Поэт группы «Ария» Маргарита Пушкина: «Мужчины - народ упертый и совсем не авантюрный»

5 декабря 2014 12:36

Фото: Вера Голосова

   Лирика всегда являлась одной из визитных карточек «динозавров» отечественного хеви-металла, группы «Ария». В преддверии 30-летнего юбилея группы поэт «Арии» Маргарита Пушкина рассказала «ЯрКубу», как рождались тексты двенадцатого по счету студийного «арийского» альбома под эпическим названием «Через все времена».


   На их песнях выросло не одно поколение нашей необъятной страны. Сегодня, оглядываясь на три десятка лет назад, можно уверенно сказать – группа «Ария» была, есть и, пожалуй, долго еще будет флагманом отечественной хэви-металл сцены

   Новый «арийский» альбом ждал выхода в свет целых три года, однако тем слаще был момент его появления. К 30-летнему юбилею группы фанаты, да и вся огромная армия отечественных любителей музыки, получили настоящий подарок – новую студийную пластинку «Арии» под названием «Через все времена»

   Одной из главных визитных карточек группы всегда была лирика, но главный «арийский» поэт Маргарита Пушкина в отличии от звездных музыкантов, не так часто появляется в прессе, отдавая предпочтение страницам книг и строчкам песен. Сегодня «ЯрКуб» предлагает читателям взглянуть на письменный стол группы «Ария», а заодно ближе познакомиться с той, что сидит за ним, кропотливо выводя на бумаге фирменные «арийские» тексты. 
 
               
Фото: Вера Голосова

- Маргарита Анатольевна, на первый взгляд альбом "Через все времена" не кажется концептуальным, однако все песни объединены некой идеей, которая отражена в названии пластинки. По ощущениям идея эта является чем-то вроде взгляда на проделанный «Арией» долгий музыкальный путь! Как Вы считаете, можно ли назвать «Через все времена» концептуальным альбомом, пусть и за вычетом некоторых песен?

- Для кого-то альбом «Через все времена» концептуальный, для кого-то нет. Лично я склоняюсь все-таки к первому варианту – концептуальный. Думаю, что Холстинин со мной не согласится. Дубинин – согласится. Попов – не знаю. Житняков – точно улыбнется. И дело здесь не в долгом музыкальном пути группы "Ария". В принципе, это взгляд, брошенный сквозь века – начиная со времен скифов и заканчивая сегодняшним днем. Взгляд на жизнь человека, на его переживания, сомнения, победы и поражения, на его место (извините за такое казенное выражение) в обществе. Без бросков в омут мистики и всякой чертовни. Приятно сознавать, что ты все-таки не дятел, который годами сидит на стволе одного и того же дерева и долбит кору в одном и том же месте. Хотя, знаю по собственному опыту, – многим больше по сердцу именно такие дятлы.   

- Вопрос для галочки: тексты традиционно были написаны на музыку? Сколько времени в общей сложности ушло на их написание? Может некоторые идеи и наброски были с давних времен?

- Конечно, в схемах сочинения текстов ничего не меняется – сначала музыка, потом тексты. Причем авторами музыки указывается рифмовка. За ними остается и священное право выбора окончательного варианта, который будет петься. Времени на сочинение песен ушло не так уж много, не пять, не четыре и даже не три года. Тем более, что кое-что оставалось с прошлого альбома: какие-то наброски, строчки, образы. Ничего не пропало, а, наоборот, кое-что приросло и даже, будучи отвергнутым отцами-арийцами, уже воплотилось в песнях других дружественных исполнителей.

                                         
Заметки автора. Пример разработок для текстов.

- Что (кто) скрыто (-т) за образом СКИФОВ в тексте песни «Через все времена»?

- За образами СКИФОВ скрываемся все мы. «Да, скифы мы…». Помните у Александра Блока? Варвары мы. Мы – тьма.  Недоевропа, недоазия. Помню, давным-давно, в Будапеште, мы не могли взять билеты на оперу «Бал-маскарад», где главную партию пел Пьетро Капучилли потому, что разговаривали у кассы по-русски. Билетерша категорически отказалась выдать нам заветные квиточки, скорчив при этом такую презрительную физиономию! Выручила знакомая, владеющая немецким. Для нее тут же нашлись билеты в замечательную ложу. Помню и Литву, где нельзя было выходить за пределы территории тех домов, где жили наши офицеры – население активно ждало прихода американцев. То есть было четкое ощущение отношения к тебе как к какому-то недочеловеку, представителю низшей расы. Если сейчас посмотреть на ситуацию – мы вновь и вновь стоим между Востоком и Западом. И во многом остаемся варварами для последнего. А для Востока… Восток – дело тонкое... Сегодня он улыбается тебе и кланяется, а завтра может спокойно пойти вопящей стеной на твоих солдат. Как уже было на острове Даманском. И любовь части восточного населения к русской классической музыке здесь не поможет.

- Когда Вы писали тексты, наверняка держали в голове мысль, что альбом будет юбилейный? Это мешало или наоборот?

- Вот о чем я не думала, так это о юбилее группы! Вообще о юбилеях не думаю, и собственных тоже.

- «Точка невозврата из мечты»! Расскажите, как родился этот образ? С чем он связан, как правильнее всего понимать эту песню? Много вариантов текстов на эту песню у Вас было? 

- «Точка невозврата» - одна из моих любимых по музыке песен на альбоме. В сочинении текстовой начинки активно участвовали и Миша Житняков, и Виталий Дубинин. Было придумано много вариантов, но отброшено или скорректировано. Много спорили по поводу коды – мне нравились одни образы, ребятам пришлось по душе то, что попроще. Мои отсылки к опыту западных сочинителей, не боящихся текстовых экспериментов, успеха не имели. Миша даже прислал мне нечто, похожее на сценарный план. Все варианты сохранились. Надеюсь, что в обозримом будущем напишу что-то вроде главы из «Арии Маргариты-2» по сюжету этой песни. 

                   
           Заметки автора. Пример разработок для текстов

- В некоторых текстах стоит соавторство с Поповым, в чем это соавторство именно заключалось?

- Две песни – «Город» и «Ангелы неба» написаны в соавторстве с Сергеем Поповым. Если наш «Аттила» или «Атилла» для «Феникса» сочинялся довольно легко, то здесь пришлось «пободаться». 

   С темой «Города» я согласилась сразу. Наше восприятие сегодняшней родной столицы с Сергеем совпадают. Если раньше она была для меня чем-то родным, частью меня самой, то сейчас я предпочитаю как можно реже попадать в центр. Не могу видеть, как убивают историю города. А, значит, и мою собственную историю. Мы стали чужими – город и я.

   С «Ангелами…» было труднее. Но полезно в том отношении, что я перерыла кучу литературы о военных летчиках, нашла много полезных сведений в Инете, прочитала три романа (если это романы). Тема была предложена Сергеем. И он активно отвергал мои строки, предлагал свои, добиваясь нужного ему результата. Варианты, как всегда, зафиксированы. Меня бы устроил несколько другой окончательный вариант текста, но хозяин – барин. Короче, кровушки мы друг у друга попили порядком.

   В текстах прямого соавторства с Виталием Дубининым у нас нет. Он иногда подсказывает или меняет направление мысли. В сочинении песни «Зов Бездны» Дубинин принимал самое активное участие, так как сам – заядлый дайвер. И если я руководствовалась интуицией и подсказками своего воображения, то он – в разговорах конкретно описывал свои ощущения любителя погружения в Глубину. Хотя тот же самый образ Глубины или Бездны может трактоваться не так просто, прямолинейно. 
  
   Глубина бывает разной, не только морской или океанской. Мы-то знаем, долго живем на этом свете!

- Как в целом Вы оцените альбом с точки зрения смысловой нагрузки? Все ли Ваши идеи и задумки удалось претворить в жизнь? Осталось ли что-то недосказанное?

- Как оцениваю альбом с точки зрения смысловой нагрузки? На «хорошо с плюсом». Свои идеи полностью я могу осуществлять в проекте МАРГЕНТА, на альбомах серии «Династии Посвященных» или в синглах. Или когда я сочиняю тексты «просто так», слушая внутреннюю музыку. При работе с группами существует серьезная зависимость от желаний создателей композиций. Мужчины – народ упертый! И, в большинстве своем, не очень авантюрный (говорю это с любовью к своим замечательным друзьям-соавторам).

Поэт группы «Ария» Маргарита Пушкина: «Мужчины - народ упертый и совсем не авантюрный»            Поэт группы «Ария» Маргарита Пушкина: «Мужчины - народ упертый и совсем не авантюрный»
                         
                     Обложка: Екатерина «Koma» Ильенко       Иллюстрация: Даша Чернявская

- В своей новой книге «Оттопыренность» Вы вновь пишите в прозе! Почему так усердно продолжаете писать в этом жанре? 

- Прозу я пишу давно. И в первой моей книге «Заживо погребенная в роке», и в «Слезай с моего облака», и в «Династии Посвященных», и в «Арии Маргариты» есть мои рассказы, эссе, фантазии, сказки и прочее. Так что такой вид творчества совершенно не нов для меня. И стихи, и прозу пишу с удовольствием. Самовыражаюсь, так сказать. Кто-то настраивается на одну волну со мной, кто-то нет. Проще тем, кто давно слушает рок-музыку, потому что у меня обычно  присутствуют в прозаических произведениях всякие-разные, любимые моим поколением, музыканты. Например, Мик Джаггер или Оззи Осборн. А без Джима Моррисона  просто не представляю свою жизнь!

   «Оттопыренность» писалась и составлялась в свободное от сочинения текстов песен время. И такое бывает. Подумываю многое исправить в этом издании, кое-что добавить, изменить, поменять местами. Но ничего не загадываю.

            
     Иллюстрации: Алексей Тюкин и Александра Туркина

- Поэтическая психоделика, насколько такая форма стиля жизнеспособна сейчас, в наши дни, на Ваш взгляд? 

- Вы спрашиваете, насколько жизнеспособна сейчас поэтическая психоделика. Не знаю. Мне все равно, модно это или нет, жизнеспособно это или нет. Если мысли идут в подобном направлении, а душа поддерживает – значит, так тому и быть. И всегда найдется кто-нибудь, кто поймет и оценит, забыв варварское выражение «МногаБукв». 

- Слышал мнения, что в этой книге Вы намеренно не старались сделать так, чтобы каждый читатель Вас понял конкретно, оставляя за ним право додумывать недосказанность самому. Вместе с тем: «Почувствуй вибрацию слова, вибрацию, а не смысл»! Так что же более важно, глубина мысли читателя, или «вибрация слова»?

- Не имею обыкновения разжевывать написанное и кормить такой кашицей читателя. Это атрофирует его мозг. Хватает и того, что над проблемой ликвидации способности к самостоятельному мышлению работают целые министерства и департаменты. Да, сначала надо почувствовать вибрацию слова – хорошие ли вибрации, плохие ли посланы человеку. Слово – это та самая птица, которая вырывается у тебя из груди. Теплый трепещущий комочек. А после ощущения трепыхания чего-то живого и нужного тебе, можно задуматься о смысле . Хотя не факт, что дня через два-три не скажу что-нибудь другое.

- Что пожелаете фанатам «Арии» в преддверии юбилея группы?

- Мои пожелания фанатам «Арии» – любите нас искренне! Жизнь человеческая коротка. Музыка, если она находит отклик в душах людских, живет дольше. С годами меняются сами люди, меняемся мы все, меняется восприятие мира. Если изменений не происходит – значит, человек умер, «хотя и ходит, и смеется, не зная, что его  нет» (несколько измененные строчки из  арийской песни «Там Высоко»). Так что – всем позитивных изменений, движения и развития. И, если звезды позволят, на 30-летие группы мы вместе ДАДИМ ЖАРУ!

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Голосов: 5, Рейтинг: 3.68)
Введите свой email:



 

Комментарии (1)

Инвар, 05.10.2015 21:55:00#
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0 Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0

. где комменты? супер интервью! только не нравится, что скифы темны лицом. все-таки генетические исследования показывают, что скифы были светловолосыми и светлоглазыми, с малой примесью (10% азиатской физиогномики)лисьих глаз и больших скул.
Комментарий был изменен 06.10.2015 в 12:05
. где комменты? супер интервью! только не нравится, что скифы темны лицом. все-таки генетические исследования показывают, что скифы были светловолосыми и светлоглазыми, с малой примесью (10% азиатской физиогномики)лисьих глаз и больших скул.



Новенькое