30 августа 2023 12:30

Если просто писать мелом на зеленой доске, детям станет скучно: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

«Яркуб» публикует первое интервью с молодым педагогом в рамках нового спецпроекта.
Если просто писать мелом на зеленой доске, детям станет скучно: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

Первый школьный день наступает не только для учеников, но и для учителей. Вчерашние выпускники оказались по другую сторону парты и уже сами начинают вести уроки у детей. «Яркуб» запускает «Дневник учителя» — совместный проект с Министерством образования Ярославской области, Ярославским педагогическим колледжем, ЯГПУ имени К. Д. Ушинского и Институтом развития образования.

Мы нашли молодую учительницу, которая совсем скоро начнет вызывать к доске и задавать домашнее задание. На протяжении всего учебного года мы будем наблюдать за становлением участницы нашего проекта и узнаем, почему молодое поколение решает осваивать профессию педагога и с какими трудностями придется столкнуться в новом амплуа.

В первой главе «Дневника учителя» мы встретились с Анастасией Бараничевой, которая после окончания Ярославского педагогического колледжа стала учителем начальных классов в школе № 33. В преддверии Дня знаний «Яркуб» побеседовал с Анастасией о предстоящем учебном годе.

«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

— Начнем с истоков. В какой момент Вы поняли, что хотите стать учителем? И почему?

— Наверное, это произошло в девятом классе, когда подростки начинают выбирать дальнейший путь. Будь то продолжение учебы в школе, то есть 10-11-й классы и сдача ЕГЭ, или поступление в колледж. Я посетила профориентационное мероприятие, где была своеобразная выставка колледжей, которые есть в области. Честно, с первого взгляда зацепила брошюра педагогического колледжа, а потом я начала углубляться и изучать. Даже если бы я после 11-го класса поступала, выбор пал бы на педагогику. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с положительными представлениями о первом учителе, либо же подсознательно хотелось творчества, взаимодействия с детьми, людьми.

До этого я не знала, что у нас есть педагогический колледж. И выбор пал именно на него. К тому же своеобразный плюс заключается в освоении основной программы — не нужно переживать из-за ЕГЭ.

— Получается, в колледже готовят только учителей начальных классов?

— Есть четыре специальности, на три из которых можно поступить после девятого класса: учитель начальных классов, физическое воспитание и дошкольное образование. После 11-го класса можно получить специальность «педагог коррекционного образования», но только в начальной школе, потому что для средних классов нужно высшее.

— Какие ставите цели перед собой на предстоящий учебный год?

— В большей степени это все-таки эмоции. Работая с детьми и вкладывая в это свои силы, ты получаешь огромную отдачу. Только за счет того, что в классе 25-30 детей, происходит взаимообмен энергией и эмоциями — это очень окрыляет. Ты видишь детей, их путь, становление, то, как они чему-то учатся, стремятся сделать свою жизнь лучше и узнать что-то новое.

Дети приходят разные — некоторые «горят» школой и получением знаний, а некоторые более замкнутые, и их нужно направлять. Когда ребенок приходит закрытый, а уже к концу учебного года он расцветает, для него школа становится полноценным и счастливым этапом жизни.

— Будете искать к каждому ребенку свой подход?

— Безусловно! Это аспект педагогической профессии. Обучение индивидуализировано, к каждому нужен свой подход, потому что дети приходят с разным уровнем: кто-то бегло читает, кто-то уже книжку в неделю, а кто-то только-только осваивает буквы.

— Уже познакомились с классом? Какие впечатления от ребят?

— С классом только предстоит познакомиться 1 сентября. Некоторых из детей я видела, когда они приходили с родителями на собеседование. С родителями мы уже провели первое собрание, со всеми познакомились. Было волнительно, но это есть у каждого молодого специалиста, кто только начинает работать. Но, несмотря на это, все родители добрые, открытые. Я вижу поддержку с их стороны и стараюсь в ответ то же самое им дать.

— Как проходит Ваша подготовка к учебному году? Составляете план уроков, изучаете учебники, по которым нужно будет работать?

— Если мы говорим про учебные программы и методические пособия, то в основном изучение этого материала происходит в образовательном учреждении. Там вы и уроки составляете, изучаете различные программы, направления. Попадая в школу, ты уже сталкиваешься с тем материалом, который ты изучал. Остается работа по составлению программ и урочной разработке.

«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

— За время учебы Вы проходили практику в каком-нибудь учебном заведении?

— Да. В колледже практика начинается со второго курса. Это ступенчатый процесс, когда начинаешь с малого и к четвертому курсу ты готов к работе. Изначально все начинается с одного урока в неделю, потом — психологическая практика на две недели, затем приходишь 1 сентября наблюдать за адаптацией ребенка. Уже к четвертому курсу мы целый месяц находимся в школе и ведем все уроки — выбираем себе класс, базу, школу. За счет объема практики мы приходим из колледжа более готовыми к реальным условиям.

— За время практики во время учебы сложилось понимание, как работать с детьми, какой подход нужен к ученикам?

— Грубо говоря, учебник — перечень заданий, а для распределения и составления учебного процесса образовательного — того, как строится урок — существуют определенные стандарты. Просто взять и вставить эти задания в урок не получится, должен быть определенный подход, который соответствует федеральному государственному образовательному стандарту со всеми этапами, и это должно быть интересно для детей. Даже если учебник предоставляет тебе задание, все равно интерпретируешь его для учащихся, чтобы это было в игровой форме, чтобы это было с использованием интерактивного оборудования, чтобы они втягивались и понимали, что это не просто задачи, написанные в учебнике, а что-то более интересное, что можно и в жизни применить, и поиграть, и поучаствовать, и в группах, и индивидуально.

— Что во время учебы казалось самым трудным в профессии учителя?

— В колледже много педагогов, которые открыты и нацелены на то, чтобы тебе помогать. У них огромный опыт работы в школе, которым они делятся. Можно просто сходить на пару, послушать дисциплину и выйти оттуда, можно сказать, ничем не дополнив свои знания.

Когда преподаватель делится опытом, рассказывает реальные истории, с чем придется столкнуться, это, как мне кажется, нужно записывать. Наверное, для меня это было самое сложное — все запомнить и перенять, но это и самое главное.

— На Ваш взгляд, чего не хватает в школьной программе?

— Каверзный вопрос. Программу составляют опытные люди, ученые, которые имеют степени педагогики, и они делают ее наиболее полной, соблюдая все требования — и возрастные, и физические. Программы полные, в них много разнообразия. Но каждый педагог все равно каким-либо образом интерпретирует задания под нужды и необходимости класса, потому что любой коллектив и ребенок индивидуален. Допустим, различные разработки, методические пособия помогают учителю варьировать что-то и выбирать то, что ближе ему и детскому коллективу.

— Готовы ли на какие-то эксперименты, новшества?

— Учитель — творческая профессия. Даже если дан какой-то шаблон, его можно видоизменить, что-то добавить. В этом помогают образовательные платформы, интерактивные доски, документ-камеры. Все это позволяет сделать образовательный процесс современным. Как раз здесь фантазия очень хорошо работает, и все свои задумки можно осуществить. Ну и к тому же это облегчает работу учителя, потому что не нужно вырезать, клеить, красить, покупать ватман, делать плакаты.

— Чего перед началом учебного года опасаетесь больше всего?

— Я встаю в роль того, кто учит. Наверное, есть страх того, что я не дам ребенку, что нужно. Но, безусловно, в этом спасают коллеги. В школе есть наставничество, когда прикрепляют опытного педагога, который ориентирует в образовательном процессе. Познакомившись со школой, я могу сказать, что здесь очень дружный коллектив и каждый готов помочь. Это успокаивает, что ты не один в этой лодке, у каждого такое бывает. Волнение постепенно начинает угасать.

— Как думаете, с какими трудностями придется столкнуться во время работы? Уже знаете, как их можно будет решить?

— Главное, найти к каждому подход. Все люди разные — кто-то максимально требовательный, кто-то больше доверяет учителю. Важно беседовать как родителям с учителем, чтобы избежать недопонимания, так и учителю с родителями. Воспитание детей — наша взаимная работа. Не получится так, что образованием должен заниматься только учитель. Родители оказывают огромное воздействие на ребенка еще до школы, они прививают ему любовь к учению. Если мы говорим про детей, то с ними используем разнообразные приемы и методы. Некоторые гиперактивны — им нужно что-то более подвижное, в некоторых сразу мы видим лидерскую жилку — на него можно наложить больше лидерских обязанностей.

«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

— Ваш взгляд, каково главное качество учителя?

— Одного я точно не выделю, потому что это все-таки комплекс качеств. Учитель в первую очередь — отзывчивый, понимающий человек, у которого есть сострадание и понимание ситуации. Учитель не может быть злым априори. Это человек, который готов к открытиям и который готов помогать. Зачем приходят дети в школу? Чтобы получить знания. Они не будут тянуться к учителю, который закрыт и агрессивно настроен. Учитель должен быть открытым человеком, который готов делиться знаниями и помогать детям. Школа — это не только про образование и получение знаний, это еще и жизненный этап.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Современный учитель — это безусловный пользователь электронным оборудованием. Я не могу себе представить педагога или школу, у которой нет техники. Конечно, они существуют. Даже у нас в городе есть школы, в которых не в каждом кабинете стоит компьютер, не везде есть проектор. И для меня, как для нового поколения учителей, это очень сложно, потому что использовать только зеленую доску и писать на ней мелом — неинтересно и скучно детям. Дети живут в телефонах, как бы мы этого ни хотели, как бы от этого ни уходили.

И здесь можно затронуть информационную безопасность, потому что, если привить ее с самого детства, дети будут находиться в большей безопасности в будущем. Поэтому современный учитель — это и тот, кто может научить детей пользоваться современными технологиями.

— Что для Вас категорично недопустимо в поведении учителя?

— Несмотря на то, что происходит в душе у учителя, с чем он сталкивается в личной жизни, не должен быть агрессивным. Коллеги, а тем более, дети не виноваты в том, что у тебя происходит за пределами школы. Если учитель проявляет агрессию, ему нельзя работать с детьми.

— Можно ли любое недопонимание уладить без повышения голоса? Или допустимо прикрикнуть на ученика, наказать стоянием в углу, например, или лишним домашним заданием?

— Это недопустимо. Ребенок начинает замыкаться, это видят и остальные дети, что потом может спровоцировать унижение и буллинг. Если у ребенка что-то не получается, мы не говорим, какой он плохой.

С психологической точки зрения за поведением, которое отклоняются от норм приличия, стоит какое-то его внутреннее беспокойство. Учитель должен с пониманием относиться и выяснить, что на самом деле тревожит ребенка, почему он так себя ведет.

— То есть подход можно найти даже к так называемым трудным детям?

— Если, конечно, мы можем использовать термин «трудный ребенок». Подход можно найти, но это может быть сложнее, чем найти его к другим, потому что иногда дети сами не понимают, чего хотят. Зачастую потом эти дети открываются и могут стать и лидерами, и самыми дружелюбными в классе. Просто к ним нужно присмотреться и дать совет.

— Есть ли какой-то учитель, который, скажем, для Вас стал образцом, которого Вы готовы копировать?

— Наверное, большинство людей, которые идут работать в педагогическую сферу, имеют чаще всего положительный опыт общения с учителями в школе. Встречается такое, что учителя кричат или несерьезно относятся к своей профессии, а есть те, которые действительно хотят изменить что-то, чтобы первых стало меньше.

В моем случае учитель начальных классов был человеком, который полностью посвящен своей профессии. Очень часто первую учительницу называют второй мамой. Моя учительница настолько заинтересована в воспитании детей и в их становлении, что это оказало на меня большое влияние. Мы с ней до сих пор общаемся.

В среднем звене уже посложнее, потому что начинается переходный возраст: отстранение ребенка и подростка от учителей, больше самостоятельности. Но положительный опыт тоже был. Конечно, не каждый педагог настроен, чтобы твоя жизнь в школе была максимально гладкой. Но тех, кто старается сделать ее комфортной, преимущественно было больше.

— Поделитесь планами на 1 сентября. Программу этого дня сами разрабатываете?

— 1 сентября у учителя начинается намного раньше, чем у учеников: украшение класса, подготовка материала и линейка.

Со стороны это кажется довольно просто, но удержать внимание даже на своем классе, когда ты еще не всех до конца запомнил, довольно сложно. Нужно контролировать, чтобы никто никуда не ушел, чтобы красиво стояли. Несмотря на внутреннее волнение, своим видом мы должны показать, что все хорошо, потому что дети волнуются намного сильнее. После линейки у нас планируется первый урок — посвящение в ученики и учащиеся. Обычно это называют таинством первоклассников. Они для себя открывают таинство учения.

Как правило, на первом уроке происходит знакомство с классом, можно провести различные игры или загадки — все зависит от фантазии учителя и того, насколько позволяет оборудование сделать этот процесс интересным. Также мы озвучиваем детям, что можно и нельзя делать в школе. Важно показать, что школа — это не двор, это не прогулка. Здесь есть свои правила, нормы поведения, отношения с одноклассниками и учителем. А потом будет экскурсия по школе, знакомство учащихся между собой.

«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»«Писать мелом на зеленой доске — неинтересно и скучно»: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»

Продолжение серии интервью планируется после первой четверти. Читайте наш сайт и подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме», чтобы не пропустить новые выпуски спецпроекта «Дневник учителя» и наблюдать за становлением молодых учителей.

21 ноября в 12:02
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница
Работы могут начаться уже в 2026 году.
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии города.

Речь идёт о здании на улице Советской, № 50. На данный момент весь дом завешен фальшфасадом. Оказывается, сейчас собственником здания разрабатывается проектная документация на строительство гостиницы по данному адресу.

Также в пресс-службе мэрии добавили, что предположительные сроки начала работ — 2026 год. Само здание находится в частной собственности.

Фото: Иван Могутов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 11:19
«Сосенки» не вырубят: в Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону
Участок могут сделать охраняемым.
В Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону «Сосенки». Об этом сообщила глава администрации Тутаевского округа Ольга Низова.

Встреча по вопросам санитарной вырубки в лесопарковой зоне «Сосенки» в Тутаевском округе прошла 20 ноября в администрации. Оказалось, что деревья были высажены ветеранами-фронтовиками и их детьми в честь десятилетия Великой Победы. И вот лесопарковую зону захотели вырубить. Тогда садоводы из СНТ начали писать обращения, чтобы сохранить деревья.

Администрация Тутаевского округа подключилась к решению проблемы. На встрече с депутатом Ярославской областной Думы Алексеем Калгановым обсуждали вопрос сохранения «Сосенок».

«Скажу сразу: вырубки не будет!» — добавила глава администрации Тутаевского округа.

По словам Ольги Низовой, садоводы сами готовы произвести очистку от валежника без тяжёлой техники. А ещё данной зоне могут присвоить особый охранный статус.

«Большое спасибо! Честно, это неожиданно и приятно, что вы так прониклись нашей бедой!» — обрадовалась жительница округа Арина Алабышева.

Также поднятые на встрече вопросы обсудят сегодня, 21 ноября, в Ярославской областной Думе. А решения будут зафиксированы на региональном уровне.

Фото: Ольга Низова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 10:15
Петербургский неосимволист передал Ярославскому художественному музею свои полотна
В Ярославле открылась выставка художника Евгения Орлова.

С 21 ноября в Ярославском художественном музее работает выставка «Евгений Орлов. Магия пространства». Экспозицию полностью составили произведения, которые петербургский художник передал в дар музею в 2025 году.

Евгений Орлов — представитель современного искусства Северной столицы, которого причисляют к неосимволистам. Он прошёл путь от штудийного рисования через увлечение импрессионизмом, экспрессионизмом, русским авангардом и символизмом. Творчество Орлова сформировалось в 1970–1980-е годы благодаря встречам с художниками, учёными и философами.

На выставке представлены полотна 1993–2001 годов — периода, когда после перестройки художники получили полную свободу эксперимента. Среди ключевых работ: «Восточное лицо» (1993), где отражена эстетика Востока; «Борис и Глеб» (1993) с отсылками к древнерусской иконописи; «Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве» (2001) и «Пространство Новгорода. Состояние охры в синем пространстве» (2001), вдохновлённые поездками в Великий Новгород; «Красная крыша» (1993), «Пейзаж с лошадью (Дом и лошадь)» (1996) и другие.

Фото: Министерство культуры Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 ноября в 09:51
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток
Её госпитализировали в медицинское учреждение.
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария произошла 19 ноября в 15:04 на улице Бабича в районе дома № 10/22. Предварительно, 66-летний водитель автомобиля «Лада» сбил 16-летнюю девушку-пешехода. В результате ДТП подростка госпитализировали.

Проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 15:54
В Ярославле на здании Банка России появились таблички с историческими названиями улиц
Как отметили власти, проект направлен на сохранение аутентичного облика старинных зданий.

В историческом центре Ярославля продолжается установка керамических адресных указателей, которые должны заменить пластиковые таблички и подчеркнуть уникальный архитектурный облик старой части города.

По информации муниципалитета, новые адресные таблички уже можно увидеть на зданиях на улицах Андропова и Нахимсона. Всего в городе установлено порядка 30 указателей, выполненных из керамики. На них можно указывать не только современное название улицы, но и её историческое наименование.

Так, накануне новую табличку установили на фасад отделения Центрального банка России. Помимо адреса, здесь же размещаются исторические наименования Комсомольской улицы: Богородицкая, Вологодская, Большая линия и Линия Социализма.

Директор МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению Ярославля» Людмила Жиленко пояснила, что визуальный стандарт утверждён постановлением мэрии. В прошлом году было принято решение дополнить таблички историческими названиями улиц. Совместно с краеведами специалисты определили точки, где такая информация особенно востребована — это ключевые локации туристического маршрута.

Напомним, керамические указатели начали устанавливать ещё в прошлом году. Первой стала табличка на фасаде Музея истории города Ярославля. В мэрии подчёркивают, что обновление носит рекомендательный характер, однако собственников зданий просят поддержать инициативу. Также отмечается, что ориентировочная стоимость такого комплекта составляет около 70 тысяч рублей.

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 13:38
В центре Ярославле со здания-памятника посыпались кирпичи
Прокуратура выясняет, соблюдались ли нормы содержания дома.

В центре Ярославля обрушилась кирпичная кладка здания на улице Депутатской, 3. Речь идёт об объекте культурного наследия местного значения «Новом Астраханском ряде», построенном в конце XVIII века.

На сообщения об обрушении незамедлительно отреагировала прокуратура и организовала проверку. По предварительным данным надзорного ведомства, в здании частично обрушилась кладка козырька крыши. На момент происшествия никаких ремонтных работ внутри или снаружи объекта не проводилось. Здание принадлежит АО «Центр».

«В ходе проверки будет дана оценка исполнению требований законодательства о содержании и ремонте зданий. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», — рассказали в прокуратуре.

Сейчас на улице Депутатской ведутся масштабные работы по созданию пешеходного центра. Идёт демонтаж ограждений и тротуарной плитки, полностью меняют тепловые сети и инженерные коммуникации.

Стоит напомнить, что это не первое ЧП на участке: в марте 2025 года рядом, в доме № 1, появилась крупная трещина — по второму этажу пошёл разлом, просели оконные проёмы. Тогда же трещины зафиксировали и на фасаде здания № 3. В «Астраханском ряду» располагаются как минимум 14 организаций, включая магазины, салоны красоты, мастерские, апарт-отель и другие компании.

Фото: прокуратура Ярославской области, Елена Кузнецова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
19 ноября в 10:11
В Рыбинске в результате ДТП пострадал пешеход
Женщину госпитализировали.
В Рыбинске в результате ДТП пострадал пешеход. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария произошла 18 ноября в 20:45 на улице Фурманова в районе дома № 11. Предварительно, 33-летний водитель иномарки «Хёндай» сбил 78-летнюю женщину-пешехода.

В результате ДТП пенсионерку госпитализировали в медицинское учреждение. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 ноября в 09:39
Мэрия Ярославля выставила на продажу 100% акций «Центрального рынка»
Аукцион назначен на 18 декабря.

Мэр Ярославля Артём Молчанов подписал постановление о проведении аукциона по продаже 100% акций АО «Центральный рынок». Документ вступил в силу 18 ноября, и извещение о торгах уже опубликовано на сайте мэрии.

На продажу выставлены 67 828 акций номиналом 1 тысяча рублей каждая, что составляет весь уставный капитал организации. Начальная цена пакета определена в 150,497 миллиона рублей. В имущественную базу «Центрального рынка» включены: три земельных участка, крупнейший и несколько нежилых помещений.

Заявки на участие в аукционе принимаются до 15 декабря, сама процедура пройдёт 18 декабря. Напомним, продажа акций ранее была включена в план приватизации муниципального имущества.

Фото: Яндекс Карты

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 ноября в 16:33
В Ярославле забили первые сваи третьего моста через Волгу
Строительство ключевого объекта региона вышло на активную стадию.

В Ярославле начался монтаж первых свай нового моста через Волгу. Работы ведёт подрядчик ООО «Трансстроймеханизация» на транспортной развязке по Тормозному шоссе и на эстакадной части правого берега. Непосредственно забивку свай выполняет ярославский «Мостоотряд-6».

«Третий мост через Волгу — ключевой инфраструктурный проект региона. Большая удача, что в тяжёлое для экономики время нам удалось получить серьёзные средства на строительство, которое изменит дорожную ситуацию в Ярославле, обеспечит новый импульс развитию города и области», — подчеркнул значимость объекта для региона губернатор Михаил Евраев.

Напомним, что проект финансируется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» за счёт федерального центра. Стоимость контракта только на первый участок превышает четыре миллиарда рублей. Завершить первый этап рассчитывают до декабря 2026 года.

Фото: Михаил Евраев / Telegram

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет