художник по свету Денис Солнцев). Но границы не стираются даже здесь. Базаров и Кирсанов (актер Михаил Емельянов) прячутся в стеклянный сосуд, чтобы с глазу на глаз обсудить свою поездку в Никольское. И именно в этом сосуде к ним выходит и Анна Сергеевна, которая старается ото всех держаться особняком.
— Вы увидите постановку спектакля «Отцы и дети» так как мы его сегодня читаем, так как он для нас звучит, — подчеркивает Анджей Бубень. — Тургенев требует эмоциональной отдачи, полного погружения. Иногда подготовка к спектаклю требует полностью остановить жизнь и переживать только сам роман, а это возможно далеко не с каждой труппой. Именно поэтому я решил поставить этот спектакль именно в Волковском театре. Актеры сработали замечательно, здесь работают профессионалы самого высокого класса.
Читайте также: В Волковском театре состоялась премьера спектакля «Циолковский»