Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области
Накануне ярославцы обсуждали очередную громкую новость о сносе исторического здания. Стало известно, что недалеко от станции Ярославль Главный начался демонтаж старинной башни, расположенной между железнодорожными путями.
Позже к обсуждению подключились специалисты. Градозащитник из Твери Павел Иванов и специалист общественного движения «Архнадозор» Юрий Егоров пояснили, что кирпичное здание похоже на будку управления стрелками и сигналами. Тем не менее, необходимости в таких постах, как и водонапорных башнях, у современных железных дорог нет.
Фото: читатель «Яркуба»
Доподлинно об истории башни известно мало. Как считает Юрий Егоров, время постройки поста — 1910-е годы, необходимость в нем возникла в связи с развитием станции, которое, в свою очередь, связано с постройкой моста через Волгу.
«Скорее всего, в границах современной Северной железной дороги — это вообще единственный и последний такой пост. Есть еще два на станции Лосиноостровская, но это уже Московская железная дорога. И, кстати, они поставлены на госохрану», — рассказал Юрий Егоров.
Тема сноса исторических зданий в последнее время стала особенно актуальной для Ярославля. Только в этом году город лишился флигеля усадьбы Бибикова на улице Чайковского, Доходного дома Романова в Революционном проезде, легендарных «быков» на Пятерке и двухэтажного домика на Пятницкой.
Что же касается сноса будки управления стрелками, то вряд ли удастся ему помешать. Территория, где расположена башня, исключена из границ зон охраны ОКН, а в РЖД рассказали, что заинтересованных в восстановлении здания не нашлось.
«Яркуб» решил вспомнить о других известных железнодорожных постройках Ярославля и области. Некоторые из них уже разрушены, другие сохранились до наших дней. К примеру, в черте Ярославля осталось не так много водонапорных башен: одна из них расположена у действующего Московского вокзала, а вторая рядом с заброшенными железнодорожными путями близ реки Урочь.
Водонапорная башня на станции Ярославль Главный
Для начала нужно сказать, что на станции Ярославль Главный не первый раз сносят постройки, относящиеся к железнодорожной инфраструктуре. Так, в 2003-2004 годах разрушили типовую водонапорную башню из монолитного железобетона.
Скорее всего, ее построили на станции Всполье во время восстановления станции от разрушений Ярославского восстания 1918 года. Кстати, в 1958 году станция была переименована в «Ярославль Главный».
Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области
Фото: Kondorfoto
Водонапорная башня на станции Лютово
22 октября 2020 года на станции Лютово была снесена водонапорная башня. Ее построили в 1887 году вместе со станционными постройками и открытием железнодорожной ветки на Кострому.
Тогда эта история всколыхнула волну критики в адрес Северной железной дороги, ведь станция Лютово имеет богатую историю. Ее история хорошо изучена, там снимали несколько художественных фильмов, а сама башня видна на кадрах советской кинокартины «Красная площадь» (1970). Защитники культурного наследия и ярославские общественники написали статью, посвященную сносу исторической постройки.
Стоп-кадр фильма «Красная площадь». 1970 год
Тогда в СЖД рассказали, что башня при внешнем удовлетворительном состоянии имела полный физический износ и находилась в аварийном состоянии: трещины внутренних конструкций здания, дефекты кирпичной кладки и изломы несущих балок.
К сожалению, несмотря на почтенный возраст, башня не являлась объектом культурного наследия и таковой ее не успели признать, когда пытались помешать сносу.
Башня была едва ли не главной достопримечательностью станции Лютово. Фрагмент фильма «Лагерь-призрак под Ярославлем: интересные факты и воспоминания». «Открытый Ярославль». 2020 год
Башня на станции Чебаково
Станция Чебаково — старейшая станция, которая была открыта в 1898 году вместе с запуском рыбинской линии. Тогда же в швейцарском стиле было построено здание вокзала.
Одна из достопримечательностей станции — водонапорная башня, дошедшая до наших дней почти в первозданном виде. Примечательно, что именно по этой ветке ходит ретро-поезд Ярославль — Рыбинск на паровозной тяге, поэтому в теории башню можно использовать по прямому назначению.
Башня на станции Урочь
Есть сохранившиеся до наших дней водонапорные башни и в черте Ярославля. Первая из них расположена в Заволжском районе. Но найти ее не так просто. В Тверицах, недалеко от Октябрьского моста в сотне метров от Волги, можно увидеть деревянные шпалы, ушедшие под землю, — приметы железнодорожной ветки. А рядом стоит та самая башенка, построенная в 1878 году. Это все, что осталось от станции Урочь, с которой в свое время начиналась железная дорога на левом берегу Волги.
Правда, после строительства моста через Волгу Урочь оказалась в стороне от основной магистрали и со временем превратилась в тупиковую. Водонапорная башня, где заправлялись паровозы, стоит до сих пор, но со временем ветшает и привлекает к себе любителей порисовать граффити.
В 2018 году башню внесли в Единый государственный реестр региональных памятников культуры.
Башня у Московского вокзала
Еще одна сохранившаяся башня в городе находится у Московского вокзала на площади Подвойского. Гексагональное здание сохранилось лучше, чем предыдущее.
Некогда станция Ярославль была самой крупной и главной в городе, а также одним из основных узлов Северной железной дороги.
Шуховские башни
В Ярославле в свое время располагались, по крайней мере, шесть башен, спроектированных русским инженером Владимиром Шуховым. Тем самый, который построил знаменитую телевышку на Шабаловке в Москве. Если в столице оберегают памятники советской архитектуры, то в нашем городе от наследия инженерной мысли избавляются.
Футуристическую гиперболоидную «Шуховскую башню» некогда установили на территории нынешнего Ярославского электровозоремонтного завода, но в 60-х она была разобрана. Похожая конструкция стояла на вагоноремонтном заводе, но в 2004 году была порезана на металлолом, как рассказали знающие люди. На ее месте сохранилась бетонная стена вокруг фундамента.
Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области
Башня на территории ЯЭВРЗ. 1911 год
Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области
Башня на ЯВРЗ. Фото: Иван Смолин
Рыбинская водонапорная башня
Пожалуй, самая красивое здание в этой подборке — водонапорная башня В. Нильсена в Рыбинске недалеко от станции Рыбинск-Товарный. Она сохранилась лучше всех остальных и неспроста: памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала XX века признан объектом культурного наследия регионального значения.
«Водонапорная башня В. Нильсена в Рыбинске — построенная из темно-красного кирпича пятиярусная восьмигранная башня, со смотровой башенкой, увенчанной шатром. Довольно высокая — около 30 метров. В целом интересно смотрится внешне и чем-то похожа формами на средневековый замок-крепость. Башня служила целям улучшения городского водоснабжения. В настоящее время — памятник промышленной архитектуры, находится в частной собственности и является городской достопримечательностью», — пишет Елена Ваганова, сотрудница Рыбинского филиала Госархива Ярославской области.
Пожалуй, областной столице стоит поучиться опыту Рыбинску и начать пристальнее следить за историческими зданиями.
Фото: Сергей Чекалов / VK
Немало в регионе построек, связанных с железной дорогой. Предлагаем взглянуть и на другие.
Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области
Одна из двух водонапорных башен у вокзала в Данилове. Построена в 1908 году. Фото: watertowers.ru
Башня на станции Пучковский в Ярославском районе. 2016 год. Фото: Kynaret
Водонапорная башня в поселке Петровское на Станционной улице. 2018 год. Фото: Демьян Филимонов
Водонапорная башня на станции Лом. Кирпичную кладку начали разбирать в 2016 году. Скорее всего, уже полностью разобрана. Фото: Michail White / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».