7 декабря 2015 11:53

История ярославского трамвая. Это интересно!

В декабре ярославский трамвай отметит 115-летие, и это весомый повод вспомнить историю развития данного вида транспорта в нашем городе.

История ярославского трамвая. Это интересно!_45983
История ярославского трамвая. Это интересно!_45984
История ярославского трамвая. Это интересно!_45985
История ярославского трамвая. Это интересно!_45986
История ярославского трамвая. Это интересно!_45987
История ярославского трамвая. Это интересно!_45988
История ярославского трамвая. Это интересно!_45989
История ярославского трамвая. Это интересно!_45990
История ярославского трамвая. Это интересно!_45991
История ярославского трамвая. Это интересно!_45992
История ярославского трамвая. Это интересно!_45993
История ярославского трамвая. Это интересно!_45994
        История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!


В декабре ярославский трамвай отметит 115-летие, и это весомый повод вспомнить историю развития данного вида транспорта в нашем городе.


1895 год. Когда ярославский трамвай мог стать не электрическим, а конным​.


В конце 19 века Ярославль уже был крупным промышленным центром: 45 заводов и фабрик, 2 железнодорожных депо. В новом транспорте город нуждался: для перевозки не только пассажиров, но и грузов. От ведущих компаний страны поступали предложения об организации «конки» (трамвая на конной тяге) в нашем городе, и решение было практически принято. Но в 1896-м в Ярославль обратился директор «Бельгийского общества франко-русских мастерских» Эдуард Дени.

Иностранец приложил немало усилий, чтобы убедить городское руководство: «Хватит жить прошлым, городу нужен электрический трамвай!». Рисковать градоначальники не желали: обе столицы ездят на конной тяге, преимуществ у электричества немного, да и бельгийцы ведут себя подозрительно. Но во главе города к тому моменту уже стоял Иван Александрович Вахромеев. Человек демократичный, в высшей степени культурный и деятельный, он дал высказаться всем, но смог убедить консерваторов, что конка — это вчерашний день. Так в конце 19 века в Ярославле чуть не построили трамвай на архаичной конной тяге. Но 13 мая 1897 было заключено историческое соглашение с бельгийцами о строительстве электрического трамвая.


История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!


1900 год. Торжественное открытие, которое не обошлось без курьезов

​Запускать трамвайное движение договорились с бельгийцами на условиях концессии. Они получали исключительно право на обустройство электрического трамвая в городе, массу налоговых льгот. Все расходы на содержание ложились на бельгийцев, но и большая часть доходов уходила тоже им. Через 42 года все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города.

Итак, к осени 1900 года строители сдали электростанцию, которой предстояло обеспечивать питание трамвая, и 5 линий. В город привезли первые вагоны. И 17 декабря состоялся торжественный запуск. Собралась вся городская знать, гремели торжественные речи. Без курьезов не обошлось: неопытные вагоновожатые сожгли электромоторы сразу у шести вагонов. Но уже на следующий день трамвай начал ходить без серьёзных происшествий.

История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!

Первые правила трамвайной жизни, в которых не было остановок

​Вызывают улыбку правила, регулировавшие движение трамвая более100 лет назад. Например, в зависимости от того, где ехал пассажир, он платил разную цену. Тогда существовали два класса: за 4 и за 6 копеек. Разницы никакой, первый класс находился в передней части вагона, а второй — в задней. Все было рассчитано на психологию «вот ехал я в трамвае первым классом». В часы пик задняя часть вагона была переполнена, а спереди — простор. А когда вагон шел в обратную сторону без разворота, первый класс автоматически становился вторым, и наоборот.

Остановок в привычном сегодня понимании не было. Как указано в правилах, «о желании выйти из вагона заявляется своевременно кондуктору». Получалось так, что трамвай мог останавливаться у каждого дома. Но и скорость движения была не столь большой: 12–15 верст в час.

История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!

1906 год. Свет для города

С пуском трамвая бельгийцы предложили городской Думе осветить дома и улицы, по которым были уложены трамвайные пути. Электростанция, обеспечивающая питание трамвая, позволяла продавать электроэнергию для городского и частного пользования. Первое такое предложение власти отвергли — бельгийцы выставили непосильные для города условия. Тогда трамвайщики значительно уменьшили количество светильников: предложили установить лишь по два дуговых фонаря на Семёновской (Красной) и Богоявленской площадях, а также на разъездах улицы Власьевской (Свободы), что и было сделано. Однако к 1906 году город уже освещали 53 дуговых фонаря. К 1909 году их количество выросло до 200.

Трамвай продолжал развиваться, новые линии связывали пристани на Волге, центр города и основные промышленные предприятия. Ярославцы привыкли к трамваю так, как привыкают ко всему хорошему.


Источник: пресс-служба мэрии Ярославля



наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет <