В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
19 августа 2025 года для Ярославля, можно сказать, исторический день. В городе официально завершило работу последнее из оставшихся маршрутное такси — № 97.
Первый рейс состоялся в 1962-м
Многие считают, что маршрутка — явление из 2000-х. Однако это не так. Кажется удивительным, но на улицы Ярославля первое маршрутное такси вышло ещё в 1962 году. В старых газетах можно найти заметки о том, что микроавтобус РАФ впервые отвёз пассажиров с площади Подбельского в Дядьково, к старому аэродрому. Шла маршрутка тогда вообще без остановок, а интервалы движения были очень большими.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных таксиВ Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
На площади Подбельского. 1970-е годы
В середине 1970-х количество маршрутных такси в Ярославле было увеличено. Появились новые маршруты. В нескольких источниках говорится, что в 1976 году действовало семь маршрутов. Пролегали они по улицам с большим пассажиропотоком. Главной задачей этого вида транспорта было быстро довезти пассажиров до вокзалов города, от вокзалов в центр или от центра к окраине новых спальных районов. И наоборот. Количество маршруток на линиях было небольшим.
Как писала газета «Северный рабочий» тех лет, путь на маршрутке, например, от Ярославля Главного до автовокзала (находился в те годы он также на Московском проспекте) занимал всего 20 минут. Стоимость билета составляла 15 копеек. Работали маршрутки с шести утра до шести вечера. Некоторые маршруты работали все дни, кроме воскресенья. А был и, напротив, воскресный маршрут — от центра до рынка Фрунзенского района.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
1977 год. Фото: К. Мишин
Новые маршруты появились в 1984 году. Как минимум, их было десять, так как в разных источниках содержатся сведения о маршрутах №№ 9 и 10. В 1980-е компанию микроавтобусу РАФ уже составлял автобус ПАЗ-672. Нумерация маршрутов, кстати, не была сквозной с автобусами. А потому на улицах Ярославля можно было одновременно встретить, например, автобус № 1 и маршрутку № 1. Интервалы движения тогда составляли от 16-20 до 40 минут. Стоимость билета на маршрутку в 80-е повысилась и стала составлять 20 копеек.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
На улице Блюхера. 1970-1980-е годы
В 1990-е эти маршрутки неожиданно работу в Ярославле приостановили. Однако спустя некоторое время на линии вышли так называемые муниципальные маршрутные такси. Нумерация их с городскими автобусами была уже общая, а основной машиной стал ПАЗ-3205. Как раз тогда, например, появились ещё наверняка не забытые ярославцами маршрутки №№ 36, 38, 46 и другие. Хотя и схема их следования была изначально несколько отличающейся от той, что была в последние годы работы.
Частникам дали зелёный свет
Вообще, конец 90-х для общественного транспорта Ярославля стал самым трудным периодом. Износ подвижного состава трамваев, троллейбусов и автобусов достиг катастрофического уровня, они явно не справлялись с пассажиропотоком. В таких условиях и был дан зелёный свет частникам. Вместе с приходом нового столетия началась эра частных маршрутных такси. Причём частники сразу пришли на хорошие условия, получив выгодные протяжённые маршруты. Ярославцы стали активно пересаживаться на новые, быстрые, более частоходящие и относительно недорогие маршрутки. К слову, в первые годы работы частных маршруток стоимость проезда в них равнялась пяти рублям. Проезд в трамвае, троллейбусе и автобусе тогда составлял три рубля. Интересно, что поначалу некоторые маршрутки работали даже в ночное время — ночью билет обходился в десять рублей. Однако такая практика совсем не оправдала себя, и частники работу по ночам быстро завершили.
Изначально конечная большинства маршруток располагалась на площади Волкова. Со временем схемы движения увеличились, и конечные остановки стали располагаться буквально в разных концах города — и опять-таки, длинный маршрут давал маршруткам преимущество перед автобусами, троллейбусами и трамваями. Какие-то маршруты не прижились (например, 92-я маршрутка проработала всего пару лет и была ликвидирована), какие-то со временем перешли в разряд автобусов (например, автобусом стала в 2014 году 78-я маршрутка). Вместе с тем появлялись и новые маршруты. Какие-либо изменения в схеме движения маршруток происходили чуть ли не до последних дней.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
Ленинградский проспект. 2002 год. Фото: Ярослав Лученецкий
Основным автобусом маршрутного такси стал ПАЗ-3205. С конца 90-х его стали выпускать в модификации с двумя дверями, позднее вышла удлинённая версия. Компанию ПАЗикам в Ярославле в разные годы составляли «Газель», КАвЗ, МАЗ, «Scania», «Богдан», «Ford», «Fiat». Более современные модели ПАЗа работали фактически до последних дней.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
Улица Труфанова. 2010 год. Фото: «Яндекс Карты»
Нарушения правил подтолкнули к реформам
Жёлтые автобусы начали работу в Ярославле с апреля 2023 года. И тогда у многих жителей города сложился стереотип, что новый транспорт попадает в ДТП намного чаще, чем маршрутки. Ещё в прошлом году мы, подняв статистику, убедились, что это не так (читайте материал по ссылке). Маршрутные такси в своё время бились ничуть не реже. Были и весьма серьёзные ДТП с пострадавшими. Всё это — следствие того, что водители маршруток любили погонять и понарушать другие Правила дорожного движения. Вызывало зачастую нарекания и состояние подвижного состава. Всё это в конечном итоге и привело к реформам.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
Улица Труфанова. 2015 год
Поначалу водителей маршрутных такси просто обязали останавливаться строго на остановках. А в 2017 году мэр Владимир Слепцов обозначил ещё более серьёзные требования: обновить подвижной состав, перейдя на красные автобусы, оснащённые двигателями стандарта Евро-5, в салонах установить камеры видеонаблюдения и автоинформаторы. Но главные реформы были ещё впереди.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
Торговый переулок. 2010-е годы
К 2021 году, когда оканчивался срок действия лицензий у большинства частных перевозчиков, было обозначено: начинается перевод всего городского транспорта на регулируемый тариф. Большинство маршруток ушли в прошлое в один день — 14 июля 2021-го. Продолжили работу лишь пять маршрутов с действующими лицензиями. Но уже тогда было понятно, что только до конца контрактов.
Дольше всех, до 20 августа 2025-го, лицензия действовала у 97-й маршрутки. ООО «Альянс-Авто», обслуживающее маршрут, исправно отработало контракт до последнего дня. И вечером 19 августа выполнило последний в истории Ярославля рейс маршрутного такси.
Конечно, когда-то, может, маршрутка и вернётся на дороги города. Но, говоря словами классиков, это будет совсем другая история...
А что дальше
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта отметили, что схема закрытой 97-й маршрутки дублируется схемой автобуса № 97С. С 1 сентября на него выйдут четыре дополнительных автобуса большого класса марки «Lotos».
— Мы вместе с компанией-перевозчиком, обслуживающей этот маршрут, проработали вопрос о закупке новых автобусов для увеличения количества подвижного состава, — отметил заместитель председателя правительства — министр дорожного хозяйства и транспорта области Роман Душко. — Это позволит сократить интервалы движения на маршруте и улучшить транспортную доступность улицы Бабича в Дзержинском районе.

97С скоро станет больше
Сейчас на маршруте № 97С работает 15 автобусов в будни и десять в выходные. С 1 сентября выпуск подвижного состава составит 19 машин в будни и 16 в выходные.
Вместо заключения
Корреспонденту «Яркуба» удалось снять несколько автобусов, вышедших на последние в истории Ярославля рейсы маршрутных такси. Делимся этими кадрами.
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
В Ярославле официально завершилась 63-летняя история маршрутных такси
Фото: «Яркуб», «Яндекс Карты», «Ретро Ярославль», Ярослав Лученецкий, К. Мишин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».