Музыкантам «Арии» сегодня интересна жизнь, а не мифы (интервью)
Группа «Ария» во второй раз за свою историю отказалась от мистических тем, жесткая немецкая философия уступила место современной теоретической физике, а ко Дню Космонавтики фанаты могут увидеть новый клип на песню «Точка невозврата». Обо всем этом «ЯрКубу» рассказали основатель «Арии» Владимир Холстинин и главный «арийский» композитор Виталий Дубинин.
Группа «Ария» во второй раз за свою историю отказалась от мистических тем, жесткая немецкая философия уступила место современной теоретической физике, а ко Дню Космонавтики фанаты могут увидеть новый клип на песню «Точка невозврата». Обо всем этом «ЯрКубу» рассказали основатель «Арии» Владимир Холстинин и главный «арийский» композитор Виталий Дубинин.
Новый, двенадцатый по счету, студийный альбом «Арии» смело можно заносить в «Красную книгу» отечественной рок-музыки. Впервые со времен жизненного альбома «Ночь короче дня» группа полностью отказалась от мистики, так присущей «арийскому» стилю. Это совсем не значит, что музыкантам приелись мифические персонажи и околобиблейские истории и уж точно не значит, что любители мистики не увидят традиционную «Арию» в будущем. Как отмечают сами музыканты, все это получилось случайно.
Просто на пластинке «Через все времена» не нашлось места для Иисуса за барной стойкой и рыцаря, внушающего смертельный страх солдатам, обороняющим крепость (речь идет об альтернативных версиях песен «Блики солнца на воде» и «Атака мертвецов»). Не нашлось места так же, как в 1985 году (отчасти из-за советского режима, отчасти из-за того, что в 1985 году Маргарита Пушкина еще не являлась основным поэтом «Арии») не нашлось места Икару и другим персонажам, которые впоследствии стали завсегдатаями «арийских» текстов, а в 1995 году «арийцам» было попросту не до мифов. Зато под Юбилей фанаты группы увидели и услышали в исполнении «Арии» размышления на тему человеческого бытия и жизненного опыта, экскурс в дайвинг и пару уроков истории. Об этом и многом другом в интервью «ЯрКубу» рассказали основатель группы Владимир Холстинин и главный «арийский» композитор Виталий Дубинин.
- На сайте анонсирован новый клип «Арии» на песню «Точка невозврата». Расскажите, когда ждать премьеры? Поделитесь сюжетными особенностями?
Виталий Дубинин:«Впервые за долгие годы мы решили снять клип. Не просто сделать его, а именно СНЯТЬ. Для этого мы отправились в Санкт-Петербург на студию «Ленфильм.
Нам предлагали множество вариантов сюжета, но мы поставили условие – главными актерами ролика станут музыканты. В наши дни технический прогресс позволяет нарезать клип практически любому технически грамотному человеку. Однако не любой может позволить себе серьезные съемки. Чтобы наш новый клип был достаточно эксклюзивным, мы решили, что на первом плане будет группа.
Что касается выбора песни – исторически так сложилось, что практически все клипы «Арии» сняты на баллады, мы решили не рушить традиции».
Владимир Холстинин:«Клип презентуем уже в апреле. Мы надеемся, что удастся приурочить премьеру ко Дню космонавтики, 12 апреля, так что фанаты могут ждать релиз уже в ближайшие дни».
- Хотелось бы предельно ясно определиться с присутствием/отсутствием концепции на альбоме «Через все времена».
Маргарита Пушкина (из интервью «ЯрКубу», 5 декабря 2014 года): «Для кого-то альбом «Через все времена» концептуальный, для кого-то нет. Лично я склоняюсь все-таки к первому варианту – концептуальный. Думаю, что Холстинин со мной не согласится. Дубинин – согласится. Попов – не знаю. Житняков – точно улыбнется. И дело здесь не в долгом музыкальном пути группы "Ария". В принципе, это взгляд, брошенный сквозь века – начиная со времен скифов и заканчивая сегодняшним днем. Взгляд на жизнь человека, на его переживания, сомнения, победы и поражения, на его место (извините за такое казенное выражение) в обществе. Без бросков в омут мистики и всякой чертовни».
Виталий Дубинин:«Смотря что называть концепцией. Если речь идет о сквозном действии, то его на пластинке нет. Тем не менее, все песни в определенной степени объединены общей идеей, так что речь о концепции имеет право на существование».
Владимир Холстинин:«С натяжкой можно найти концепцию в любом альбоме. Концепция в прямом понимании – это сквозная история о каком-либо персонаже или событии. Классический пример – Pink Floyd, «The Wall». Наш альбом «Через все времена» далек от «Стены», как от Луны, так что, пожалуй, он ни в коей степени не концептуальный».
- Почему во второй раз в истории группы вы отказались от мистической тематики? Это значит, что группа «Ария» выходит в другое смысловое пространство или меняет стиль?
Маргарита Пушкина (из интервью «ЯрКубу», 5 декабря 2014 года): «Приятно сознавать, что ты все-таки не дятел, который годами сидит на стволе одного и того же дерева и долбит кору в одном и том же месте. Хотя, знаю по собственному опыту, – многим больше по сердцу именно такие дятлы».
Виталий Дубинин:«Да, «Через все времена» совершенно отличается от наших предыдущих работ. На этой пластинке речь идет о прошлом, настоящем и совсем немного о будущем.
Не знаю, почему вышло так, что в альбоме не оказалось места для мистики, мы не стремились отказаться от нее целенаправленно. Наверное, это зависит от состояния человека, который пишет музыку, не только тексты. Я как композитор, считаю например, что музыка априори предполагает привязку каких-то тем или «табу», не только наоборот. Маргарита Пушкина пишет несколько совершенно разных вариантов на каждую композицию. Анализируя их, замечаешь, что «вот это подходит точно», а «это не вписывается вообще».
Так что отсутствие мистики – результат нашего общего настроения. И повторюсь, так вышло, это случайность. Доказательством может служить пример создания песни «Атака Мертвецов». Изначально это должна была быть мистическая история, но все предложенные Пушкиной варианты оказались, как говорится, «не в кассу». Мы их все отмели, от рыцарей и погибающих от смертельного ужаса солдат осталась лишь крепость, тогда у Маргариты и возникла ассоциация с крепостью Осовец. Эта концепция вписалась идеально».
Владимир Холстинин: «Каждый музыкант, как и любой человек, взрослеет, развивается. То, что интересовало нас в начале творческого пути, сегодня не выглядит таким актуальным для группы. Сейчас нас больше интересуют жизненные темы, однако, соглашусь с Виталием, никто целенаправленно мистику не отсекал. Так что, это случайность.
Когда мы пишем альбомы, мы не задаемся целью абстрагироваться от чего-либо или определить единую тему наших песен. Если бы мы были не рок-группой, а, как это модно сейчас называть, проектом, то имели бы продюсерскую идею, которую все бы воплощали в жизнь. А у нас несколько независимых музыкантов со своими амбициями и интересами, плюс поэт. Мы не стараемся все привести к общему знаменателю. Да и к тому же, когда альбом не разноплановый, он очень похож на "сольник"».
- К слову о «сольниках». По-прежнему ни у кого из вас не возникает идеи записать его, ведь была «АвАрия» в 97-ом?
Владимир Холстинин: «Мне повезло, все мои идеи я могу реализовать в группе. В 97-ом альбом «АвАрия» был музыкальной шуткой».
Виталий Дубинин:«Я думаю, у меня «сольника» не будет. Написав для проекта Маргариты Пушкиной («Династии Посвященных ») песню, я представил, что для сольного альбома мне нужно будет работать над десятью такими. Я осилю где-то пять, затем мне придется заставлять себя это делать. Сейчас у меня нет не вошедшего в «Арию» материала на целый альбом. Есть нереализованные вещи, но это далеко не основание для того, чтобы задумываться о «сольнике».
Что касается юмора, то он и в «арийских» альбомах присутствует, а если он гармонично впишется, то и будет присутствовать на последующих работах».
- Возвращаясь альбому, работая над ним, не держали в голове мыслей о юбилее группы?
Виталий Дубинин:«Альбом никак не привязан к юбилею группы. Мало того, мы думали, что нас упрекнут, что «Атака мертвецов» приурочена к столетию с года начала Первой Мировой Войны».
- Виталий, две Ваши песни на «Через все времена», кажется, тесно связаны с Вашим увлечением дайвингом и жизненным опытом? Речь идет о «Зове бездны» и песне «Блики солнца на воде».
Виталий Дубинин:«Я не заядлый, но дайвер. «Зов бездны» - отголосок этого увлечения. На первый взгляд в ней читается идея непосредственного погружения в глубину, но Пушкина смогла сделать из моих рассказов о дайвинге «Бездну» с философским подтекстом.
«Блики солнца на воде» показывает, что с высоты человеческого опыта и возраста, если хотите, некоторые вещи кажутся не столь значимыми, как в молодости. Так часто бывает в жизни. Со мной такое также случалось часто, я совершал достаточно много ошибок в юности, с возрастом я развеял многие свои иллюзии. Но это не значит, что я диктовал Рите (Пушкиной) свои жизненные промахи. Это песня о человеческом опыте, но не о моем личном.
- Владимир Петрович, поговорим теперь о Вашем жизненном опыте. Вы как-то поменяли Ваши философские взгляды на жизнь, о которых так много говорят?
Владимир Холстинин: «Мои философские взгляды несколько преувеличены, тем не менее, они не меняются уже очень давно, со времен, когда юношеский романтизм уступил место более жесткой немецкой философии. Я по-прежнему не хожу в церковь, но и философские трактаты больше не штудирую. Если честно, в последнее время я увлекаюсь современной физикой. К слову, физика, как дисциплина, очень хорошо трактуется с точки зрения философии. Более того, современные подходы физики вполне могут для кого-то, как для меня например, заменить религию. Я привык во всем сомневаться, для меня ближе научная обоснованность, поэтому, наверное, я не нашел для себя ответов на жизненные вопросы в Библии. Физика - это как раз то, что надо! Я каждый день узнаю что-то новое о нашем мире, его реальности и проявлениях жизни. Вообще мне кажется, что не будь я музыкантом, стал бы физиком.
Что же касается непосредственно философии, то сегодня, как никогда важно быть сильным духом! Я твердо убежден, что в первую очередь необходимо воспитать в себе личность и силу духа. И знаете, мне очень нравится сегодняшняя молодежь. Я часто встречаю целеустремленных молодых людей, которые твердо знают, что им нужно и идут за своей целью. Мы такими не были, в 70-80-е гг. мы читали много философских книжек, но на поверку оказывалось, что в жизни мы были очень аморфными и безыдейными».
- Продолжая разговор о философии, «Ария» всегда воспитывала слушателя на высоких идеалах – понятиях Добра и Зла, места человека в мире, на истории. Чувствуете свой вклад в воспитание молодежи?
Виталий Дубинин:«Мы в ответе за то, что играем. Мы серьезно подходим к этому вопросу. Парадоксально, но над текстами мы работаем гораздо больше, чем над музыкой. В плане лирики мы «докапываемся» до последней запятой. Но лично я не задумываюсь о том, что сею добро на планете. Хотя, приятно знать, что наши песни кому-то помогают в жизни или просто поднимают настроение. Так и должно быть».
Владимир Холстинин:«Да, мы осознаем, что несем ответ за то, что делаем на этой сцене, в этом информационном пространстве. Поэтому, когда я вижу своих коллег, которые позволяют себе «нецензурщину» или пропагандируют наркотики, я испытываю за них легкий стыд. Мы так себя никогда не вели, у нас даже жаргонизмов нет, всегда считали и считаем, что искусство должно быть выше разговорной речи и обычной жизни.
Наша главная задача – заставить слушателя думать. Не надо разжевывать людям жизнь и советовать конкретные рецепты, надо давать возможность выбирать!».
- К слову о коллегах по цеху. С Артуром Беркутом не общаетесь больше? Осталась обида за то, что он пел ваши песни после ухода из группы?
Виталий Дубинин:«Когда мы расставались с Артуром, у нас не было никаких устных договоренностей. Мы полагали, оговаривать, что нельзя играть чужие песни вовсе не нужно. Он имеет право петь «арийские» песни, в записи которых принимал участие. Но вместо этого, Артур, даже не спросив нас, без всякого разрешения начал петь на концертах, все, чего ему захочется, писать на афишах огромными буквами «АРИЯ» и маленькими в углу «ех». Он не шел ни на какие контакты, поэтому нам пришлось обратиться в суд.
Мы не обиделись на него, просто не поняли друг друга. После последнего концерта с его участием так и не общались. Я считаю, что мы расстались достаточно цивилизованно, у нас по отношению к нему не было никаких незавершенных контрактных обязательств, будь то несостоявшиеся концерты или что-либо еще. Мы даже выплатили ему все деньги, которые он вкладывал в группу «Ария». Чтобы избежать суда, ему всего-то и требовалось – позвонить и разрешить непонимание. Он этого не сделал».
- Продолжая тему денег, кризис как-то отразился на вас, или группа уже привыкла переживать экономические моменты, подобные тому, что происходят в нашей стране сегодня?
Виталий Дубинин: «Не могу сказать, что кризис отразился на нас, но в последнее время все больше заметно, что люди отказываются от организации и проведения масштабных рок-концертов».
- Все вновь переезжают в клубы?
Виталий Дубинин:«Скорее формат поменялся, хотя, быть может, этот период тоже скоро закончится».
- Вы активно используете интернет-пространство. Впервые выпустили на сайте ролики с разъяснением истории создания песен.
Владимир Холстинин:«Мы рассказываем о том, как создавалась песня, хотя, бывает, задумываешь одно, а получается совсем иное.
Например, недавно я узнал, что три мои песни - «Колизей», «Черная легенда» и «Бегущий человек» - написаны на одну тему. Я был очень удивлен, мне казалось, что я писал про Рим, Испанию и фильм соответственно, а оказалось, что эти песни о бесчеловечности толпы. Этот момент увидел один наш поклонник, за что я ему очень благодарен. Выходит, что взгляд со стороны на наше творчество порой гораздо точнее, чем наш собственный».
- Недавно появилось «арийское» пиво, и вы заслуженно встали в ряд с известнейшими западными рок-коллективами, названия которые также красовались на банках с алкогольной продукцией. Расскажите, как познакомились с КЭШем, который выполнял дизайн «арийского» пива?
Виталий Дубинин:«Лет пятнадцать назад он играл в группе "End Zone" и в один прекрасный день появился на нашей студии. Потом оказалось, что он неплохой дизайнер и работал над «арийскими» футболками. С тех пор и общаемся».
- И последний вопрос, Владимир Петрович, расскажите о концерте в городе Мозырь, в 1986 году, записи которого так обсуждали недавно в интернете. Почему в песне «Без тебя» Кипелов поет совершенно незнакомый текст и что за речитатив он читает в середине «Тореро»?
Владимир Холстинин:«Насколько я помню, это был первый вариант текста, когда песня «Без тебя» была еще не записана. Быть может кому-то он и мог показаться лучше оригинала в виду того, что последний поднадоел. Что касается речитатива в «Тореро», это была концертная заготовка».
Отметим, что фанаты не устают поздравлять группу с Юбилеем. Перед концертом в Ярославле, который состоялся накануне, 3 апреля, участники фан-клуба «Черная легенда» преподнесли музыкантам подарки в честь Дня Рождения группы.