19 июля 2023 18:00

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Недалеко от станции Ярославль Главный начался снос старинной башни управления стрелками и сигналами. Увы, это не первый раз, когда разрушают исторические здания, относящиеся к железнодорожной инфраструктуре. Поэтому «Яркуб» решил вспомнить о других известных постройках Ярославля и области. Некоторые из них уже разрушены, другие сохранились до наших дней.
Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Накануне ярославцы обсуждали очередную громкую новость о сносе исторического здания. Стало известно, что недалеко от станции Ярославль Главный начался демонтаж старинной башни, расположенной между железнодорожными путями.

Позже к обсуждению подключились специалисты. Градозащитник из Твери Павел Иванов и специалист общественного движения «Архнадозор» Юрий Егоров пояснили, что кирпичное здание похоже на будку управления стрелками и сигналами. Тем не менее, необходимости в таких постах, как и водонапорных башнях, у современных железных дорог нет.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Фото: читатель «Яркуба»

Доподлинно об истории башни известно мало. Как считает Юрий Егоров, время постройки поста — 1910-е годы, необходимость в нем возникла в связи с развитием станции, которое, в свою очередь, связано с постройкой моста через Волгу.

«Скорее всего, в границах современной Северной железной дороги — это вообще единственный и последний такой пост. Есть еще два на станции Лосиноостровская, но это уже Московская железная дорога. И, кстати, они поставлены на госохрану», — рассказал Юрий Егоров.

Тема сноса исторических зданий в последнее время стала особенно актуальной для Ярославля. Только в этом году город лишился флигеля усадьбы Бибикова на улице Чайковского, Доходного дома Романова в Революционном проезде, легендарных «быков» на Пятерке и двухэтажного домика на Пятницкой.

Что же касается сноса будки управления стрелками, то вряд ли удастся ему помешать. Территория, где расположена башня, исключена из границ зон охраны ОКН, а в РЖД рассказали, что заинтересованных в восстановлении здания не нашлось.

«Яркуб» решил вспомнить о других известных железнодорожных постройках Ярославля и области. Некоторые из них уже разрушены, другие сохранились до наших дней. К примеру, в черте Ярославля осталось не так много водонапорных башен: одна из них расположена у действующего Московского вокзала, а вторая рядом с заброшенными железнодорожными путями близ реки Урочь.

Водонапорная башня на станции Ярославль Главный

Для начала нужно сказать, что на станции Ярославль Главный не первый раз сносят постройки, относящиеся к железнодорожной инфраструктуре. Так, в 2003-2004 годах разрушили типовую водонапорную башню из монолитного железобетона.

Скорее всего, ее построили на станции Всполье во время восстановления станции от разрушений Ярославского восстания 1918 года. Кстати, в 1958 году станция была переименована в «Ярославль Главный».

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Фото: Kondorfoto

Водонапорная башня на станции Лютово

22 октября 2020 года на станции Лютово была снесена водонапорная башня. Ее построили в 1887 году вместе со станционными постройками и открытием железнодорожной ветки на Кострому.

Тогда эта история всколыхнула волну критики в адрес Северной железной дороги, ведь станция Лютово имеет богатую историю. Ее история хорошо изучена, там снимали несколько художественных фильмов, а сама башня видна на кадрах советской кинокартины «Красная площадь» (1970). Защитники культурного наследия и ярославские общественники написали статью, посвященную сносу исторической постройки.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Стоп-кадр фильма «Красная площадь». 1970 год

Тогда в СЖД рассказали, что башня при внешнем удовлетворительном состоянии имела полный физический износ и находилась в аварийном состоянии: трещины внутренних конструкций здания, дефекты кирпичной кладки и изломы несущих балок.

К сожалению, несмотря на почтенный возраст, башня не являлась объектом культурного наследия и таковой ее не успели признать, когда пытались помешать сносу.

