Ярославские кинотеатры могут потерять прибыль в связи с новыми правилами выдачи прокатных удостоверений фильмам. К тому же, новое постановление Правительства Российской Федерации, по сути дела, превращает Министерство культуры в своеобразное «министерство правды» из известной антиутопии Оруэлла «1984». Как именно отразятся обновленные правила на киноиндустрии региона, «ЯрКуб» узнал у арт-директора кинотеатра «Родина» Елисея Аракчеева и генерального директора киноклуба «Нефть» Андрея Алексеева.
«Министерство правды» убьет ярославские кинотеатры
«Министерство правды» убьет ярославские кинотеатры
Ярославские кинотеатры могут потерять прибыль в связи с новыми правилами выдачи прокатных удостоверений фильмам. К тому же, новое постановление Правительства Российской Федерации, по сути дела, превращает Министерство культуры в своеобразное «министерство правды» из известной антиутопии Оруэлла «1984». Как именно отразятся обновленные правила на киноиндустрии региона, «ЯрКуб» узнал у арт-директора кинотеатра «Родина» Елисея Аракчеева и генерального директора киноклуба «Нефть» Андрея Алексеева.
По новым правилам Министерство культуры будет вправе отказать в выдаче прокатного удостоверения кинокартинам, которые претендуют на выход в кинотеатрах в даты занятые другим фильмом со схожей аудиторией, жанром или кассовым потенциалом. При возникновении такой ситуации ведомство уведомит дистрибьюторов о необходимости переговоров или отрегулирует очередность выпуска силами экспертного совета при Минкультуре, если организаторы не договорятся самостоятельно. В частности, подобным методом будут лоббировать интересы высокобюджетных российских картин при конфликте с голливудскими блокбастерами.
Елисей Аракчеев: Любопытный момент: большинство «российских блокбастеров» являются довольно посредственными и не вызывают большого интереса у аудитории. Раз за разом ярославцы выбирают картины иностранного производства. Причем в случае переноса премьеры иностранной картины, зрители вряд ли купят билет на российский фильм. Скорее всего, они воспользуются услугами интернет-сайтов, а соответственно — кинотеатры останутся без большой доли прибыли.
Андрей Алексеев: Конкретно киноклубов вопрос о высокобюджетных картинах не коснется, мы показываем блокбастеры только в том случае, если они представляют серьезную художественную ценность. Но сам факт того, что Минкульт начинает напрямую вмешиваться в процесс выхода фильмов на экраны, является серьезным прецедентом. По сути, это — тревожный знак для всей киноиндустрии.
Исходя из новых правил, прокатное удостоверение не выдадут тем картинам, которые «содержат материалы нарушающие законодательство РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, сведения о способах изготовления наркотических средств, пропаганду порнографии, насилия и жестокости».
Елисей Аракчеев: Сейчас пользуются большим спросом кинофильмы рейтинга «R», такие как «Deadpool», показавший высокие кассовые сборы. В России они выходят с рейтингом «18+» и на них идут люди, готовые к черному юмору, откровенным сценам и шутках о наркотиках. С учетом того, что трактовать данный пункт правил можно очень вольно, под запрет могут попасть большинство блокбастеров для взрослой аудитории. Сюда же можно отнести подпункт о картинах, содержащих нецензурную брань. Так как по новым правилам их разрешат выпускать только на домашнем видео, а кинотеатры и кинопрокат в целом могут лишиться большинства любителей такого кино.
Андрей Алексеев: Понятно, что благодаря размытым формулировкам можно будет притянуть за уши самые разные фильмы, не отвечающие государственной идеологии. А благодаря пункту, запрещающему воспроизведение процесса изготовления наркотиков, мы можем лишиться не только картин, но и интересных сериалов, таких как «Breaking Bad» («Во все тяжкие»). Запрет будет касаться и телевизионного, и сетевого контента. Так что новые правила, по сути, являются очередным шагом к укреплению системы цензуры. Единственное исключение составляют так называемые «фестивальные» фильмы, которым не нужно прокатное удостоверение для показа. Новый закон не ограничивает фестивальные показы, но могу предположить, что со временем законотворчество может коснуться, в том числе, и такого кино.
Особенно много вопросов вызывает формулировка, запрещающая использовать в фильмах «технические приёмы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье».
Елисей Аракчеев: Несмотря на большой опыт в киноиндустрии, мне абсолютно непонятно, что пытаются донести создатели законопроекта. Это больше напоминает какой-то бред.
Андрей Алексеев: Так как формулировка предельно размыта, судить о том, какие фильмы под нее попадут, мы не сможем. В прошлом году к показу «по идеологическим соображениям» запретили фильм «Номер 44», поскольку в нем российская история, якобы была вывернута наизнанку. Или «Любовь» Гаспара Ноэ, в котором нашли сцены неприкрытой порнографии. Я считаю, что таких случаев с каждым годом будет становиться все больше. Мы надеемся, пока фестивальное кино не регулируется Минкультом, наш киноклуб продолжит функционировать в существующих рамках. В противном случае у нас начнутся те же проблемы, что и у обычных кинотеатров.
На фото: кадр из кинофильма «1984», режиссер Майкл Редфорд.