Textil

4 июня 2018 - 13:22
«Ох! Маркет»: Textil анонсировал новое событие

Команда культурного центра Textil совместно с магазином «Очень Хорошо» запланировали «Ох! Маркет». Это будет воскресный маркет (ярмарка, рынок, если хотите) с вещами, их дизайнерами и музыкантами.

«Ох! Маркет»: Textil анонсировал новое событие

На Текстильной площади 17 июня соберутся владельцы брендов из Вологды, Костромы, Иванова и других российских городов. Ярославцы, разумеется, тоже будут. Например, создатели «Easy peasy», делающие экосумки из хлопка с растительными принтами.

Всего планируется представить 30 марок и тысячу вещей: платья, аксессуары, винтаж, предметы декора.

Параллельно ярмарке будут идти мастер-классы и лекции, работать уличные кафе с лимонадами и закусками. Приглашенные диджеи и музыканты поддержат настроение.

«Ох! Маркет» начнется в 14 часов и пройдет весь день до 20 часов. Следить за новостями события можно в группе «ВКонтакте» или в «Фейсбуке».

Читайте также: «Со столичным размахом: какие мероприятия Ярославль включил в заявку на конкурс „Молодежная столица Европы — 2021“».

14 мая 2018 - 16:34
Весенний блошиный рынок на «Текстиле»: программа

Ярославский культурный центр Textil анонсировал программу весеннего блошиного рынка, который пройдет 20 мая на площади у бывшего хлопкового склада на Красном Перекопе.

Весенний блошиный рынок на «Текстиле»: программа

Во время проведения рынка с 15 до 19 часов будут работать уличные кафе. В 15:30 редактор «Яркуба» начнет рассказ о том, как в Ярославле экологично можно избавиться от ненужных вещей. Основой для лекции станет материал «8 способов расстаться с ненужными вещами в Ярославле: явки, адреса, пароли», опубликованный в мае 2017 года и не теряющий актуальности.

В 16 часов руководитель экспозиции «Слово о полку Игореве» Ярославского музея-заповедника Юлия Ушакова поговорит с горожанами о нематериальном музейном пространстве. Речь пойдет о русском языке: как разговаривать на нем так, чтобы это было интересно, как это получается у самого большого музея города.

С 16:30 до 17 часов соберется «фабричный круг». Это значит, что придут жители Красного Перекопа и поделятся своими воспоминаниями. Такая встреча — шанс узнать, какими были город и жизнь в нем несколько десятков лет назад.

Блошиный рынок завершится живым выступлением вокально-инструментального ансамбля «Ручеек». Участники ансамбля — студенты-друзья. Играют на акустической гитаре, укулеле, бас-гитаре и кахоне. Тексты песен пишут и исполняют сами на русском языке.

Фотография Лилии Цалко

Читайте также: «Международный фестиваль моды пройдет в Ярославле».

25 апреля 2018 - 11:31
Набойка ткани, игра на гуслях и шотландские танцы: программа первого в сезоне городского выходного от культурного центра Textil

Культурный центр Textil готовится открыть сезон городских выходных на Текстильной площади. «Яркуб» публикует программу первого городского выходного в 2018 году, который пройдет в воскресенье 29 апреля.

Набойка ткани, игра на гуслях и шотландские танцы: программа первого в сезоне городского выходного от культурного центра Textil

Программа выходного рассчитана на три часа с 12 до 15 часов. Все это время на территории будут работать уличные кафе. В меню кофе, крем-супы, бейглы, салаты, фалафель, фреши и смузи. Параллельно откроется ярмарка цветов, украшений, предметов декора, шоколада и пряников.

С 12 до 13 часов мастерская «Ударница» будет учить горожан ремеслу верховой набойки, с помощью которого несколько веков назад создавали узорные ткани для сарафанов и платков. «Мы стараемся возродить традицию набивать ткани для одежды, рукоделия и бытовых текстильных принадлежностей. На Городском выходном представим платки, банданы, сумки, косметички, кошельки, предметы для дома, а также набивные вручную ткани, небольшие лоскуты и сами штампы для набойки, с помощью которых вы сможете набить узор самостоятельно», — рассказали создатели мастерской. Умельцы «Ударницы» научат не только набивать рисунки на ткани, но и играть на гуслях, чтобы работа спорилась.

В 13 часов начнется показ получасового фильма «Затрапеза». Документальная картина посвящена судьбе красноперекопских корпусов и кустарному текстилю ярославских мастериц. Она говорит о самобытном Красном Перекопе, где остро стоит проблема сохранения архитектурного наследия предков.

С 13:30 до 14 часов пройдет презентация проекта «Музей фабрик: новая ткань города». «Музей фабрик» — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Владимира Потанина. Он откроется в сентябре 2018 года и предложит Ярославлю новую визитную карточку, второй исторический центр города. Тема предпринимательства, промышленности, памятников Петровской эпохи и индустриального наследия по-новому откроет Ярославль для жителей и туристов.

Последний час городского выходного — посвящение Всемирному дню танца. Ярославская школа шотландских танцев покажет выступление, а затем предложит разучить простые движения.

За новостями выходного можно следить в группе «ВКонтакте». «Яркубу» известно, что в сезоне 2018 года команда культурного центра Textil планирует проводить городские выходные чаще, чем раз в месяц.

Читайте также: «„Человек красит место“: экскурсия в фотографиях».

17 апреля 2018 - 21:54
Ярославский Textil оценили специалисты по плейсмейкингу из Австралии

Австралийское агентство «Place Partners» отметило Региональное агентство творческих инициатив (неформально — Lift Project) и проект Textil в международном обзоре практик плейсмэйкинга. Textil попал в рубрику «Best Practice» («Лучшая практика»).

Ярославский Textil оценили специалисты по плейсмейкингу из Австралии

Австралийское агентство «Place Partners» отметило Региональное агентство творческих инициатив (неформально — Lift Project) и проект Textil в международном обзоре практик плейсмэйкинга. Textil попал в рубрику «Best Practice» («Лучшая практика»).

«Площадка Textil’я вписывается в историческое пространство досоветского завода, там регулярно проводятся встречи, семинары, лекции, выставки и ярмарки», — говорится в обзоре. Австралийцы отметили важность дискуссии «Смысл и ценность труда в жизни человека», которая прошла в марте в рамках проекта «Музей фабрик: новая ткань города».

Плейсмейкинг — это подход к проектированию и обустройству общественных пространств. Он предполагает максимальное вовлечение жителей в преобразование пространства: опросы, анкетирования, собрания горожан, обустройство публичных территорий совместно и своими руками.

В Ярославле о плейсмейкинге впервые рассказала Анна Сиприкова — ведущий консультант некоммерческой организации Project for Public Spaces (США). Затем Региональное агентство творческих инициатив провело международный семинар «Сделано горожанами», где участники говорили о планировании, дизайне и управлении общественными пространствами.

Культурный центр Textil расположен в бывшем хлопковом складе Ярославской большой мануфактуры. В воскресенье 29 апреля он в пятый раз распахнет двери для ярославцев и начнет сезон «Городских выходных». Кураторы центра планируют в этом году открывать ворота Текстильной площади каждые выходные. Ярославский Textil оценили специалисты по плейсмейкингу из Австралии

Австралийское агентство «Place Partners» отметило Региональное агентство творческих инициатив (неформально — Lift Project) и проект Textil в международном обзоре практик плейсмэйкинга. Textil попал в рубрику «Best Practice» («Лучшая практика»).

«Площадка Textil’я вписывается в историческое пространство досоветского завода, там регулярно проводятся встречи, семинары, лекции, выставки и ярмарки», — говорится в обзоре. Австралийцы отметили важность дискуссии «Смысл и ценность труда в жизни человека», которая прошла в марте в рамках проекта «Музей фабрик: новая ткань города».

Плейсмейкинг — это подход к проектированию и обустройству общественных пространств. Он предполагает максимальное вовлечение жителей в преобразование пространства: опросы, анкетирования, собрания горожан, обустройство публичных территорий совместно и своими руками.

В Ярославле о плейсмейкинге впервые рассказала Анна Сиприкова — ведущий консультант некоммерческой организации Project for Public Spaces США). Затем Региональное агентство творческих инициатив провело международный семинар «Сделано горожанами», где участники говорили о планировании, дизайне и управлении общественными пространствами.

Культурный центр Textil расположен в бывшем хлопковом складе Ярославской большой мануфактуры. В воскресенье 29 апреля он в пятый раз распахнет двери для ярославцев и начнет сезон «Городских выходных». Кураторы центра планируют в этом году открывать ворота Текстильной площади каждые выходные.

Читайте также: «Ярославцы обратились в ЮНЕСКО с просьбой остановить строительство колеса обозрения».

18 февраля 2018 - 18:09
Конспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательства

«Региональное агентство творческих инициатив» и команда культурного центра TEXTIL 13 февраля открыли цикл встреч «Второй исторический центр Ярославля» проекта «Музей фабрик: новая ткань города». Нина Обнорская прочла лекцию об истории Ярославской Большой мануфактуры и ее месте в становлении российского предпринимательства.

Конспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательства

«Региональное агентство творческих инициатив» и команда культурного центра TEXTIL 13 февраля открыли цикл встреч «Второй исторический центр Ярославля» проекта «Музей фабрик: новая ткань города». Нина Обнорская прочла лекцию об истории Ярославской Большой мануфактуры и ее месте в становлении российского предпринимательства. «Яркуб» все законспектировал.

В истории Ярославля одна из точек отсчета — 1722 год, год основания Ярославской Большой мануфактуры и формирования нового города, нового типа человека, новых социально-культурных отношений. «Музей фабрик», который откроется в сентябре 2018 года, актуализирует историю мануфактуры и предложит Ярославлю новую визитную карточку, второй исторический центр города. У инициаторов проекта, команды культурного центра TEXTIL и «Регионального агентства творческих инициатив» (РАТИ) есть задача сделать идею второго исторического центра общегородской. «Идея будет развиваться до тех пор, пока ее будут обсуждать и поддерживать горожане. Нам хотелось бы выстроить диалог с жителями и понять, насколько этот вызов будет обсуждаем, воспринят и включен в актуальную повестку», — рассказал директор РАТИ Сергей Кремнев.

«Важно настроить прожектор из исторического центра на Красный перекоп, сделать идею заметной для центра города», — рассуждает куратор РАТИ Юлия Кривцова. Лекция кандидата исторических наук, преподавателя ЯрГУ им. П. Г. Демидова Нины Обнорской в этом смысле — рамка для последующих встреч и дискуссий. Она позволит понять историю Ярославской Большой мануфактуры в контексте российского предпринимательства, посмотреть, как история одного предприятия меняла социально-экономические отношения и оказывала грандиозное влияние на страну.

Конспект

Большую часть существования предприятия оно и его окрестности были отдельным населенным пунктом со своими традициями и своей общностью. В Ярославле было два самобытных центра, крепко друг с другом спаянных. В последние десятилетия это стало особенно актуально, когда фабричных из корпусов расселили по всему городу. «Всем ярославцам должно быть интересно, что за предприятие находится на Красном Перекопе, бывшее самым крупным в Ярославле и в конце XIX века — одним из крупнейших в стране», — считает Нина Обнорская.

Датой основания мануфактуры считается 1722 год — год, когда Петр I подписал указ, разрешающий выдать купцам Затрапезновым и голландскому купцу Ивану Тамесу территорию в Ярославле для организации производства тканых полотен. Петру I нужно было обеспечить регулярную армию и флот, растущему государству потребовалась мощная промышленность. Золотой век Ярославля — XVII век, но тогда не было крупных предприятий. Были мастерские, не способные удовлетворить в петровские времена нужды расширяющейся империи. Что до сырья, то в Ярославле и сопредельных регионах лен рос прекрасно. Оставалось лишь основать предприятие, удовлетворяющее запросы государя. Петр I подумал, что если один крупный купец не способен единолично что-то открыть (а первые петровские годы оказались тяжелыми для них), то купцов можно собирать в товарищество.

Затрапезновы значились среди ярославского купечества с середины XVII века. Они занимались химической промышленностью — красками, клеем, маслами. Максим Затрапезнов с сыновьями работали с Тамесом в Москве, участвовали в инициативе по содержанию полотняной мануфактуры. Решили, что у них получится создать аналогичное производство в родном городе. Затрапезновы получили два участка земли на разных берегах Которосли и построили, выражаясь современным языком, две промышленные площадки. Тамес в 1725 году по необъяснимым причинам вышел из предприятия, и Затрапезновы стали активно строить за Которослью. В 1727 году Иван Максимович Затрапезнов получил еще землю. Так год за годом территория Красного Перекопа стала приобретать вид городка в городе.


Конспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательстваКонспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательства


Две площадки мануфактуры сосуществовали на равных до 1741 года. Ивану Максимовичу отошла закоторосльная часть, которая получила название Ярославской Большой мануфактуры. Производство на другом берегу, в приходе церкви Николы Мокрого, стало Малой мануфактурой. Названия отражали масштабы деятельности той и другой.

Ярославская Большая мануфактура включала в себя несколько разных производств, и среди них главное — производство льняных тканей. Оно находилось в той части, которая сейчас принадлежит Петропавловскому парку. Кроме того были ветряные мельницы и два бумажных предприятия. Кстати, бумагой считали не только писчую основу, но и хлопчато-бумажные ткани. Появился каскад прудов, участвовавших в производстве. Масштабы изменились: если в 1725 году работали 172 стана, то к 60-м годам — 2000 станов. Число работников выросло с 200 до 6000. Правда, точность последней цифры неизвестна — возможно, в число шести тысяч работников входили семьи целиком, даже дети и старики. Почти бесплатный труд крепостных был выгодным, так как от этого выигрывали в стоимости товара.

Иван Максимович Затрапезнов скончался в 1741 году. Его похоронили в недостроенном Петропавловском храме. Неясно, что произошло между наследниками, но Ярославская Большая мануфактура получила нового владельца — Савву Яковлева. Яковлев, как и Затрапезновы, скупал предприятия и переводил работников и станы в Ярославль. Во второй половине XVIII века мануфактура выпускала в год продукцию на миллион рублей — огромная цифра по прежним временам. Продукция шла как на продажу, так и ко Двору. К концу столетия стало ясно, что отечественной промышленности, обязанной содержать работников, сложно конкурировать с революционными английскими идеями и новыми западными станками. Закупать их было невозможно — куда в таком случае пойдут рабочие?


Конспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательстваКонспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательства


От упадка Ярославскую Большую мануфактуру, которая к 1853 году располагала 14 станами (сравните с цифрами выше), спасли Андрей и Иван Карзинкины. Они купили предприятие в 1857 году у наследников Саввы Яковлева. Компаньоном Карзинкиных считается Гавриил Матвеевич Игумнов. Вообще-то Карзинкины торговали чаем, но вовремя поняли, что торговля — дело менее стабильное, нежели производство. Чувствовалось близкое освобождение крестьян от крепостничества, появилось больше рабочих рук. Карзинкины купили английские станки, перенесли центр производства с Петропавловского двора на место бывшей писчебумажной мануфактуры, строили новые цеха и жилье для рабочих, предприятия так называемого соцкультбыта. Взаимоотношения Ярославля и фабрики были примечательны тем, что ярославцы не стремились работать на фабрику. Их привлекали столицы. А вот владимирцы охотно шли работать в Ярославль.

Племянник Игумнова покинул товарищество, продал свой пай. Ко второй половине XIX века семья Карзинкиных превратила увядающее предприятие в одно из крупнейших в стране. Вероятно, их торговый опыт помог наладить поставки хлопка из Средней Азии. Качество местного хлопка не удовлетворяло фабрикантов, и они, закупив семена американского хлопка, смогли стимулировать возделывание именно этого сорта.

К революции Ярославская Большая мануфактура подошла как цельный мощный производственный комплекс. Ее национализировали в июне 1918 года. В 1922 году предприятие назвали Красным Перекопом, а в конце 40-х годов перепрофилировали под производство технических тканей.


Конспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательстваКонспект: Ярославская Большая мануфактура в истории Ярославля и российского предпринимательства

Ярославская Большая мануфактура. Новая фабрика. Фото. Начало 20 века. Архив М. В. Золотарёва


Нынешний директор комбината «Красный Перекоп» Петр Шелкошвейн считает, что история Ярославской Большой мануфактуры неизменно отражала изменения в России на всем протяжении своего существования: «Если сегодня сравнивать отношения предприятия и государства с теми, когда его только основали — Мануфактура была освобождена от всех налогов в период своего становления, — то разница очевидна. Другой вопрос — меценатство прежних владельцев, сожительство рабочих. Люди жили в одном доме, полы были некрашеные, в каморке жили по три семьи, обувь снимали в коридоре и на общей кухне никто ничего не брал у соседей. Больной человек мог надеяться на помощь. А сегодня что? Мы разбежались, не знаем, кто живет в нашем подъезде. А тогда дружба начиналась в общем дворе, люди были сплоченными. Из истории можно почерпнуть многое, и неплохо бы применить это сегодня».

Анонс

Вторая встреча цикла «Второй исторический центр Ярославля» пройдет в понедельник 19 февраля. Это будет публичная дискуссия на тему «Предприниматель влияет на город». Дом дружбы Ярославль-Пуатье, начало в 18 часов.

Читайте также«Планов громадье: Ярославская Большая мануфактура готовится к 300-летию».

Интервью
19 апреля 2017 - 13:48
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях

Корреспондент «ЯрКуба» в рядах первых участников экскурсии погрузился в повседневную жизнь рабочих одной из старейших фабрик России — Ярославской Большой мануфактуры, в XX веке преобразованной в комбинат технических тканей «Красный Перекоп».

«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109108
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109109
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109110
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109111
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109112
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109113
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109114
«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях_109115

Летом 2015–2016 годов благодаря проекту «Человек красит место» в исторической части Красноперекопского района появилась серия стрит-арт объектов. Наверняка вы уже видели их хотя бы на фотографиях: дворника на стене трансформаторной будки в Сквере служащих или портреты рабочих на ставнях Литейно-механического завода. Что роднит их с районом, который стал площадкой для переосмысления истории и для работ художников, дизайнеров, иллюстраторов? Ответить на этот вопрос поможет экскурсия, разработанная командой LIFT проекта.

Проект «Человек красит место» родился благодаря совместной работе компании «Ярославские краски» и НКО «Региональное Агентство Творческих Инициатив» в 2015 году. В центре внимания оказалась историческая часть Красноперекопского района: стояла задача изменить городскую среду с помощью краски, причем делать это должны были не абстрактные организаторы, а местные жители, художники и участники городских выходных культурного центра TEXTIL. Ярмарки, лекции, мастерские — мероприятия лишь подогрели уже существующий интерес к территории района и проведению тематической экскурсии.

По местам былой славы

Мы собираемся на Текстильной площади, которую непривычно видеть буднично-пустынной. Под навесом прячутся будущие экскурсоводы — студенты LIFT проекта: Саша Власова, Маша Семенова, Юля Брюханова и Саша Макарова. Юля Кривцова, куратор всего лучшего, что происходит на «Текстиле», присоединяется к нашей небольшой группе позже. Она не вмешивается в происходящее, только наблюдает, как и мы.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях

Саша Власова рассказывает об истории комбината «Красный перекоп»


Точка старта — комбинат «Красный перекоп», продолжение истории старейшей текстильной мануфактуры в России. Она была основана почти 300 лет назад по указу Петра I. Ее владельцы стремились создать идеальный европейский городок с прекрасной архитектурой, парками, объектами социальной инфраструктуры, своей культурой и традициями. Усилия не пропали даром: на международной выставке в Париже в начале 20 века управляющий фабрики получил золотую медаль за устройство производства и жизни на фабрике. Маршрут, по которому мы пойдем, расскажет историю фабрики и фабричных.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


А пока в центре нашего внимания оказывается работа Никиты Pst. «Я люблю людей» на воротах Литейного завода. Вот что рассказывает о ней художник:

Рисунок расположен на поверхности, принадлежащей заводу, где люди работали как одна семья, помогали друг другу. Хотелось бы, чтобы так было и в современном обществе. Мы становимся слишком обособленными, в нас много эгоцентричности, часто наши слова о том, как мы готовы помочь любому, расходятся с делом. Мы часто останавливаемся на декларациях.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


Направляемся к комплексу жилых (в прошлом) корпусов для работников фабрики и узнаем, что в 1736 году именным указом рабочих буквально закрепили за фабрикой, и они не могли поменять работу или уехать из Ярославля. Так власти поддерживали стабильность кадров, ведь ранее многие уходили, получив опыт или отработав свое. Но лишь полтора века спустя неподалеку от производственных корпусов возвели жилые. Конечно, отдельную комнату никто не получал — в каждой проживали 2–3 семьи. Сейчас корпуса находятся в удручающем состоянии, и трудно поверить, что когда-то в них кипела жизнь. Но до сих пор многие фабричные связаны с фабрикой поколениями, работают на ней несколько десятков лет.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях 


И вновь мы возвращаемся к стенам Литейно-механического завода. Любуемся «ломаной крышей»: такая конструкция была придумана специально, она пропускает больше света, что актуально на любом производстве.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях



Когда узнаешь о заводе больше, с почтением думаешь о Карзинкине — московском купце ярославского происхождения, много сделавшем для этого места во второй половине 19 и начале 20 века. Кстати, благодаря работе Павла Зарослова «Открытые окна» можно увидеть портреты Затрапезнова (основателя мануфактуры на территории Петропавловского парка) и Карзинкина (построившего новые здания для мануфактуры на берегу Которосли), образы рабочих и будущих участников стачек.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


От улицы Стачек мы подходим к «Рабочему саду». Сюда жители корпусов приходили круглый год: устраивали забавы и пикники, танцевали. Неподалеку еще крепко стоит на своем месте «Дом иностранных служащих», и, если бы его жители нашли машину времени, они увидели бы из собственных окон «Конвейер желаний».


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях

Юля Брюханова на фоне работы «Конвейер желаний»


Сделав круг, мы подходим к стенам «Текстиля». Здесь, в Сквере служащих, на стене трансформаторной будки изображен усатый «Дворник». Автор — уже знакомый нам Никита Pst. Художник, кстати, провел в этом парке свое детство. В сквере ему захотелось оставить «стража порядка», чтобы тот смотрел прямо в глаза и побуждал думать о соблюдении чистоты.

«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях

Саша Макарова и «Дворник»


Напротив дворника еще один блюститель порядка — маляр кисти Аллы Беловой. Художник в душе, он закрашивает теги и надписи на заборе, а тем временем из-под его валика выходит картина Малевича «Супрематизм».


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


Двигаемся к Лабазу — легендарному магазину фабричного городка. Первый продовольственный магазин практически не изменился, хотя появился он в 70-х годах 19-го века. Зарплаты рабочих позволяли покупать как продукты первой необходимости (хлеб, молоко), так и более экзотические, например, листовой чай. Патефоны тоже имелись в наличии — 40 рублей штука, целая зарплата!

«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


Напротив Лабаза — окна комбината технических тканей, где когда-то работала Валентина Трешкова. Образ ярославской чайки, созданный Даниилом Вяткиным на стене ТЭЦ, смотрит в окна фабрики. Первая женщина-космонавт была ровничницей в ленто-ровничном цехе, затем работала в комитете комсомола комбината. Рабочие, услышав о ее полете, долго не могли поверить: «Неужели это наша Валя»?


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


Универмаг, открывшийся сразу после полета Терешковой, не могли назвать никак иначе, чем «Валентина». До сих пор он хранит первое имя.


«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях


Наш маршрут завершается у стен Дома культуры «Красный Перекоп». Это было здание училища и театра, на сцене которого выступали Надежда Обухова, Леонид Собинов и Федор Шаляпин, а убранство превосходило по своему богатству и красоте даже театр им. Ф. Волкова.

«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях«Человек красит место»: экскурсия в фотографиях

Маша Семенова знает все о прошлом Дома культуры «Красный Перекоп»


Маршрут построен

Поговорив о том, как было бы интересно зайти на территорию фабрики «Красный Перекоп», мы расходимся, хотя можно дойти до Петропавловского парка, по пути узнав историю первой прямой улицы в Ярославле. Экскурсия «Человек красит место» удалась, несмотря на холодный ветер. Капризы погоды никто не отменял — это очевидный минус любой прогулки на свежем воздухе, перед которым человек бессилен.

С мая экскурсии станут регулярными, присоединиться к ним сможет любой желающий. Пока сложно прогнозировать, приедут ли на Красный перекоп туристы: прогулки по историческому центру — обычное дело, но периферия? С другой стороны, открыть для себя еще один исторический уголок Ярославля, связанный с индустриальным наследием, будет интересно и ярославцам, и гостям города.


Также читайте интервью с Юлией Кривцовой: «НКО нужны долгосрочные отношения с бизнесом и властью»

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет