Дарья Петрова рассказала «Яркубу» о том, как пришла к творчеству и что для неё главное.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Как среда влияет на формирование художника? И может ли творчество с полей тетрадки превратиться в искусство?
Менеджер в сфере искусства и художник Дарья Петрова пообщалась с «Яркубом» и рассказала об этом. Сейчас она живёт и работает в Москве, но переехала туда недавно из Ярославля. Девушка сотрудничала с ярославскими творческими проектами, преподавала в художественной школе... И сейчас поделилась своими мыслями о пути и развитии художника как личности.
— Дарья, чем Вы вообще занимаетесь сейчас?
— Я больше полугода работаю в Москве менеджером галереи «Devyatnadtsat’» и образовательного проекта «AAcademy19». В Ярославле в последнее время делаю что-то редко, больше в формате каких-то разовых акций и выставок. В конце лета 2024 года совместно с международным фестивалем иллюстрации и визуальной литературы «МОРС» мы организовали выставку в пространстве «UNICK». Ребята предоставили площадку и информационную поддержку. Весной открыли опен-кол для иллюстраторов с Ярославской и Костромской областей, объявили тему сопричастности. Мы предложили художникам поразмышлять об этом, создать работы или представить произведения, созданные ранее. Выставка проходила одновременно в Ярославле и Москве, в рамках юбилейного фестиваля «МОРС». Я была менеджером, а до этого выступала в роли помощника директора фестиваля. Сейчас продолжаю сотрудничать в формате проектной занятости.
— Расскажите подробнее о том, в чем заключалась ваша работа с «МОРСом»?
— В целом, это очень большой ряд задач. В процессе училась взаимодействию с людьми, коммуникациии с потенциальными партнёрами. Сначала я попала на «МОРС» как иллюстратор в 2022 году. Делала тогда серию работ специально для фестиваля. Очень люблю сказки, поэтому проиллюстрировала норвежскую историю про белого медведя и принцессу. По образованию я живописец, и любовь к цвету и фактуре со мной с детства. Так что серию иллюстраций сделала в технике цифровой живописи, имитируя гуашь, масляные краски и акрил. Подала заявку на «МОРС», прошла с первого раза, и в итоге ещё приехала «волонтёрить». Следила за фестивалем, познакомилась с командой. Так получилось, что после этого волонтёрства меня позвали в команду фестиваля. В 2023 году снова участвовала как иллюстратор... А в этом году я занималась только организационными вопросами фестиваля.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Юбилейный фестиваль «МОРС», каталог
— Почему решили отойти от работы иллюстратора?
— Я поняла, что это не отвечает моим глубинным потребностям. Сейчас мне 26, и за всё это время у меня был очень разный опыт. Мой путь начинался с преподавания. В 19 я преподавала в художественной школе, параллельно получала высшее образование. А в иллюстрацию пришла спустя четыре года работы в образовании. Начала изучать современную иллюстрацию, прошла курсы повышения квалификации. И на тот момент мне нужна была смена деятельности, чтобы переосмыслить свой академический опыт, для меня это был переходный этап. После классического живописного образования очень сложно экспериментировать, искать свой стиль. Поэтому для меня это стал путь освобождения и переосмысления классических законов композиции и построения пространства.
Профессия иллюстратора довольно специфическая. У заказчиков есть определённый запрос, и фриланс — сложная форма заработка. Бывает, что по 14 часов сидишь за компьютером, рисуешь, особо никуда не выходишь, и это может длиться месяцами. Проект меняется в сроках, нужно быстрее его сдать, и это всегда выматывающая гонка. Я поняла, что эта нестабильность эмоционально разрушает, что это не совсем подходит мне. Мне интересно сочетать: быть художником и работать с людьми, организовывать что-то. Мне нужна смена деятельности, и сейчас я в поиске баланса.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Набросок из серии sick sad world
— А где Вы учились?
— У меня большой путь в девять лет профессионального обучения. Я закончила Ярославское художественное училище по специальности живописец. А потом в Костроме получила высшее образование педагога изобразительного искусства и дополнительного образования в сфере дизайна. На основе полученного образования я и строю свою практику сейчас.
— Как, например, Ваше образование помогает в работе менеджера и художника?
— Благодаря своему образованию я в целом имею большую базу в рисовании, и это помогает выстраивать художественную карьеру. Со знаниями из училища можно развиваться дальше в сфере современного искусства, естественно, приложив усилия в поиске своего художественного языка. А высшее педагогическое образование помогает мне выстраивать работу с людьми, учиться договариваться, искать точки соприкосновения, организовывать процессы.
Педагог во многом организатор. Нужно организовывать учебный и постучебный процесс, дополнительные занятия, выезды, а также своё время. Умение планировать, расставлять приоритеты, самой выбирать цели с задачами и оперативно их решать. В учебном процессе всё может пойти не так, и важно уметь адаптировать материал под запросы учеников. Все эти навыки очень применимы в моей работе сейчас.
Безусловно, нужно самостоятельно изучать много информации: по истории искусств, психологии, педагогике. И это развило умение быстро обрабатывать материал, что очень пригождается по жизни. Из интересных моментов в работе в Москве: я успела поработать четыре месяца младшим менеджером и администратором Открытых студий «Винзавода», но поняла, что это не моё место, несмотря на статус организации. Моя работа, несмотря на всё, стоит близко и к педагогике, и к рисованию.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Фестиваль музыки «Сказка»
— С кем всё-таки сложнее работать и договариваться — со школьниками или со взрослыми людьми?
— Я не особо вижу разницу между детьми и взрослыми. Неважно, сколько нам лет, мы всё равно остаёмся детьми. Когда я работала в школе, мне очень нравилось общаться с детьми и подростками. Я кайфовала от этого, почти не ходила в учительскую, всё время была с учениками. Потом интересы и мои ценности изменилось, и сейчас больше нравится работать со взрослыми людьми. Но это одинаково круто.
— Сложно было переехать в Москву?
— Я не тот человек, который прикован к одному месту. Я всегда любила путешествовать и до этого много раз ездила в Москву по работе. А потом предложили поработать на «Винзаводе», я подала документы с резюме, и меня приняли. Просто берёшь и делаешь. Конечно, были проблемы с жильём, но в целом, я быстро сориентировалась и нашла хороший вариант. Москва же очень близко — это не как во Владивосток переехать. Разницы не ощущалось, как будто бы чуть дальше Брагино уехала. Да и у меня уже до этого были мысли переехать, они очень долго зрели внутри меня. В Ярославле мне не хватало движа, какой-то художественной тусовки, и поэтому меня уже тянуло в Москву, где очень большое разнообразие искусства. Но я внутренне готовилась, и всё сложилось так, что я даже не почувствовала перемены. Будто переехала в то место, где я должна была находиться. На работе создалось своё окружение, появилось очень много знакомых из сферы искусства. Не было каких-то терзаний, что не могу найти работу. И даже потом меня быстро находили другие места просто из-за того, что хорошо себя показывала.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Иллюстрация_для упаковки из новогодней серии для СТТ
— Вы сказали, что в Ярославле Вам не хватало художественного окружения. А если бы такая среда сформировалась, Вы бы вернулись?
— Я не думаю, что в принципе масштаб Москвы и любого другого города может быть сравнён. Художественная среда в Москве сформирована уже очень давно, представлены разные направления. Конечно, сейчас много кто уехал, но всё равно уровень знаний и опыта уже накоплен. Сколько ты ни будешь пытаться создавать что-то своё — не угнаться. В этом плане Москва мне больше улыбается. Или, например, Нижний Новгород: там тоже люди как-то более открыты к переменам.
Я уже давно оторвана от жизни в Ярославле, поэтому, возможно, смотрю старым взглядом. Вижу очень много классных инициатив. Развивается проект «Бардак», «UNICK» запускает коллаборации, «Текстиль» давно развивает город и делает очень современные проекты... Но всё равно не хватает городской поддержки. Как будто сама среда не готова к тому, чтобы по полной всё это воспринять и поддержать.
В Москве бешеная конкуренция, но это нормально. Это называется концентрация контекста, когда ты помещаешь себя в жёсткую среду, но при этом растёшь. За месяц-два ты можешь вырасти на три головы выше, чем если бы ты был в городе, где этого не хватает.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Фестиваль «Ярослав Мудрый», работа на стрит-арт площадке
— Не хотелось бы создать свой собственный проект?
— Пока нет. Мне нравится помогать, участвовать в каких-то проектах. В 2023 году также совместно с фестивалем «МОРС» организовали арт-резиденцию в Ярославле. Но пока у меня нет внутренней потребности организовывать свой проект. Даже не знаю, в какой сфере я бы его сделала. Только если сделать какую-то постоянную арт-резиденцию — это было бы здорово.
Есть мечта сделать персональную выставку в Москве или открыть свою выставочную площадку. Но мне кажется, сейчас я сама ещё в поиске своего пути. Я больше за процесс: что-то происходит, я в это вписываюсь, смотрю, как себя чувствую здесь, изучаю себя и мир вокруг. А когда будет накоплен опыт и появится желание отдавать, тогда и буду делать свой проект. Но пока я чувствую, что нахожусь не на той стадии.
— Как строится Ваше общение с другими людьми из художественной сферы?
— Когда я работала в арт-резиденции «Винзавода», постоянно пересекалась с художниками, галеристами. Со всеми ними общаешься, спрашиваешь, что и как. Вся эта среда бурлящая и кипящая, очень много забавных историй, бешеных открытий. И мне нравится, что сейчас много самоорганизованных мероприятий. Например, есть проект, где участвуют 30 художников и открывают заброшку на один или три дня. И ты точно знаешь, что реально люди придут на эти три дня. Что их будет много, что информационное поле вокруг этого события создастся, что будет ещё и какой-то перфоманс. То есть если я представлю, что в Ярославле откроется выставка на столько же дней, то как будто бы никто и не успеет на неё прийти. В Москве все проекты делаются без страха: ты просто должен сделать, чтобы появиться на сцене и тебя заметили.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Фестиваль музыки «Сказка»
— Не вспомните какие-нибудь интересные случаи или ситуации в работе, которые были в последнее время?
— С этим сложновато... Последний месяц я работала удалённо из-за болезни. Дистанционно сопровождала выставку. Тяжело было работать из больницы: ты не можешь полностью отказаться от задач, и отдыхать нормально не получается. Но в целом оформление — таблицы, списки, описаний мероприятия, регистрации, связи с менеджерами — для меня в этом нет проблем.
Когда работала иллюстратором, плотный график и связь с клиентами не были редкостью. Постоянно сама выстраивала свой рабочий день.
— Как получалось организовать себя?
— В целом, трудностей в организации процесса нет. У меня так получается, что когда-то я могу работать дольше, до десяти, например, а в другой день сократить рабочее время. Но в целом для меня главное — выполнять задачи, которые прилетают в течение дня и их нужно закрыть. Но я стараюсь не работать ночью и соблюдать режим. Тяжелее, когда это на постоянке, когда почти не выходишь из дома.
— Как, например, тогда, когда Вы работали иллюстратором?
— Да. Был один довольно сложный проект. Нужно было всё успеть, и это было жутко. Я делала серию новогодних иллюстраций для компании СТТ — дистрибьютора автомобилей ГАЗ в России и СНГ. Они сделали заказ на корпоративные подарки, и я создавала огромную серию иллюстраций для календаря, упаковок, посуды. И это всё с разными городами страны. Это была самая крупная и тяжёлая работа за всю мою практику. Было интересно, но выматывающе. Это как ремесло: ты просто должен выполнять заказ. А я по-другому отношусь к своей работе — хочется быть не только «руками», а автором, художником, который имеет свой язык и стиль. Когда просто рисую по заказу, мне становится скучно. Пока изучаю материалы и делаю эскизы, я горю этим делом, а потом начинается детальная отрисовка, ежедневная рутина, и мне уже приходится выдерживать. Хочется говорить на интересные мне темы, и это то, что я ищу последнее время.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Творческая лаборатория с Аллой Мировской, Textil
— Как Вы находили свой стиль?
— Я не могу сказать, что я его выработала. Он ещё на стадии формирования. Большая часть моих умений сформирована учебными заданиями в училище и университете. Но где-то лет с 13 я рисовала на полях в тетрадях. Со мной всегда была моя вторая часть — творчества, а не искусства. Странные зарисовки, образы, мысли, волшебные истории... Сейчас, например, я часто занимаюсь медитацией, и во время неё приходят интересные идеи и образы. Образная часть была давно со мной, но я её не развивала, потому что не видела в ней ценности. Внутренними переживаниями как будто не было принято делиться. Сейчас я понимаю, что именно скрытая от глаз часть меня может сформировать мой образ как художника. Поэтому пытаюсь соединить те знания, которые получила во время обучения, и то творчество, которое я прятала. Что мне ещё и нравится в Москве: в ней окружение совершенно по-иному смотрит на искусство, даёт больше свободы и рефлексии. Никто не спросит, умею ли я рисовать портреты, берёзы. Будут спрашивать, что я чувствую, о чем говорю, что беспокоит, и как я это показываю в своём творчестве. Никого не будут интересовать технические навыки. Если за ними не стоит идея, личность, то они не имеют никакого значения. Я не отрицаю значимость ремесла, но это далеко не единственное, из чего состоит искусство.
— Сейчас Вы больше рисуете для себя?
— По большому счёту — да. Я отказалась от всех заказов по иллюстрации, которые у меня были. До этого продолжала сотрудничать с заказчиками, но поняла, что мне нужно взять перерыв. Сейчас я делаю большую серию живописи, которая будет оторвана от академического подхода и будет погружать в мой внутренний мир. Выделила себе время, чтобы не отвлекаться на коммерцию и погрузиться внутрь себя.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Стрит-арт площадка на фестивале в Ростовском Кремле
— Будете где-то презентовать эти работы?
— Да, конечно. Хочу сделать серию работ, куда также включу графику. И организовать выставку, желательно, персональную. Но на неё нужно довольно много работ, а также, возможно, куратор. Но да, я планирую дальше развиваться именно как художник. Правда, параллельно всё равно нужно работать. Сфера искусства специфичная, и быть художником без заказчика сложновато. Поэтому я и работаю менеджером, чтобы понимать сферу изнутри, но при этом оставлять время на свои работы. Искусство всю жизнь со мной, и это то, что меня интересовало всегда.
— А что для Вас самое важное в жизни?
— Наверное, движение. Мне важно расти и двигаться, узнавать этот мир и себя. И в работе, и в жизни.
От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
Фото: архив Дарьи Петровой
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Беседовала Лия Никифорова