19 апреля 2016 12:20

«Одержимость» Михаила Елизарова

Творчество как одержимость и цензура как метод сохранить мир интересным. 15 апреля в арт-клубе «Китайский летчик Джао Да» состоялось выступление Михаила Елизарова. После концерта писатель и музыкант рассказал «ЯрКубу» о своем отношении к успеху, запретам Роскомнадзора и литературному процессу.

 «Одержимость» Михаила Елизарова

Творчество как одержимость и цензура как метод сохранить мир интересным. 15 апреля в арт-клубе «Китайский летчик Джао Да» состоялось выступление Михаила Елизарова. После концерта писатель и музыкант рассказал «ЯрКубу» о своем отношении к успеху, запретам Роскомнадзора и литературному процессу.

— Ваши книги и музыка дают абсолютно разные эмоции и мироощущение. Это различие между проявлениями творчества как-то влияет на вашу жизнь?

— Я бы объяснил это тем, что тексты или песни делают совершенно разные личности, а «Я» нахожусь где-то в сторонке. По сути, это «одержимость» — в хорошем смысле. Когда я сам по себе, то не имею отношения ни к текстам, ни к музыке. Я просто пытаюсь время от времени наладить контакт с той или другой своей сущностью, способной что-то создать — чтоб хоть иногда иметь возможность иногда называть себя писателем или исполнителем.

— С определенной точки зрения, любое творчество является отражением нашей жизни. И если с такого ракурса посмотреть, почему вы выбираете такое жесткое, агрессивное ее воплощение?

— Ничьи художества жизни не отражают. Я бы сказал, что исполняю альтернативную реальность, которая находит отклик у небольшой группы людей. Можно сказать, что я не хочу работать над созданием чужой большой неправды.

 «Одержимость» Михаила Елизарова   «Одержимость» Михаила Елизарова

— Многие относят ваши произведения к постмодернизму, а это, по сути, оболочка, в которую можно вложить любой смысл. А какой смысл вы вкладываете в свое творчество?

— Я, конечно, хотел бы оградиться от «постмодернизма», понимая при этом тщетность всех усилий: от этой среды себя изолировать невозможно. Мне не нравятся его приемы, его несерьезность, игра, разорванность. Я хотел бы думать, что представляю, скорее, явление модерна.

Но можно считать, что мы уже имеем дело с «пост-постмодернизмом», в который вплелись идеи нео-модерна. Тем не менее, получилась еще более циничная и жестокая машина, которая работает и на несерьёзности, и на крови с костями.

 «Одержимость» Михаила Елизарова   «Одержимость» Михаила Елизарова

— Одним из крупных ваших успехов в литературе можно назвать премию «Букер», а что в музыке стало бы для вас подобным показателем?

— В песенном амплуа — допустим, собрать зал в Ярославле. Приехать в провинцию и обнаружить там аудиторию — это дорогого стоит и уже само по себе премия. Жизнь в провинции достаточно насыщенна сложностью, и до приезжего человека с гитарой обычно никому нет дела. Если же людям не лень появиться на концерте, значит, небесполезный получился труд.

— Вы филолог по образованию. Хотели бы, чтобы ваши книги преподавали в школе или вузе?

— Я допускаю, что ученик старших классов может взять одну из моих книг, если у него вдруг возникнет такая потребность. Тот же «Библиотекарь» — книга в том числе и для юных людей, весь её «приключенческий» план. Но я бы не хотел быть частью программы — то есть, чего-то принудительного.                                               

— Современные законы, связанные с защитой детей от информации и с иными формами ограничений в медиа и Интернете не мешают работать и держать контакт с аудиторией?

— Цензура не вредна. Все её странные, а порой маразматичные барьеры наоборот образуют интересный ландшафт, в котором интересно что-то создавать. К примеру, я рад, что ненормативная лексика остается ненормативной, а соответственно, у языка сохраняется экспрессия, живость. Да и само по себе умение обходиться с цензурой, обходить ее или учитывать — хороший навык. Пространства, в которых нет цензуры — пресные. Если нет ограничений, где тогда риск, парадокс? Я не задумываюсь о том, каким образом цензурируется Интернет, медиасферы. Я знаю, что никогда не появлюсь в неподготовленной аудитории. Я не прихожу со своими текстами и песнями туда, где меня не ждут.

Текст и фото: Михаил Беляков

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет