Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
30 сентября в Ярославле завершается работа старых трамвайных вагонов. Также с 1 октября приостанавливается движение трамваев в центре и на Пятёрке. Одними из последних пассажиров стали корреспонденты «Яркуба».
Схема вновь изменится
Напомним, 1 октября в Ярославле стартует реконструкция путей на следующем участке — от трамвайного депо в сторону центра. Поэтому работа маршрутов №№ 1, 6к и 7к будет остановлена, а маршрут № 5к укоротят до депо. Пассажирам предлагают пользоваться электробусами №№ 50 и 60 и автобусом № 44, частично дублирующими трамвайные маршруты.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Ярославцам предлагают воспользоваться автобусами и электробусами
В течение этой осени планируют обновить участок до ТРЦ «Рио», построить там временное разворотное кольцо и продлить маршрут 5к. Движение до моторного завода рассчитывают открыть следующей весной. Полностью же обновлённые линии ярославцы могут оценить уже в конце следующего года.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Рельсы в центральной части города капитально не ремонтировались с 1970-х и действительно выглядят «уставшими». Та же история и на Пятёрке — реконструкция давно необходима
Поскольку в Дзержинском районе по реконструированным путям будут курсировать только новые вагоны, работа всех старых машин будет завершена. Получается, 30 сентября 2025 года — во многом исторический день для Ярославля, так как город прощается с трамваями, проработавшими более 25 лет.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Один из последних рейсов
Проработали 54 года
Чуть раньше в Ярославле тихо завершили работу вагоны модели КТМ-5. Сначала они ушли с городских маршрутов, но какое-то время в сентябре ярославцы ещё могли увидеть эти трамваи в Дзержинском районе на обкатке новых путей. Теперь же, по всей видимости, 54-летняя эпоха работы КТМ-5 в городе официально завершена.
Первые вагоны этой модели поступили в Ярославль в далёком 1971 году. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. В 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 (71-605) на долгие годы стал единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-5 на площади Подбельского. Начало 1970-х. Фото: Музей «ЯрГЭТ»
Поставки КТМ-5 в Ярославль продолжались 20 лет, до 1991 года. За всё это время в город поступило более 300 вагонов. Они ездили на Пятёрку, Перекоп, к Ярославлю Главному и даже успели побывать на площади Подбельского (Богоявления), в Торговом переулке, на Комсомольской и Первомайской улицах. Они же в 1977 году открывали и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Запуск брагинского трамвая. 1 ноября 1977 года. Фото предоставлено руководителем музея истории ГОАУ ДО ЯО «ЦДЮ» Людмилой Павловной Капраловой
До наших дней сохранилось шесть вагонов этой модели. И три из них работали на маршрутах совсем недавно.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-5 на улице Блюхера. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий
А эти — четверть века
Вагоны КТМ-19 (71-619) в Ярославле начали работу в день 990-летия города, в мае 2000-го — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые продолжили работу до 30 сентября 2025-го. Правда, изначально был один-единственный экземпляр с бортовым номером 100 — выпуск приурочили ещё и к грядущему 100-летию ярославского трамвая. Новый вагон работал в центре города, на третьем маршруте, связывающем Мукомольный переулок и вокзал Ярославль Главный по улицам Большой Октябрьской и Ухтомского.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-19 на улице Труфанова в Ярославле. 2010-е годы
Ещё пять вагонов пришло в 2005 году для работы на маршруте № 7, связывающем Брагино и центр. Массовые же поставки случились в 2007 году после продажи территории депо № 3. Ещё порядка 20 штук пришло в 2018 году после списания в Москве. Всего в Ярославле успело поработать более 40 штук 71-619К и 71-619КТ.
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
КТМ-19 в Ярославле. 2010-е годы
Станут памятниками и музейными экземплярами
И всё же эти «старички» бесследно не исчезнут. Уже известно, что вагон КТМ-5 с бортовым номером 29 точно будет сохранён в качестве памятника. К слову, именно этот экземпляр 1983 года выпуска хотели сохранить работники депо.
— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в прошлом году в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.
И вот, решение принято. Как сообщил директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, вагон будет установлен на постаменте рядом с депо. К слову, ещё в середине сентября 29-й перевозил пассажиров.
— Сегодня наша команда проводит восстановление легендарного вагона, и совсем скоро обновлённый КТМ-5М3 станет украшением территории нашего предприятия, — сказал Денис Пырлог.
Установить вагон на постамент планируют к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться в декабре этого года.
Но и это ещё не всё. Как поделился с «Яркубом» директор «ЯрГЭТа», планируется оставить ещё несколько экземпляров для музея предприятия.
Продолжат жить в других городах?
Однако на линии КТМ-19 после завершения всех работ по реконструкции ярославцы уже вряд ли увидят.
— 619-е тоже будут отстранены от эксплуатации, так как условия контрактов с 1 октября исключают старый транспорт. Планируем реализовать вагоны при наличии покупателей. Информацию по регионам с действующими трамвайными системами уже направили, — поделился с «Яркубом» Денис Пырлог.
Ранее ярославцы предлагали старые вагоны задействовать на каких-то мероприятиях, например, на экскурсиях или театральных представлениях. Однако как нам сообщили организаторы «Театра в трамвае» (который, к слову, на время реконструкции путей в центре и на Пятёрке приостановлен), пока ясности с будущим проекта нет. Но, наверное, нельзя исключать и того, что за год что-то изменится и КТМ-19 ярославцы на улицах ещё увидят...
Ушла эпоха. В Ярославле официально завершили работу старые трамваи
Уходит одна эпоха, приходит другая...
Фото в карусели: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».