Реставрация
Регион впервые участвует в выставке по сохранению, реставрации использованию, популяризации культурного наследия и музейной техники. Мероприятие проходило с 5 по 7 ноября в Москве.
Ярославская область представила проекты реставрации памятников истории и культуры на территории региона. Также на стенде региона представили организации. Среди участников стенда — специалисты в области воссоздания станковой темперной и масляной живописи. Навыки этих мастеров необходимы при сохранении настенной росписи памятников, икон и фресок.
Кроме проектов в области реставрационных работ на международной выставке «Denkmal», свои наработки представили архитекторы, работающие в направлении развития исторической среды городов.
Как пример возможных нестандартных решений развития инфраструктуры в условиях зоны Юнеско представили проект реконструкции Волковской площади.
«Отмечу, что данный проект представлен исключительно в форме концепции, как пример работы архитекторов. Говорить о возможности практической реализации данного проекта на данный момент невозможно. В настоящее время режимы достопримечательного места „Исторический центр города Ярославля“ запрещают строительство на территории площади Волкова. Оценка воздействия данного проекта на объект всемирного наследия, которая в обязательном порядке должна производится ЮНЕСКО и Министерством культуры РФ, не проводилась», — пояснил заместитель Председателя Правительства Ярославской области Роман Колесов.
Работы по сохранению объектов культурного наследия в Ярославской области при контроле профильного департамента региона ведутся на таких уникальных памятниках, как Толгский женский монастырь, Крестовоздвиженский собор, церковь Николы Мокрого, храм Петра и Павла, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове и многих других. Особое место среди проектов занимают воссоздаваемый архитектурный ансамбль в Хопылеве Рыбинского района и храм Богоявления на Острову, в котором был крещен прославленный адмирал Федор Ушаков и его дядя — преподобный Феодор Санаксарский.
Власти Рыбинска указали на то, что «МАН» работает по проекту, на который дано заключение историко-культурной экспертизы.
«Убран весь деструктивный кирпич, усилены фундаменты, сделаны шаблоны под арку, чтобы привести мостик к первоначальному виду», — рассказал гендиректор «МАН» Андрей Маслов.
Член совета рыбинского отделения ВООПИиК Николай Лосев заявил о согласии с решением разобрать мостик.
Реставрацию планируется завершить к 1 ноября.
Контракт на ремонт моста выиграла организация «МАН». Подрядчик приступил к работам в августе, но реставрацию приостановили из-за того, что местные жители были встревожены. Эксперты уточнили: мостик несколько раз перекладывали, а проект предполагает возвращение именно аутентичного вида.
Администрация Рыбинска не отреагировала на сообщения об обрушении конструкции.
Спустя годы краска на фасадах бывшей гостиницы на улице Андропова выгорела, растрескалась и стала шелушиться. Стены покрылись грязью и пылью. Новый цвет подбирали с учетом первоначального, изучая документы.
«Цветовое решение фасадов принято в соответствии с присущим зданию стилем эклектики, а также с учетом первоначального цвета фасада, в соответствии с действующими нормами и правилами, государственными стандартами на краски и отделочные материалы для ремонтных работ», — пояснил директор департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев.
Авторский надзор и научное руководство проектом взяла на себя архитектор Елена Богородицкая.
Здание «Царьграда» датировано концом XVIII века, второй третью XIX века и 1901 годом. Оно оформляет квартальный угол Старого гостиного двора — историко-архитектурного комплекса конца XVIII-начала XX веков.
Напомним, здание гостиницы было продано городскими властями в марте 2019 года. Новый собственник, бизнесмен Ирина Круглова, предложила за него 101,5 млн рублей.
Из городского бюджета на реставрацию памятника культуры выделено более трех миллионов рублей. К работам подрядчик приступил в августе, но почти сразу реставрация приостановили.
«Из-за того, что рыбинцы были встревожены этими работами, мы провели две встречи с общественностью. Вместе с членами ВООПИиК мы пришли к выводу, что данный мостик — не аутентичный, то есть, он неоднократно перекладывался. Тот проект, который прошел госэкспертизу и историко-культурную экспертизу, является верным. Он позволит вернуть мостику именно первозданный вид», — сообщил директор ООО «МАН» Андрей Маслов.
Специалисты подрядчика обнаружили три перекладки моста. Последняя — он выложен керамическим и частично силикатным кирпичом на цементном растворе, что противоречит реставрационным нормам и правилам. Кроме того, в советское время были сделаны железобетонные обоймы, мостик подняли, добавили три ступени, что противоречит первоначальной конструкции 1903 года.
Подрядчик сообщил, что в планы входит демонтаж ступенек и замена их на пологий подъем.
«В настоящее время реставрационные работы возобновились. Ждем поставку утраченных элементов ограждения, отлитых в ярославской мастерской», — добавил Маслов.
Закончить работы планируют к концу октября. Ранее пресс-служба местной администрации сообщала, что мост через сухой пруд в Карякинском парке Рыбинска отреставрируют к 1 октября.
- «Выдохните и начните читать в своё удовольствие»: ярославна поделилась секретами победы на чемпионате по чтению вслух
- Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым
- «Нужно стать настоящим»: создатель ярославского клуба «Десантник» о празднике 23 февраля, армии и патриотическом воспитании
- Объединить усилия и отстаивать интересы крестьянских хозяйств: Александр Чачин рассказал о создании Ассоциации фермеров Ярославской области
- «Взаимопонимание между нами сложилось хорошо»: учитель начальных классов рассказала о начале учебного года и знакомстве с детьми
- «Важно вернуть интерес к жизни на селе»: ярославский фермер рассказал о роли ТОС в развитии сельскохозяйственной отрасли
- Если просто писать мелом на зеленой доске, детям станет скучно: учитель начальных классов рассказала о подготовке к своему первому учебному году — «Дневник учителя»
Градозащитница Ольга Мазанова обеспокоена ходом ремонта фасада. С просьбой провести проверку и защитить архитектурный памятник она обратилась к начальнику регионального департамента охраны объектов культурного наследия.
«Я обнаружила, что подшили балкон, который поддерживают фигуры атлантов, на главном фасаде объекта культурного наследия металлической рейкой или металлопрофилем. Прошу вас также принять меры по принятию собственником мер по реставрации памятника, который, по моему мнению, находится в неудовлетворительном физическом состоянии. Особенно вызывает опасение состояние керамических скульптур четырех атлантов. Фигуры частично разбиты, покраска нарушена, имеются другие утраты на них», — говорится в письме Мазановой.
Фотография Леонида Гунина
Реставрацию церкви Рождественского монастыря инициировала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры России. Сумма госконтрактов составит 101 млн рублей, работы рассчитаны до ноября 2020 года.
На первом этапе реставрации планируется стабилизировать фундамент, стены и своды. После — законсервировать и отреставрировать монументальную живопись 1715 года и вернуть церкви исторический облик.
«Здание в очень плохом состоянии — часть несущих конструкций разрушена, в стенах множество трещин, повсюду деревянные подпорки. Сейчас мы усиливаем фундамент церкви и уплотняем грунты путем цементации, а когда состояние стабилизируется, сделаем вычинку кирпичной кладки, произведем инъектирование стен, а также комплексную реставрацию фасадов и интерьеров. Очень сложным и интересным этапом будет реставрация живописи, необходимо ее законсервировать для сохранности отдельных элементов на время работ по восстановлению несущей способности стен и сводов», — рассказала руководитель проекта Яна Котова.
Каменный храм с шатровой колокольней начал разрушаться в 1772 году. К 1816 году колокольня пришла в критическое состояние. Судя по описанию, она имела «обширный и высокий каменный верх», от тяжести которого просаживался фундамент и крен на запад. Проектировщики рассчитали, что восстановить колокольню невозможно, так как это будет угрожать целостности церкви.
Реставрацией моста в парке займется фирма «МАН», которая восстанавливает памятники истории и культуры.
«Идут подготовительные работы, проводится обследование существующих конструкций. Подрядчик удаляет слой штукатурки и бетона. Это результат позднейших ремонтных работ на объекте, выполненных ещё в советское время. Мостик очень сильно перестроен, его исторический облик сильно изменен и искажен. Реставрационные работы в строгом соответствии с предметом охраны призваны раскрыть первоначальный облик мостика и обеспечить его безопасную эксплуатацию посетителями парка», — рассказали в администрации Рыбинска.
Реставраторам предстоит удалить с моста все поздние слои до кирпича, так как, судя по историческим фотографиям, конструкция была кирпичной. Утраченные фрагменты лицевой части заменят кирпичом старого образца. Чугунное ограждение сняли и уже отправили на реставрацию.
Реставраторы завершили восстановление лепнины, почти полностью утраченной. Законсервировали живопись; чтобы добраться до фресок, приходилось снимать краску послойно. Оформили окна с металлическими решетками.
«В целом работы комиссия оценила как удовлетворительные, есть ряд замечаний, которые подрядчик должен будет устранить», — отметил Александр Филяев.
В 2019 году власти планируют разработать проект восстановления монументальной живописи в храме.
Соглашение о создании региональной реставрационной школы подписали департамент охраны объектов культурного наследия, ЯГТУ, ЯрГУ им. Демидова, Ярославский градостроительный колледж и Ярославское художественное училище.
Соглашение предусматривает привлечение студентов для формирования программы реставрации памятников на пять лет, участия в работах под руководством профессионалов, практики на объектах культурного наследия. Планируется открытие онлайн-курсов для повышения квалификации и профориентации.
Глава департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев заметил: «Ярославская область — богатейшая по количеству, качеству и аутентичности объектов культурного наследия. Где, как не здесь, взращивать высококвалифицированных специалистов в сфере реставрации, которых сейчас мало не только у нас, но и во всей стране».