Башня была едва ли не главной достопримечательностью станции Лютово. Фрагмент фильма «Лагерь-призрак под Ярославлем: интересные факты и воспоминания». «Открытый Ярославль». 2020 год

Башня на станции Чебаково

Станция Чебаково — старейшая станция, которая была открыта в 1898 году вместе с запуском рыбинской линии. Тогда же в швейцарском стиле было построено здание вокзала.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Одна из достопримечательностей станции — водонапорная башня, дошедшая до наших дней почти в первозданном виде. Примечательно, что именно по этой ветке ходит ретро-поезд Ярославль — Рыбинск на паровозной тяге, поэтому в теории башню можно использовать по прямому назначению.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Башня на станции Урочь

Есть сохранившиеся до наших дней водонапорные башни и в черте Ярославля. Первая из них расположена в Заволжском районе. Но найти ее не так просто. В Тверицах, недалеко от Октябрьского моста в сотне метров от Волги, можно увидеть деревянные шпалы, ушедшие под землю, — приметы железнодорожной ветки. А рядом стоит та самая башенка, построенная в 1878 году. Это все, что осталось от станции Урочь, с которой в свое время начиналась железная дорога на левом берегу Волги.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Правда, после строительства моста через Волгу Урочь оказалась в стороне от основной магистрали и со временем превратилась в тупиковую. Водонапорная башня, где заправлялись паровозы, стоит до сих пор, но со временем ветшает и привлекает к себе любителей порисовать граффити.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

В 2018 году башню внесли в Единый государственный реестр региональных памятников культуры.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Башня у Московского вокзала

Еще одна сохранившаяся башня в городе находится у Московского вокзала на площади Подвойского. Гексагональное здание сохранилось лучше, чем предыдущее.

Некогда станция Ярославль была самой крупной и главной в городе, а также одним из основных узлов Северной железной дороги.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Шуховские башни

В Ярославле в свое время располагались, по крайней мере, шесть башен, спроектированных русским инженером Владимиром Шуховым. Тем самый, который построил знаменитую телевышку на Шабаловке в Москве. Если в столице оберегают памятники советской архитектуры, то в нашем городе от наследия инженерной мысли избавляются.

Футуристическую гиперболоидную «Шуховскую башню» некогда установили на территории нынешнего Ярославского электровозоремонтного завода, но в 60-х она была разобрана. Похожая конструкция стояла на вагоноремонтном заводе, но в 2004 году была порезана на металлолом, как рассказали знающие люди. На ее месте сохранилась бетонная стена вокруг фундамента.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Башня на территории ЯЭВРЗ. 1911 год

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Башня на ЯВРЗ. Фото: Иван Смолин

Рыбинская водонапорная башня

Пожалуй, самая красивое здание в этой подборке — водонапорная башня В. Нильсена в Рыбинске недалеко от станции Рыбинск-Товарный. Она сохранилась лучше всех остальных и неспроста: памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала XX века признан объектом культурного наследия регионального значения.

«Водонапорная башня В. Нильсена в Рыбинске — построенная из темно-красного кирпича пятиярусная восьмигранная башня, со смотровой башенкой, увенчанной шатром. Довольно высокая — около 30 метров. В целом интересно смотрится внешне и чем-то похожа формами на средневековый замок-крепость. Башня служила целям улучшения городского водоснабжения. В настоящее время — памятник промышленной архитектуры, находится в частной собственности и является городской достопримечательностью», — пишет Елена Ваганова, сотрудница Рыбинского филиала Госархива Ярославской области.

Пожалуй, областной столице стоит поучиться опыту Рыбинску и начать пристальнее следить за историческими зданиями.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Фото: Сергей Чекалов / VK

Немало в регионе построек, связанных с железной дорогой. Предлагаем взглянуть и на другие.

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Одна из двух водонапорных башен у вокзала в Данилове. Построена в 1908 году. Фото: watertowers.ru

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Башня на станции Пучковский в Ярославском районе. 2016 год. Фото: Kynaret

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Водонапорная башня в поселке Петровское на Станционной улице. 2018 год. Фото: Демьян Филимонов

Маленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и областиМаленькие башенки как часть большой истории железных дорог: самые известные железнодорожные постройки Ярославля и области

Водонапорная башня на станции Лом. Кирпичную кладку начали разбирать в 2016 году. Скорее всего, уже полностью разобрана. Фото: Michail White / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

27 июня в 10:06
Такси и микроавтобус столкнулись под Переславлем: есть пострадавший
29-летний водитель легковушки оказался в больнице.

ДТП с участием такси и микроавтобуса произошло 26 июня под Переславлем-Залесским. Авария случилась около полудня на трассе «Нагорье — Берендеево», недалеко от села Купанское. О происшествии сообщили очевидцы.

По данным УМВД России по Ярославской области, столкнулись автомобили «Фольксваген» и микроавтобус «Форд». Как видно на кадрах с места ДТП, от удара легковушка получила серьёзные повреждения — у машины смят левый бок, разбит передний бампер, а микроавтобус оказался в кювете.

В результате пострадал 29-летний водитель «Форда», мужчину госпитализировали.

Фото: Типичный Переславль-Залесский, Переславль Live / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 июня в 21:34
Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»
События проходят в рамках Театральной недели.

Театр в шкафу, в мега-песочнице, во фронтовой теплушке, в трамвае, в лесу, театр в ресторане... На этот раз естественными декорациями для фестиваля «Волков. Подмостки» (6+) станут поляны, лес и пляж городского парка «Подзеленье».

Фестиваль уже начался — с премьеры спектакля «До свидания, девочки!», посвящённого 80-летию Великой Победы. Документальный спектакль-воспоминание о девочках в серых шинелях из Ярославля, о любви и о войне, постановленный по воспоминаниям нашего земляка.

Главные же события «Волков. Подмостки» развернутся 28-29 июня, когда на театральные лесные подмостки выйдут театры из Москвы, Подмосковья, Воронежа, Санкт-Петербурга, Суздаля с постановками, посвящёнными истории театра.

В мега-песочнице на городском пляже будут кипеть настоящие шекспировские страсти в постановке легендарного Юрия Муравицкого, автора громких спектаклей в столичных театрах, «Двенадцатая ночь, или Как угодно». Главная особенность спектакля в том, что перед началом актёры при помощи жребия узнают, какая роль им выпадет. Спектакль — трижды номинант Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». Ещё один номинант этой престижной премии — спектакль «Красный фонарь» самого неформального российского режиссера Дмитрия Крестьянкина — эпистолярное действие по воспоминаниям последнего директора императорских театров.

А ещё на театральной поляне — моноспектакль петербургского актёра Александринского театра Александра Лушина, Дачный театр Антоши Чехонте, спектакль «Греки. Эдип. Медея» Ксении Зориной, который идёт на площадке Театр. doc, так любимой ценителями своевременного театра. Здесь же появится удивительный шкаф: стоит только открыть его дверь и зайти внутрь, как ты на 24 минуты погружаешься в поэтический мир Тонино Гуэрры, который, кстати, считал Ярославль самым красивым городом в России.

Лес в Подзеленье превратится в арт-лес и наполнится арт-объектами и декорациями из истории театра. Прямо на лесной поляне появится театральный буфет и театральный маркет.

По лесным тропам пройдёт маршрут фестивальной премьеры от команды «Волков. Подмостки» — спектакля-променада «Театральный хронограф», с которым зрители совершат путешествие во времени в историю Первого русского театра.

Ещё одна премьера второго фестиваля «Волков. Подмостки» — панк-мистерия «Торжествующая Минерва». Яркое, площадное действие, актуализация русского карнавала. Синтез музыкального перфоманса, театрального искусства и оперы. По мотивам легендарной постановки Федора Волкова, маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации Екатерины II, сыгравшей трагическую роль в его судьбе. В основе — оригинальный текст XVIII века Александра Сумарокова с добавлением стихов Егора Летова, основателя группы «Гражданская оборона». На подмостках — артисты Первого русского театра и современный балет. Барочные оперные партии Генделя в исполнении ярославской хоровой капеллы и музыка современного молодого композитора Егора Савельянова сливаются в единое целое, создавая уникальное звучание.

Всю неделю по вечерам по городу продолжает своё путешествие театральный трамвай со спектаклем-признанием в любви Ярославлю «Двери открываются». А в центре города отчаянные театралы будут ходить по театральным местам силы, распутывая загадки аудиоспектакля «Волков. Голос». В ресторанах города продолжается фестиваль «Съешь сюжет», где можно попробовать гастрономические интерпретации спектаклей из репертуара Первого русского, приготовленные из локальных продуктов.

Вход на фестиваль и посещение спектаклей свободное. Регистрация на посадочные места на сайте volkov-podmostki.ru.

Фестиваль «Волков. Подмостки» — проект группы компаний «Волга групп» и продюсерского центра «Пир на Волге», реализованный в партнёрстве с коллективом театра имени Фёдора Волкова.

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»Театр в песочнице и в лесу: выбираем спектакль второго фестиваля «Волков. Подмостки»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 июня в 16:59
Июнь в Ярославле завершится дождями и прохладой
Зато немного потеплеет аккурат на выходные.

Погода вновь испортилась. Порадует ли она ярославцев в ближайшие дни? И что ждать от последних июньских выходных? Синоптики поделились прогнозом на финал июня.

Виной всему — циклон, пришедший в регион с северо-запада. Вплоть до конца четверга, 26 июня, по Ярославлю и области ожидаются дожди, местами сильные, возможны грозы. Воздух прогреется только до +16...+20 градусов.

В пятницу погоду начнёт определять антициклон, однако теплее не станет. Более того, пятница обещает стать самым холодным днём текущей недели. При переменной облачности воздух прогреется до +15...+19, но при порывистом ветре будет казаться, что на улице ещё холоднее. Существенных осадков не ожидается.

Выходные же будут больше похожи на летние. Дневная температура составит +18...+22, ночами будет +12...+14. Продолжительных дождей не прогнозируют.

Однако радоваться лету придётся недолго. В финале недели с северо-запада в регион нагрянет новый циклон, и с понедельника вновь зарядят дожди, а температура упадёт до +16...+20 градусов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 июня в 14:55
В Переславле активисты заявили о незаконном разборе крыши старинного особняка
Градозащитники утверждают, что у собственника нет проекта реставрации.

В Переславле-Залесском градозащитники заявили о разборе старинного здания. Дом лишился крыши, перекрытий и деревянных перегородок, а демонтажные работы велись без проекта реставрации и необходимого разрешения. «Яркуб» разобрался в ситуации.

Речь идёт об «Особняке Глинских» на Плещеевской улице, который признан объектом культурного наследия в 2020 году. Работы в здании начались в первых числах июня, сообщила активистка Екатерина Катюнина. По её данным, хозяйка дома № 3 подтвердила, что сама решила снести кровлю по соображениям безопасности: якобы крыша разрушается и представляет угрозу для окружающих. Однако, как утверждает градозащитница, проекта реставрации и разрешений у собственницы не было. Увидев разбор здания, местные жители вызвали полицию. Правоохранители, прибывшие на место, составили протокол, но приостанавливать демонтаж не стали.

— У собственника нет проекта реставрации — набрали простых работяг, бригадир вообще «мимо проходил», остатки крыши и кровли увезли на грузовике. Ранее на страничке губернатора я оставляла сообщение об этом доме, потому что владелица за его состоянием не следит — разрушается не первый год. В областной службе охраны ОКН тогда ответили, что проведено обследование и открыто дело по изъятию. Но с тех пор новостей не было, — рассказала «Яркубу» Екатерина.

К слову, крыша особняка действительно является ключевым конструктивным элементом здания. В приказе о включении ОКН в реестр говорится, что под охрану попадает «конфигурация скатных крыш основного объёма, мезонина и „коромыслообразной“ кровли светёлки».


В разговоре с журналистом «Яркуба» Екатерина добавила, что собственница особняка некогда хотела открыть в нём гостиницу. Это подтверждается документами, опубликованными на сайте городской администрации. Женщина планировала изменить вид разрешённого использования земельного участка на «гостиничное обслуживание». В рамках этого проекта предусматривалось переустройство и перепланировка существующего нежилого здания под гостиницу на шесть номеров, но, что важно отметить, с сохранением объёмно-пространственных характеристик самого памятника. Эти планы были представлены на общественные обсуждения, состоявшиеся с 9 по 16 января 2025 года и не привлёкшие ни одного участника. 24 февраля администрация Переславль-Залесского муниципального округа предоставила разрешение на изменения.

25 июня полиция направила ответ и отказала в возбуждении дела, сославшись на отсутствие состава административного правонарушения по статье «Самоуправство». При этом активисты считают, что полиция допустила ошибку и должна была рассматривать норму, защищающую памятники истории и культуры — по статье 243 УК РФ. Екатерина Катюнина добавила, что собирается обжаловать постановление в прокуратуре.

Особняк на бывшей Пожарной улице, как это понятно по своему названию, имеет историю, связанную с семейством Глинских. Глинские были состоятельными купцами и мещанами, владели различными предприятиями и недвижимостью. Известно, что дом был построен в начале XIX века, в 1826 году сдавался в аренду под Переславское городское училище. В начале ХХ века домовладение Глинских было разделено на два дома: бревенчатый флигель стал самостоятельным домом № 5, а каменный дом с мезонином получил № 3. В советское время дом превратился в коммунальные квартиры. В 2016-м особняк даже попал в список жилых домов, подлежащими сносу. Однако уже в следующем году власти передумали и включили историческое здание в план приватизации. Так он и попал в частные руки.

Фото: Катя Катюнина / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
26 июня в 14:41
Ярославцам рассказали, можно ли возить в общественном транспорте велосипеды
Памятка для пассажиров.

На днях в Ярославле в одном из автобусов случился конфликт между водителем и пассажиром, перевозящим велосипед. В компании-перевозчике, «Транспорте Ярославии», прокомментировали произошедшее и рассказали, можно ли в автобусах перевозить велосипеды.

Сама история случилась 24 июня в салоне автобуса № 41А. Мужчина решил перевезти в салоне спортивный велосипед с Липовой Горы до Нефтестроя, при этом оплатил свой проезд и провоз багажа. Велосипед он поставил на свободную площадку. Поначалу всё было спокойно, но позже к мужчине подошёл водитель, и завязался конфликт, суть которого в том, что водитель был недоволен перевозкой в автобусе такого предмета багажа, как велосипед.

Произошедший инцидент в социальных сетях у ярославцев вызвал бурные обсуждения и главный вопрос — а можно ли всё-таки перевозить в общественном транспорте велосипеды? Если да, то каковы правила перевозки? Мы спросили об этом в компании-перевозчике — «Транспорте Ярославии».

Во-первых, в пресс-службе компании нам ответили, что по факту произошедшего инцидента была проведена служебная проверка. А во-вторых, поделились правилами перевозки багажа, из которых следует, что пассажир всё-таки был не прав.

Так, согласно требованиям правил перевозки велосипедов в городском общественном транспорте, проезд разрешён, если размер велосипеда не превышает 180 сантиметров. Заносить велосипед в автобус при этом нужно через вторую дверь, дождавшись, когда из салона выйдут люди. Размещать его следует на специальной площадке. Кроме того, велосипед не должен мешать другим пассажирам. Это значит, что он должен быть чистым, не перекрывать проходы, не иметь острых выступающих частей. Ещё один важный момент — следует оплатить провоз багажа, стоимость этой услуги равна стоимости обычного разового билета.

Как показала служебная проверка, велосипед мужчины имел габариты, превышающие установленные нормы, и занял практически всю специальную площадку, которая предназначена для размещения маломобильных пассажиров. Когда в салон вошла пассажирка с детской коляской, колесо велосипеда находилось на расстоянии 20 сантиметров от ребёнка.

— Водитель автобуса сделал замечание пассажиру с велосипедом о том, что его велосипед грязный, превышает установленные габариты, имеет выступающие части, занимает практически всю специальную площадку, а маршрутом 41а часто пользуются маломобильные граждане. Кроме того, в случае ДТП или резкого торможения другие пассажиры, находящиеся в салоне автобуса, могли получить травмы. При этом водитель не выгонял пассажира из автобуса, а только сделал замечание, тем самым выполнив свои должностные обязанности, хотя и произвёл это в резкой форме, — прокомментировали в «Транспорте Ярославии».

И добавили, что провели дополнительный инструктаж о соблюдении культуры обслуживания пассажиров.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

25 июня в 10:39
Ярославна нашла дневник боевого лётчика с записями о первых днях Великой Отечественной
Спустя 80 лет записки опубликованы в историческом журнале.

Жительница Ярославской области нашла дневники, принадлежавшие советскому летчику-истребителю Павлу Леонтьеву. В записях отражена хроника воздушных боев, размышления о книгах и техниках пилотирования, а также уникальные свидетельства первых часов Великой Отечественной войны. О редкой находке рассказал исторический журнал «Родина».

Зоя Петровна Емельянова из посёлка Бурмакино — родственница Павла Леонтьева, а документы хранил её муж. Леонтьев был отцом его первой жены. Бумаги — амбарная книга, служившая лётчику своеобразным дневником и бортовым журналом, записная книжка и листы из тетради с воспоминаниями о службе — пролежали десятилетия в семейном архиве.

«Павел Леонтьев — тесть моего мужа. Перед отставкой он командовал авиационным полком. Жил не в Ярославской области, а на юге. Войну начинал в Бессарабии. Я посмотрела — записи военные, выбрасывать грешно, всё-таки это история. Может, кому-то пригодятся. Вот эти листочки — это воспоминания о том, как он учился, служил, как начинал воевать», — рассказала «Родине» Зоя Петровна.

Ярославна нашла дневник боевого лётчика с записями о первых днях Великой ОтечественнойЯрославна нашла дневник боевого лётчика с записями о первых днях Великой Отечественной

Фото: «Родина»

Павел Данилович Леонтьев родился в 1914 году в Кременчуге, воевал в составе 67-го истребительного авиаполка, летал на более чем 30 типах боевых машин. За годы службы совершил 175 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы» и другими. В отставку ушёл в 1954 году в звании гвардии подполковника, умер в 1961-м, похоронен в Симферополе.

Особую ценность представляют записи, сделанные в июне 1941 года. В них — впечатления от первых часов войны: тревожный подъём по сигналу в ночь на 22 июня, полёт на перехват предполагаемых бомбардировщиков, шок от известия о начале боевых действий и первый боевой вылет, закончившийся крушением самолёта. Несмотря на травмы, Леонтьев продолжил выполнять задачи.

«В ночь с субботы на воскресенье 22 июня 1941 года в 3 часа ночи полку была объявлена боевая тревога. Было ещё темно. Весь состав полка собрался быстро. Была дана команда со штаба: рассредоточить самолёты вокруг аэродрома, что и было быстро проделано. В 3 часа 20 минут на эмке к нам в эскадрилью приехал командир полка и НШ [начальник штаба — Прим. ред.], и, вызвав меня с личным составом звена, поставили задачу: взлететь, набрать высоту 5 тыс. метров и патрулировать над городом Рени с задачей не пропустить самолеты-бомбардировщики с запада на нашу территорию. Какие самолёты должны были лететь с Запада и что с ними делать: сбивать или вынуждать к посадке — нам не было ясно, и нам не могли этого сказать, так как обстановка ещё не была ясна и командованию полка

<...>

Барражировали мы над городом Рени 50 минут, и по истечении этого времени взяли курс на свой аэродром, идя со снижением. К этому времени уже почти полностью рассвело. Подлетая к аэродрому, я увидел вокруг аэродрома в нескольких местах поднимавшиеся с земли столбы чёрного и серого дыма. Ну, наверное, начались манёвры, подумал я, и это жгут дымовые шашки.

Зарулив на место стоянки, я выключил мотор. В это время к моему самолёту подошёл командир полка.

— Немцы объявили нам войну, — сказал командир полка. — И пока вы были в воздухе, произвели налёт на наш аэродром. Вон, смотрите — дым, это догорают немецкие бомбардировщики, сбитые лётчиками нашего полка. Они прилетели с запада на высоте 600-800 метров девяткой и шли прямо на аэродром, как на парад. Но наши лётчики взлетели, и на подступах к аэродрому завязался воздушный бой, в котором было сбито пять самолётов противника, а остальные поодиночке повернули назад.

