Ростовский кремль приступил к созданию каталога церковных колоколов и звонов
Директор «Ростовского кремля» Наталия Каровская, комментируя старт проекта, отметила, что временное закрытие музея из-за коронавируса дало сотрудникам возможность для плотной научной работы.
«Сейчас мы можем попробовать воплотить те идеи и мечты, которые у нас были — это создание больших полноценных каталогов коллекций, где можно было бы почитать, увидеть и узнать все о предмете. Одна из коллекций, которую мы выбрали для создания каталога — колокольная. Она для нас очень важна, потому что колокола, колокольный звон — это бренд Ростова. По каждому колоколу будет сделана целая галерея фотоснимков. Конечно, со временем это будут и печатные версии каталогов, которые очень любят наши посетители», — отметила Каровская.
Музейная коллекция церковных колоколов, в которую входят и колокола знаменитой звонницы Успенского собора, никогда не была полностью представлена в каталогах.
«Коллекцию церковных колоколов в музее начали собирать с 80-х годов XX века. Самый старый колокол в коллекции — 1658 года, самый молодой был отлит в 1998 году», — уточнил руководитель музейного Центра колокольного искусства и составитель каталога Василий Садовников.
По словам Садовникова, каталог будет востребован как у кампанологов (специалистов по колоколам), так и у широкой аудитории.
Работу над каталогом построили в трех направлениях.
Первое — фотосъемка. Колокол непрост: у него четыре фасада, верх и внутренняя часть, которую тоже нужно показать зрителю. Для научной фиксации обязательны все элементы: декоры, надписи, иконы и даже дефекты.
Фотограф Вячеслав Иванов рассказал, что нет выработанных четких подходов и ясного понимания, как и с каких ракурсов нужно снимать объект: «Одной из первостепенных задач стало знакомство с опытом коллег. Мы изучали подобные каталоги и снимки, убедились, что подход к фотосъемке зачастую хаотичен. В большинстве случаев тяжеловесные колокола фотографируют на местах их непосредственного нахождения: на улице, в экспозиции, в фондах, без использования специальных осветительных приборов, нередко искажая форму, не выявляя особенностей. Реализация качественной фотосъемки практически невозможна без перемещения колокола в студию, использования специального оборудования для их подъема, наклона... Нам удалось, по сути, создать фотостудию, при этом мы опирались на профессиональные советы наших зарубежных коллег».
Второе направление — сугубо исследовательское, музейное. Это подробное описание каждого колокола, раскрытие истории его создания, особенностей.
Третье направление — то, чего еще не было в каталожных описаниях. Речь идет о записи голоса колоколов и анализе спектра колокольного звука. Электронная версия, таким образом, окажется наиболее полной.
В качестве консультантов к работе привлечены отечественные и зарубежные специалисты. В их числе иеродиакон Роман (Огрызков) — старший звонарь Московского Данилова монастыря, Джеффри Боссин (Jeffrey Bossin) — карильонист и кампанолог из Берлина (Германия), Лоуренс Либин (Laurence Libin) — главный редактор словаря музыкальных инструментов Grove (Oxford University Press), Мэттью Хилл (Matthew Hill) — один из самых известных каталогизаторов музыкальных инструментов (США).