Вчера, 31 мая, во Фрунзенской администрации состоялись публичные слушания по переводу зеленой зоны вблизи выявленного памятника архитектуры, здания и прилегающей территории «Усадьба Коковцевых», в зону жилой застройки. На этом месте планируется построить жилой микрорайон, что, по мнению жителей, приведет к гибели и так находящейся в плачевном состоянии исторической территории.
Публичные слушания «Усадьба Коковцевых» — фарс регионального масштаба
Вчера, 31 мая, во Фрунзенской администрации состоялись публичные слушания по переводу перевода зеленой зоны вблизи выявленного памятника архитектуры, здания и прилегающей территории «Усадьба Коковцевых» в зону жилой застройки. На этом месте планируется построить жилой микрорайон, что, по мнению жителей, приведет к гибели и так находящейся в плачевном состоянии исторической территории.
Кстати, об истории!
Для тех, кто не знал: в Ярославле, правда несколько веков назад, это были загородные территории, где сейчас располагается самая настоящая усадьба XVIII века. Расскажем несколько фактов. Принадлежала она семье местных дворян Коковцевых. Николай Иванович Коковцев являлся создателем первой ярославской типографии, но самым известным в роду стал Владимир Коковцев, который 10 лет являлся министром финансов Российской Империи. Вот это парадокс: жилищу человека, некогда распределявшего огромные средства, в современном мире не могут найти денег не то, что на полную реконструкцию здания, хотя бы на поддержание. Пришедшая в негодность крыша требует вложений в 1 млн. рублей, без этих работ усадьба скоро полностью исчезнет с лица земли.
Владимир Коковцев прожил до 90 лет и скончался во Франции, а в здании усадьбы в свое время располагались и библиотека, и дом культуры, и даже детский сад. К счастью, архитектурные элементы здания достаточно хорошо сохранились. До недавнего времени в усадьбе проживали простые ярославцы. (Читайте также: В Ярославле в дореволюционной усадьбе до сих пор живут люди). Кроме того, на близлежащей территории расположена система прудов, это прекрасное место для отдыха, со своей атмосферой и экосистемой. Усадьбе, несомненно, нужен хозяин, который сможет возродить ее и создать еще один туристический объект в регионе, как это сейчас происходит с замком Понизовкина в Красном Профинтерне. (Читайте также - Фестиваль Башмета дал старт новой жизни усадьбы Понизовкина).
Что думает власть?
Примечательно, что 30 мая на заседании муниципалитета в связи с отчетом исполняющего обязанности мэра Ярославля Алексея Малютина о деятельности за прошедший год вопрос усадьбы Коковцевых поднимался. Причем фактический глава города выразил надежду, что зеленые зоны Ярославля сокращаться не будут. Но
Что нам стоит дом построить!
Представители
Начальник отдела документации по планировке территорий Юлия Чебалова заверила собравшихся, что проект выполнен по всем нормам градостроительного проектирования, и есть заключение об этом соответствии. Кроме того, по ее словам, самой усадьбе ничего не угрожает, а застройка лишь послужит мотивацией к работам по благоустройству новой рекреационной зоны на прилегающих территориях. И те люди, которые придут сюда жить, будут заинтересованы в сохранении усадьбы. Мысль, конечно, позитивная, но слишком нереальная.
Слушания слушаниям рознь
Несмотря на то, что итоги публичных слушаний не всегда принимают во внимание, общественный резонанс может иметь значительный результат. На собрании жителей Дзержинского района, когда темой обсуждения стала Павловская роща, пришло около 600 жителей района. Было много выступающих, представляющих интересы именно брагинцев, архитекторов и градостроителей. Слушания во Фрунзенской администрации, несомненно, превратились в фарс, когда жителям района, которых и так пришло немного, практически не давали высказаться. 100 человек поддержали проект и около 20 оказались против. Но стоит подметить тот факт, что не все пришедшие были озабочены проблемой усадьбы. Многие оказались жителями другого района, по некоторым данным просто приглашенными на публичный процесс.
Мнение жителей
Озабоченность некоторых ярославцев выражалась не столько в строительстве целого микрорайона, сколько в человеческом факторе. Какими бы мы культурными себя не считали, появление большого количества человек отразится негативно на усадьбе. Никем не охраняемая, она может привлечь внимание подростков, а близлежащие пруды стать новым местом отдыха для 7000 человек. Никаких экологических проектов в связи с этим не предусмотрено.
От жителей говорила КОС 5 микрорайона Фрунзенского района Ярославля Надежда Комарова
— Сегодня нас ознакомили с проектом застройки. 16 тысяч жителей микрорайона сейчас задыхаются без зеленой зоны, и еще 7000 к нам хотят подселить. Все дворы заставлены транспортом, везде заводы и дороги. Нас окружает технопарк, с другой стороны НПЗ и прочие предприятия, торговые центры. Здесь должен располагаться перспективный ландшафтный въезд со стороны Москвы и Владимира, Суздаля и Костромы. Микрорайон построен, а благоприятные экологические условия никем не рассматриваются. Мы собрали 200 подписей жителей района, которые не были учтены.
Мнение градозащитников
Ни для кого не секрет, что многие объекты исторического наследия сохраняются благодаря работе ярославских градозащитников, которые выходят на борьбу с системой. Прокоментировать ситуацию с усадьбой и высказать отношение к происходящему «ЯрКуб» попросил Ольгу Мазанову:
— Сегодня, по своей сути, обсуждения и не было. Еще в 2014 году общественность предложила внести изменения в правила землепользования, чтобы провести зонирование данной территории, не переводить ее в зону застройки, а разделить на две зоны — рекреационную, прилегающую к реке Дунайка, а оставшуюся землю отдать под застройку домами этажностью не более 4. Сейчас на эту территорию нет никаких регламентов, то есть, строить там можно и 4- и 100-этажные дома. Наше предложение - пока объявить мораторий на застройку и выполнить проект зоны охраны памятников с определением участков возможного строительства, охранной зоны самой усадьбы. Ценность представляет не только ее здание, а весь ансамбль с парками и прудами, это единая экосистема. Такая антропогенная нагрузка чревата тяжелыми последствиями. 100 человек, которые сегодня проголосовали за проект, - это административный ресурс, молодежь, которая не имеет отношение к этому микрорайону, а жителей никто слушать не хочет. Это градостроительная практика неправильна.