4 декабря 2017 14:00

«Это не мода»: в Ярославле прошла лекция о трансгендерах

Что, как и почему — рассказывала преподаватель ЯГМУ Оксана Архиповская. Мы сходили на лекцию и кратко записали её для вас. А после «Яркуб» познакомился с транссексуалом из Ярославля. Поговорили о жизни и планах на будущее.

«Это не мода»: в Ярославле прошла лекция о трансгендерах

Что, как и почему — рассказывала преподаватель ЯГМУ Оксана Архиповская. Мы сходили на лекцию и кратко записали её для вас. А после «Яркуб» познакомился с транссексуалом из Ярославля. Поговорили о жизни и планах на будущее.


Конспект

Лектор — медицинский психолог, сексолог, старший преподаватель ЯГМУ (кафедра клинической психологии) Оксана Архиповская.

Что такое транссексуальность (трансгендерность)?

Транссексуальность не имеет отношения к половому влечению. Сексуальность — это ощущение своей принадлежности к полу. А транссексуальность — несовпадение сознания и биологического пола. К пониманию трансгендерности существует три подхода: биологический, психологический и социальный.

Биологический подход

Исследователи выдвигают версию о «половом диморфизме» мозга. Гормоны человека не соответствуют его половым органам. Так может случиться во время беременности, когда формируются системы организма. Ученые отмечают, что мозг транссексуала-женщины (женщина в теле мужчины) больше похож на мозг женщины в теле женщины.

Психологический подход

Существует такое мнение: транссексуальность — это результат психологической травмы. Но с этим трудно согласиться. Существуют ли вообще люди без психологических травм? Ведь развитие — это разрушение прошлого опыта и создание нового. Есть исследования, где утверждается, что у транссексуалов плохие отношения с матерями. Но и это не правило. Так может быть у кого угодно.

Социальный подход

Дело только в воспитании. В Советском Союзе этот подход был особенно популярен. Выпустили даже методическое пособие по профилактике транссексуальности. Мол, надо воспитывать детей правильно. По принципу: мальчик —мальчик, девочка — девочка. Девочка играет в куклы, мальчик — в машинки. Если ребенок стал транссексуалом, значит, его неправильно воспитали. Но одного воспитания недостаточно. Показательна история Брюса Реймера. Мальчику неудачно провели обрезание и родители решили сделать из него девочку. Воспитывали соответственно: платья, куклы, бантики. Став подростком, ребенок понял, что с ним что-то не так. На руках — волосы, плечи широкие. А грудь растёт — гормонотерапия. Что в голове у бедного подростка? Были попытки самоубийства. Родители решили рассказать правду. В итоге Брюс осознал себя мужчиной и вернулся к биологическому полу. Этот случай доказывает несостоятельность социального подхода: сформировать гендер нельзя.

Био-психо-социальный подход

На формирование транссексуальности влияют сразу все факторы. Современная наука придерживается такого подхода.

Трансгендерность — это модное явление?

Транссексуальность — явление редкое. Статистика в России: 1 к 50–60 тысячам. Конечно, не всех могут посчитать, остается слепое окно. Многие боятся открыться. Но говорить о моде мы не можем. Скорее, модно говорить об этом. «Я мужчина, но во мне есть и что-то женское». Люди делают из этого культ.

Кому легче — мужчине или женщине?

Говорить, что кому-то жить легче, нельзя. Условия бывают разные. Сменить пол — это не просто приделать половые органы и отрезать молочные железы. Главное — чувствовать себя комфортно в своём теле. Не стоит менять пол, если думаешь, что женщинам или мужчинам легче живётся (радикальные феминистки, например, предлагают сменить пол и жить счастливо). Нельзя это делать по какой-то внешней мотивации. Сделать операцию, не ощущая своей принадлежности к другому полу, — не значит стать транссексуалом. Тогда это просто коррекция тела. Пол — намного сложнее, чем принято считать.

Нужна ли психотерапевтическая подготовка перед сменой пола?