Я стоял, слушал и не верил тому, что говорит командир полка. Думая сам про себя — ведь это начались маневры нашего округа, и командир полка, говоря так, создаёт обстановку для большей реальности.

Когда командир полка уехал, я подошёл к группе здесь же собравшихся лётчиков и техников и услышал, как некоторые лётчики с азартом рассказывали друг другу, как они атаковали самолёты немцев, и как эти самолёты падали, горящие, на землю и взрывались», — писал Павел Данилович.

Ярославна нашла дневник боевого лётчика с записями о первых днях Великой ОтечественнойЯрославна нашла дневник боевого лётчика с записями о первых днях Великой Отечественной

Фото: «Родина»

Из дневников известно, что в ходе повторной атаки самолёт Павла Леонтьева подбили при взлёте, лётчик получил травмы, но спустя несколько часов вновь вернулся в строй.

В заключении отметим, что эти материалы позволят глубже реконструировать не только боевой путь одного офицера, но и повседневную жизнь лётчиков в первые, самые тяжёлые месяцы войны.

Заглавное фото: Александр Шиханов / Российская газета

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 июня в 19:16
В Ярославле в схему и расписание общественного транспорта внесли временные изменения
Корректировки связаны с проведением театрального фестиваля и ремонта моста.

В Ярославле до окончания театрального фестиваля вносятся изменения в расписание движения общественного транспорта. Кроме того, некоторые маршруты в отдельные дни поменяют и схему курсирования. Об этом предупредили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона.

Корректировки вносятся, чтобы ярославцам проще было добираться домой после вечерних мероприятий. Изменения коснутся некоторых автобусов, троллейбусов и электробусов, проходящих через центр города.

Изменения в работе транспорта

  • с 23 по 29 июня все троллейбусы, следующие в депо с конечного остановочного пункта «Ярославль Главный», будут выполнять рейсы с заездом на остановку «Богоявленская площадь» и с остановкой для посадки и высадки пассажиров;

  • 30 июня с 22:30 до 0:30 троллейбусные маршруты № 4 «Торговый переулок — Фабрика „Красный перевал“», № 8 «Улица Волгоградская — Торговый переулок», № 9 «Улица Нефтяников — ЯШЗ» будут работать в укороченном варианте — троллейбусы №№ 4 и 8 будут следовать до Красной площади, № 9 — до Богоявленской площади, а движение троллейбусного маршрута № 1 «Ярославль Главный — ЯШЗ» закрывается вовсе;

  • электробус № 50 «Крестобогородская — 15-й микрорайон» 30 июня отправится от остановки «15-й микрорайон» в 23:29;

  • автобус № 4 «Улица Ярославская — Ярославль Главный» 30 июня отправится от остановки «Ярославль Главный» в 0:02;

  • автобус № 19к «Улица Гудованцева — Красная площадь» с 23 по 27 июня будет отправляться с остановки «Красная площадь» в 23:10, с 28 по 29 июня — в 23:15, а 30 июня — в 0:15;

  • автобус № 21 «Красная площадь — Очапки» с 23 по 27 июня будет отправляться с остановки «Красная площадь» в 23:28, 30 июня — в 0:30;

  • автобус № 33 «ПАТП № 1 — Областная больница» 30 июня отправится с остановки «ПАТП № 1» в 23:52, от остановки «Областная больница» — в 0:40;

  • автобус № 57 «Фабрика «Красный перевал — Улица Гудованцева» 30 июня отправится с остановки «Фабрика „Красный перевал“» в 23:30, от остановки «Улица Гудованцева» — в 23:54;

  • автобус № 8 «ТРК „Ярославский Вернисаж“ — 15-й микрорайон» 30 июня отправится с остановки «15-й микрорайон» в 23:33, от остановки «ТРК „Ярославский Вернисаж“» — в 23:48;

  • автобус № 42 «15-й микрорайон — Поселок Куйбышева» 30 июня отправится с остановки «15-й микрорайон» в 23:33, от остановки «Посёлок Куйбышева» — в 23:44;

  • автобус № 49 «Улица Ярославская — 15-й микрорайон» 30 июня отправится с остановки «15-й микрорайон» в 23:20, от остановки «Улица Ярославская» — в 23:42;

  • автобус № 56 «Посёлок Прибрежный — „Машприбор“» с 23 по 27 июня будет отправляться от остановки «Посёлок Прибрежный» в 22:34, 30 июня — в 23:39, отправление в последний рейс от остановки «Машприбор» — в 23:37;

  • автобус № 53 «ТРК „Ярославский Вернисаж“ — Гипермаркет „Глобус“» 30 июня отправится с остановки «Гипермаркет „Глобус“» в 23:49, от остановки «ТРК „Ярославский Вернисаж“» — в 23:50;

  • автобус № 1 «Улица Волгоградская — 5-й микрорайон» 30 июня отправится с остановки «Улица Волгоградская» в 23:28, от остановки «5-й микрорайон» — в 23:55;

  • автобус № 97с «Фабрика „Красный перевал“ — Улица Большие Полянки» 30 июня отправится с остановки «Улица Большие Полянки» в 23:56, от остановки «Фабрика „Красный перевал“» — в 23:35.

Ещё одно изменение в схеме работы автобусов связано с закрытием Комсомольского моста. Корректировки вступят в силу 25 июня и будут актуальны до открытия проезда по мосту. Так, автобусы №№ 17 и 106 перенаправляются на Толбухинский мост.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

23 июня в 20:15
В Ярославской области повысится плата за услуги ЖКХ
Традиционное повышение запланировано с 1 июля.

В Ярославской области с 1 июля 2025 года подорожают коммунальные услуги. Об этом предупредили в региональном правительстве.

Последний раз услуги ЖКХ дорожали год назад, 1 июля 2024-го. В июле 2025-го тариф на электроэнергию в первом диапазоне (до 3 900 киловатт-час/мес.) составит 5,57 рубля за 1 киловатт-час для городского населения и 3,9 рубля за 1 киловатт-час для сельского (рост составит 12,5%). За тепло жители региона в среднем будут платить больше на 16,45%.

Газ для большинства потребителей (за исключением домов с использованием газовой плиты и газовыми водонагревателями) подорожает на 15%. Для остальных рост составит 4,85%.

Горячее водоснабжение станет дороже на 15,08%, питьевая вода — в среднем на 13,22%, водоотведение — на 14,66%.

Тариф за услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами повысится на 12,87%. Размер платы составит 132,40 руб./чел. (рост 15,1 руб./чел.) для многоквартирных домов и 135,17 руб./чел. (рост 15,4 руб./чел.) для частного сектора.

В правительстве напомнили, что в регионе действуют меры поддержки в части компенсаций и субсидий на оплату коммунальных услуг. Субсидии полагаются тем, у кого расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода всех членов семьи.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

23 июня в 13:40
В Ярославской области в трёх ДТП пострадали подростки
В двух случаях транспортом управляли сами несовершеннолетние.

За минувшие выходные в Ярославской области в ДТП пострадали несколько несовершеннолетних. Об этом рассказали в пресс-службе УМВД России по региону.

Так, 21 июня около 15 часов в Гаврилов-Ямском округе 40-летний мужчина ехал на мопеде с десятилетней пассажиркой. В какой-то момент нога девочки попала в заднее колесо мопеда. Ребёнок получил травмы и был госпитализирован.

В тот же день около 18 часов в районе деревни Черкасово Угличского округа десятилетний водитель квадроцикла не справился с управлением, в результате чего транспортное средство опрокинулось. Сам водитель и его 18-летняя пассажирка получили травмы и были госпитализированы.

А около 22 часов субботы на улице Кирова Углича 16-летний подросток, управляя мотоциклом, также не справился с управлением, упал на обочину и получил травмы. Пострадавшему назначено амбулаторное лечение.

По фактам ДТП проводятся проверки.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет