«Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
В историческом центре Ярославля можно не только посмотреть на достопримечательности и прогуляться по набережной, но и заглянуть во дворы провинции. В одном из таких закутков расположилась уютная кофейня «Кофе — он твой», которая появилась при весьма необычных обстоятельствах.
За чашечкой кофе «Яркуб» побеседовал с основателем кофейни Ильёй Веселовым о создании бизнеса и том, как деятельность жены стала ключевым фактором появления заведения.
Илья Веселов окончил педагогический университет и начал преподавать в школе. Дарья, его жена, училась на курс старше. После окончания специалитета девушке предстояло решить, чем же она будет заниматься. Работать по профессии она не хотела, поэтому Даша решила стать флористом.
Илья, у которого не было предпринимательского опыта, решил открыть первое дело. Два года семейная пара занималась доставкой цветов, затем следовало расширять бизнес. Илья и Дарья посчитали задумку создать обычную цветочную мастерскую провальной из-за большой конкуренции. В этот момент Илья решил заняться кофе, поэтому было принято решение совместить две идеи.
— Эта идея была не нова: таких проектов масса в России, даже в Ярославле. Открытие кофейни органично вписывалось в нашу предпринимательскую деятельность: Даша занимается цветами, а рядом делают кофе. Мы думали о том, что мастерская цветов и кофейня отлично дополняют друг друга в рамках одного пространства. Вот так это получилось!
— Искренний интерес к цветам и кофе перерос в открытие заведения, которое отметило этим летом свой юбилей — пять лет. Как поменялась ваша концепция за это время?
— За это время мы несколько трансформировались: Даша теперь не делает букеты и не отправляет их доставкой. Подобный формат предпринимательства предполагает свою специфику, которая нам не очень присуща. Сейчас Даша оформляет цветочными композициями рестораны и делает заказы для постоянных клиентов.
— Сложно ли работать вместе?
— Мы стараемся всегда понимать друг друга во всех отношениях, общаться на разные темы и проводить время вместе. Наверное, со стороны может показаться, что это немыслимо так много времени проводить друг с другом. При этом мы вместе уже десять лет, и конца и края этому нет.
— Был ли у вас бизнес-план при открытии заведения?
— Нам было неинтересно работать по определённым бизнес-технологиям. Когда мы открывали заведение, у нас отсутствовали рекламный бюджет и средства на маркетинг, мы не приглашали блогеров. И только спустя восемь месяцев у нас появился первый бариста, а до этого мы работали вдвоём с Дашей.
— В первое время работы заведениям сложно «встать на ноги». С какими трудностями вы столкнулись при открытии?
— Первые два года кофейня просуществовала на грани экономического провала. Никакой речи о чистой прибыли не шло. Но мы не считали это крахом и принимали как данность, полагая, что это абсолютно нормальная ступень развития на тот момент.
На третий год начало что-то получаться, но с новыми трудностями мы сталкиваемся постоянно. К примеру, целый год мы разрабатывали технологию выпечки хлеба, который бы нам понравился. Похожая проблема была с десертами, но её решили достаточно оперативно — все десерты у нас свои.
Каждый день, каждую неделю, каждый месяц что-то происходит: то трубу прорвёт, то окно разобьют. И эти проблемы мы решаем совместно с Дашей и командой. От этого зависит наш успех.
— Почему вы позиционируете себя как «кофейня в подворотне исторических улиц в центре Ярославля»?
— Действительно, мы существуем в подворотне, и не было никакого здравого смысла в том, чтобы открывать здесь кофейню. Случайно сюда никто не зайдёт, поэтому в первое время нас находили по рекомендациям знакомых, либо туристы.
Решение открыть кофейню в этом месте полно противоречий. Но нас окружают исторические здания: Волковский театр и наша любимая филармония. Мы стараемся соответствовать этому историческому контексту и жить в рамках новой традиции вместе с теми, кто к нам приходит, формируя в нашем пространстве новые смыслы, истории и содержание.
— Снаружи место не особо примечательное, но зато внутри атмосфера очень уютная. Картины, постеры, иллюстрации — хочется разглядывать каждую деталь. Интересный подход к заполнению пространства!
— У нас в кофейне очень много странных вещей, суть которых на первый взгляд неясна: разные стикеры, фотографии, символы. В них заложен смысл, который формировался пять лет. Он понятен нам и тем, кто сюда приходит. Здесь есть фотографии нашей собаки, собак наших друзей, а также разные картинки, которые дарят нам гости. Всё наполнено уникальной историей.
— Какой у вас критерий к выбору персонала?
— Нужно немного интересоваться кофе и быть трудолюбивым. Если человек готов работать, этого достаточно. Ну а дальше уже обычные критерии для общепита: грамотность в общении, чистоплотность, внимательность.
— Что вас объединяет с людьми из команды?
— Мы с Дашей не ограничиваемся исключительно управленческими функциями. Поэтому работаем наравне с коллективом: иногда по желанию, иногда вынужденно, потому что кто-то из команды ушёл в отпуск.
Красивые слова, связанные с кофейной культурой и кофейной «тусовкой» — это во многом миф, который вряд ли существует в действительности. Все профессионально разбираются в кофе, но это не единственное, что нас объединяет.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».