С 21 по 23 февраля в Ярославле впервые проходил фестиваль балета. Гости Концертно-зрелищного центра увидели три постановки — «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спартак». Руководитель Театра классического балета, известная балерина и балетмейстер Наталия Касаткина в интервью «ЯрКубу» рассказала о роли драматургии в русском балете, а также вспомнила работу с Арамом Хачатуряном и Дмитрием Шостаковичем.
Балетмейстер Наталия Касаткина: «Нет принципов, есть только воспитание и образование»
Балетмейстер Наталия Касаткина: «Нет принципов, есть только воспитание и образование»
С 21 по 23 февраля в Ярославле впервые проходил фестиваль балета. Гости Концертно-зрелищного центра увидели три постановки — «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спартак». Руководитель Театра классического балета, известная балерина и балетмейстер Наталия Касаткина в интервью «ЯрКубу» рассказала о роли драматургии в русском балете, а также вспомнила работу с Арамом Хачатуряном и Дмитрием Шостаковичем.
Балет всегда считался визитной карточкой нашей страны. Достаточно вспомнить громкие имена талантливых балерин: Майя Плисецкая, Анна Павлова, Светлана Захарова, Галина Уланова. Они и многие другие заслуженные деятели привнесли в искусство, в котором танец — главное выразительное средство, неповторимое воплощение образов, навсегда оседающее в памяти зрителя. При этом в русском балете музыка и драматургия в постановках занимали и занимают крайне важные роли.
О фестивале балета в Ярославле
— Фестиваль балета впервые проходил в Ярославле. Чем был обусловлен выбор репертуара: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спартак»?
— Выбирали не мы, а организаторы. Безусловно, знаменитые названия внесли свою лепту. К примеру, «Лебединое озеро» — более известного балета нет на свете. Также была учтена детская аудитория, поэтому в программу вошла постановка «Щелкунчик». Остается «Спартак»... О нем можно рассказывать бесконечно, наша постановка отличается от всех одноименных и очень востребована во всем мире.
— Чем именно постановка «Спартак» отличается от своих «предшественников»?
— В свое время мы дружили и тесно сотрудничали с известным композитором Арамом Хачтуряном. Он очень переживал, что в постановке «Спартак» в последней редакции Большого театра использована не вся его музыка. В рамках празднования 100-летия со дня рождения Арама Ильича мы взяли те композиции, которые в редакцию Большого театра не вошли. Кроме этого, мы плотно придерживались истории восстания спартанцев, демонстрируя римские нравы того времени в полном объеме.
О Театре классического балета
— Есть ли у вашего театра эталон. К чему стоит стремиться?
— Никогда. Для нас никого образца и эталона не существует и существовать не будет. Наоборот, нам очень часто подражают. Полагаю, когда человек бездарен, то он склонен к подражанию. От учителей Большого театра мы получили ценные знания. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы нашему зрителю не было скучно. Постулат Театра классического балета — все жанры, кроме «скучного». Помимо классики, в нашем репертуаре есть авторские поставки и их, к слову, большинство! Представленный в Ярославле «Спартак» как раз относится к авторским.
— Чем Театр классического балета принципиально отличается от других?
— Булгаков в свое время писал: «Я люблю ходить в понятные театры». У нас понятный театр с выстроенной драматургией. Поясню эту позицию на примере «Лебединого озера» — с первого до последнего акта, делаем все возможное, чтобы зритель понял драматургию. Мы осовремениваем ее, но вместе с этим и сохраняем аутентичные моменты. Главное — зритель не должен скучать. Он должен видеть то, что происходит и сопереживать героям, а этого можно добиться только с помощью драматургии. Считаю, если оставить в балете лишь бездумные танцы, то зритель «уснет».
— В этом году Театру классического балета Н. Касаткиной и В. Василева исполнится 50 лет. Планируете что-нибудь грандиозное к этой дате?
— 25 марта нас ждет крайне важное мероприятие — мы отпразднуем юбилей театра в Кремле. Мы продемонстрируем взгляд на полувековую историю, задействовав мультимедийный экран. Зрителей ждет мировая премьера, балет для всех возрастов по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсона и на музыку Эдварда Грига, созданный специально к 50-летию Театра — «Легенда о лебедином озере и гадком утенке». В ней мы раскроем проблему комплекса неполноценности. Утенка все клевали и обижали, а когда он вырос, то стал красавцем, однако не понимал этого. Немного изменив героев сказки, мы добавили девушку, благодаря ее любви утенок понял, что он ничем не хуже, чем другие лебеди.
Об искусстве балета, карьере и подходе к профессии
— Как произошло становление вашей карьеры в балете?
— Ко мне еще в школе присматривались. Я заканчивала Московское хореографическое училище в качестве классической балерины: танцевала в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и других постановках. Когда пришла в театр, то долго пробыла в кордебалете, была очень старательная, а педагогам это нравилось. В то время я уже была солисткой. Когда мне исполнилось 25 лет, мы с Владимиром Василевым поставили свой первый спектакль в Большом театре — «Ванина Ванини». После этого начали возникать сложности из-за того, что мы выбрали очень сложную музыку. К счастью, нас поддержали Уланова, Шостакович. Великие люди увидели в нас нечто интереснее, и спектакли пошли один за другим. Нас приглашали возглавить Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако мы выбрали нынешний коллектив в Москве и создали театр¸ репертуар которого на сегодняшний день насчитывает более 25 спектаклей.
— Каких принципов придерживаетесь в работе лично Вы?
— Нет принципов, есть только воспитание и образование. Этим близки наши с Владимиром Василевым семьи. Мы очень любим литературу, от этого многое зависит. Не зря же все-таки мы поставили оперу «Петр I» на собственное либретто частично в стихах, получив за это государственную премию имени Назарова.
— Можно ли приобщить зрителя к эстетике балета или научить видеть образную идею хореографии?
— Ни в коем случае не надо зрителя ничему учить. Если красота в постановке присутствует, то люди заметят это сами. Ведь существуют «глухие» к искусству, которые никогда не придут на классический балет. Они выберут нечто другое, более доступное для понимания. Я не хочу сказать, что это плохо, просто есть люди зацикленные только на продуктах шоу-бизнеса.
— Как Вы относитесь к экспериментам в современном балете?
— Если эксперименты проделаны талантливо¸ то я хорошо отношусь к ним. К примеру, есть такой зарубежный балетмейстер Эк Матс. Он поставил балет «Жизель» с оригинальными сюжетом и музыкой, но изменил место действие с кладбища на сумасшедший дом. Эк не старался переделать линию драматургии, но при этом создал совершенно новую. У нашего театра другой путь, мы должны сохранить все самое лучшее, что есть в русском балете. Сохранить «Душой исполненный полет», то есть осмысленные танцы.
— Чем великое искусство балета отличается от любого другого?
— Балет задевает в человеке абсолютно все «струны». Когда вы двигаетесь — тело работает в одухотворенном единении с вашей душой и разумом. Это самое великое искусство. Майя Плисецкая в свое время опровергала библейскую мудрость о том, что первым было слово. Я поддерживаю ее — первым было движение!
— Существует мнение, что работа балерины — это адский труд. Так ли это?
— Самый трудный период в карьере балерины — это первые полтора года тренировок, когда приходится изучать позиции рук и ног. После этого в жизни наступает счастье, ты уже владеешь своим телом и можешь делать все, что угодно. Адский труд существует для тех, кто не может любить, а для тех, кто любит — это счастье.
СПРАВКА: «Московский классический балет» — под таким названием знают во всём мире коллектив, который ныне носит название Государственный Академический Театр Классического Балета. Труппа балета была сформирована в 1966 году под названием Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет», при содействии Министерства культуры СССР, и возглавил её прославленный Игорь Моисеев. Репертуар включал тогда фрагменты из классических балетов и хореографические миниатюры в постановке Голейзовского, Мессерера и самого Моисеева. В 1977 году Игорь Моисеев передал художественное руководство Владимиру Василёву, ученику Асафа Мессерера, а главным балетмейстером стала Наталия Касаткина, ученица Марины Семёновой. Приход новых руководителей принципиально изменил творческое направление труппы, которая из концертного коллектива превратилась в балетный театр.
Театр Классического Балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в 2011 году отметил своё 45-летие. В 2012 году исполнилось 35 лет художественного руководства театром Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым — постановщиков современных спектаклей и реставраторов классики — создателей единственного в Москве авторского театра балета.
Наталия Касаткина и Владимир Василёв возглавляют один из самых известных балетных коллективов мира и продолжают создавать новые спектакли и открывать миру новые имена.
Фото: Павел Андреев.
Ранее «ЯрКуб» писал «Под крылом лебедя: фестиваль балета в Ярославле».