«Мы русские. Мы дети Волги…», — некогда написал Евгений Евтушенко, а ему вторил Владимир Высоцкий: «Волга песни слышала хлеще, чем „Дубинушка“, в ней вода исхлестана пулями врагов». Волга для России — не просто река, а для таких городов, как Ярославль, она стала фактически матерью. Поэтому визит «АРХ ПАРОХОДА» 6 июня стал для ярославцев важным событием.
Архитекторы снимают Волгу
«Мы русские. Мы дети Волги…», — некогда написал Евгений Евтушенко, а ему вторил Владимир Высоцкий: «Волга песни слышала хлеще, чем „Дубинушка“, в ней вода исхлестана пулями врагов». Волга для России — не просто река, а для таких городов, как Ярославль, она стала фактически матерью. Поэтому визит «АРХ ПАРОХОДА» 6 июня стал для ярославцев важным событием.
Масштабный проект «АРХ ПАРОХОД» не имеет аналогов на российском рынке и предполагает участие 160 человек. Крупнейшие российские архитекторы и дизайнеры, известные деятели культуры и сотрудники ведущих специализированных изданий проведут целую неделю, проходя по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода и обратно на теплоходе «Григорий Пирогов». «ЯрКуб» узнал, зачем им это нужно.
Видеолетопись Волги
Как сообщил «ЯрКубу» руководитель научно-художественной экспедиции «Волга», директор ЦДХ Василий Бычков, все усилия группы направлены на сбор материала для аудиовизуальной инсталляции с аналогичным названием — «Волга». Работа проходит под патронатом Совета Федерации РФ.
— Идея провести экспедицию родилась случайно, это было в Плесе, когда мы общались с обществом краеведов. Начался разговор о Волге, многие стали жаловаться на то, чторека-матушка обделена нашим вниманием, хотя она имеет огромное значение в жизни страны, пусть в настоящее время оно не акцентировано: перестал ходить быстроходный транспорт, есть проблемы с экологией и развитием туризма.Кто-то сказал: «Волга обижается на нас!», и я предложил: «Давайте снимем Волгу!». Тогда я не понимал, чего это стоит технически.
Нужно отметить, что это не первая в истории попытка зафиксировать на носителе пейзаж волжских берегов. Так, художники братья Чернецовы (родом из Луха, Ивановская область) еще в 1838 году проплыли по великой реке от Рыбинска до Астрахани, срисовывая с натуры панораму видов. Один брат рисовал левый берег, а другой — правый. Итогом шестимесячного путешествия стала
Экспедиция «Волга» становится логичным продолжением трудов предшественников, причем исследователи используют уже современный способ фиксации — видеосъемку.
— В 2015 году мы прошли от Нижнего Новгорода до нулевой отметки, которую по легенде установил Петр Великий. В этом году делаем второй кусок — от Твери до Нижнего Новгорода. Первую часть материала мы показывали на фестивале «Первозданная Россия» на двух экранах, — рассказал Василий Бычков.
Видео снимают две камеры, установленные по обеим сторонам теплохода, причем они работают и днем, и ночью. В 2015 году отснятый материал весил 24 терабайта, кроме того, фотографы на судне постоянно снимают происходящее за бортом. Также участники экспедиции берут интервью у местных жителей, записывают литературные источники, посвященные Волге, создавая некое жизнеописание реки сегодня.
Дополнительно сотрудники Института биологии внутренних вод им.
Архитекторы ведут диалог
В 2015 году экспедиция «Волга» прошла без присутствия архитекторов, однако в этом году они взошли на борт теплохода, чтобы в неформальной обстановке обсудить самые животрепещущие вопросы и проблемы профессионального сообщества. Проект «АРХ ПАРОХОД» стал новой просветительской программой в рамках
Но дискуссии, разговоры, творческие вечера и круглые столы — это важно не в такой степени, как рожденный во время путешествия Волжский манифест архитекторов — проект кодекса профессиональной этики.
— Во многих профессиональных сообществах есть такие документы. На них смотрят как начто-то само собой разумеющееся:кто-то придерживается установок,кто-то нет. Но они важны, ведь в одном месте в одно время собрались профессионалы, которые объединены пониманием проблем и желанием не только заработать, но и внести свой вклад в общее дело, — поделился Василий Бычков.
На борту «Григория Пирогова» 27 звезд российской архитектуры вместе с Василием Бычковым и другими заинтересованными лицами думали 2,5 дня над своим кодексом, сформулировав девять емких пунктов, которых должен придерживаться в своей деятельности каждый уважающий себя архитектор. «ЯрКубу» удалось узнать содержание двух из них от Василия Бычкова.
Встречаясь с жителями городов на Волге, участники «АРХ ПАРОХОДА» ведут разговоры о важных для конкретной местности проблемах архитектуры, экологии и культуры. Ярославцы успели поговорить только об архитектуре, затронув самое больное место — отсутствие в городе главного архитектора. Заместитель мэра города Ярославля Вячеслав Гаврилов поблагодарил организаторов проекта за внимание, проявленное к Ярославлю и другим поволжским городам.
— Вы смотрите на города под другим углом, открываете их новые грани. Ярославлю более 1000 лет, у нас богатое историческое наследие — город уникален тем, что он не просто памятник, ведь центр признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. И мы рады тому, что возможности «АРХ ПАРОХОДА» дадут дополнительный стимул для сохранения и популяризации этого наследия. Конечно, для нас также актуальны вопросы экологии и состояния Волги, ведь река дает нам питьевую воду, — подчеркнул Вячеслав Гаврилов.
Кстати, до Ярославля «Архитектурный пароход» успел остановиться в Твери. Как выяснилось, все в городе пронизано одной проблемой — это провинциальность, вторичность, так как с появлением «Сапсана» время пути из Твери в Москву или