Транссексуалы всегда проходят проверку у психотерапевта. Врач должен понять, первично это или нет. Например, транссексуальность может развиться на фоне шизофрении. Тогда она будет первичной. Психотерапевты будут работать с шизофреником, а не с транссексуалом. Необходимо пройти большое обследование, чтобы получить разрешение на переход в другой пол. Если выяснится, что это социальное насаждение или психическое расстройство, а не истинная транссексуальность, то с этим будут работать, лечить. Если после операции человек сожалеет, то он и не чувствовал себя принадлежащим к другому полу.

Можно ли вылечить транссексуальность?

Кто-то считает, что можно пройти курс психотерапии и гормонотерапии и излечиться от «недуга». Но помощь и лечение не в том, чтобы сказать, что это плохо, и избавить от извращения. Помочь — это снять дискомфорт и дать возможность распознать себя, ответить на вопрос: «Кто я?».

Сколько стоит операция по смене пола?

Не так дорого, как все считают. Ценник умеренный. Приравнивается к средней стоимости автомобиля — около 500 тысяч рублей.

Правда ли, что после операции долго не живут: из-за гормонотерапии развивается рак?

Любое изменение в теле — это фактор риска. Но это не значит, что так произойдёт. Статистических данных нет. Такие операции совершались ещё в советские времена. Эндокринологи отмечают, что гормонотерапия не вызывает глобальных изменений в организме. Но высока статистика по суицидам. Общество не принимает трансгендеров. И социальный риск намного выше, чем биологический.

Как получить новые документы?

В России это сделать сложно, потому что нет единого стандарта. Обязательно нужна справка о смене пола.

Что такое андрогинность?

Андрогинность — это изменение половых ролей в современном мире, когда человек проявляет одновременно и мужские, и женские качества. Общество меняется. Люди отходят от бинарного подхода. Явление феминизма — яркое тому свидетельство.

«Наша цель, — завершила лекцию Оксана Архиповская, — информировать, дать правдивую информацию, а не сделать явление модным».


«Врачи не смогли меня переубедить»

После лекции Оксаны Архиповской «Яркуб» познакомился с женщиной-транссексуалом (мужчина → женщина). В прошлом она сменила пол. Имя раскрывать не стала. «Зачем? Сейчас у меня другая жизнь». Ощущать себя женщиной начала в подростковом возрасте. «Я поняла, что со мной что-то не так. Была очень женственной, худенькой, волосы чуть не до пят». Советская система принять это не могла. Женщина проходила принудительное лечение в психиатрической клинике. «Врачи не смогли меня переубедить. Хотя очень пытались. Знаете, у них есть много уловок. Ты с ними беседуешь, один психиатр тебя отвлекает, а другой вдруг называет твоё мужское имя. Если отзываешься — значит, не истинный транссексуал. Следовательно, никто подтверждения тебе не даст». Принудительно отправили её и в армию. «Отслужила, всё было». Об этом женщине вспоминать не хочется. Операцию по смене пола сделала в Бангкоке. «Там с этим намного проще. Да и качественнее». Жила за границей. Вышла замуж. Но через несколько лет — развод. Иронизирует: «Такой дурачок, если честно». Больше замуж не собирается. Детей заводить тоже. «Есть очень женственные транссексуалы. Им обязательно семью, детей подавай. А я просто баба. Многие думают, что откуда-то из колхоза свалилась». В Россию вернулась из-за доступной медицины. За границей без гражданства невозможно получить хорошие медицинские услуги. А после операции нужно постоянно проходить гормонотерапию. «Иначе организм полетит. Случится конфликт мужских и женских гормонов. И всё, считай. Сами понимаете, ничего хорошего».

Женщина ведёт закрытый образ жизни. Она против культивирования этой темы. «Понимаете, это не мода. Это серьёзно. В Ярославле истинных транссексуалов очень мало — хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать». Сама увлекается искусством, рисует картины. Хочет снова уехать. «У нас в стране страшная гомофобия. Я не вижу возможности реализовать себя социально». Тем не менее, считает себя абсолютно счастливой: «Наконец-то я та, кем всегда была. Моё тело мне соответствует».

Читайте также«Охота на ведьм», или Дискриминация ЛГБТ в России».

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет