29 августа 2019 - 17:39
Герои Шекспира будут водить экскурсии по Волковскому театру
В новом сезоне театр имени Федора Волкова запустит экскурсии в новом формате — водить гостей по коридорам будут герои Шекспира.

Хранитель фондов Волковского театра Ирина Козлова рассказала изданию «Комсомольская правда — Ярославль», что с приходом на пост худрука Сергея Пускепалиса театр станет более открытым. Посетители смогут пройти в фойе, где начнется постановка. А экскурсии станут проводить персонажи этой постановки.

Планируется показывать экскурсантам фойе первого, второго и третьего этажей, афиши, реквизит, закулисье.

16 августа 2019 - 15:40
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было
Защита концепций развития ярославского театра имени Волкова прошла в Минкультуры РФ 16 августа. Члены комиссии выслушали презентации девяти претендентов на пост художественного руководителя Волковского и по итогам выбрали одного — Сергея Пускепалиса. «Яркуб» законспектировал выступления участников конкурса.
Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Председателем комиссии по выбору лучшей концепции развития театра Волкова и, соответственно, нового худрука выступил Павел Степанов. Он сразу попросил претендентов готовить не более семи-восьми минут, акцентируя внимание на том, что присутствующие уже прочли подготовленные к конкурсу документы. Также Степанов обратил внимание на отсутствие председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина — тот прислал вместо себя заместителя и письмо с извинениями.

Заместитель художественного руководителя МХАТ имени Горького, актер и режиссер Сергей Пускепалис еще до объявления конкурса концепций считался фаворитом и возможной кандидатурой для Волковского театра. Тем не менее высказаться и защитить свое видение развития ярославского театра дали всем.

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Денис Азаров

Первым выступал Денис Азаров, основавший оперную студию «Московский молодежный оперный дом» при Академии Хорового Искусства им. В. Попова. Сотрудничал с театрами «Новая Опера», Баденским государственным театром в Карлсруэ, Гоголь-центром, ЦДР, ЦИМом, Театром им. М. Ермоловой, Волковским. Он указал, что работал в Волковском как штатный режиссер, любит театр, знает его проблемы. Центральные идеи Азарова — знакомство и сотрудничество с деятелями мирового уровня, мысль представить максимальную палитру спектаклей и направлений, создание в фойе интерактивного музея и открытие на Перекопе репетиционных и зрительских пространств, основание театрального портала, увеличение доли собственных доходов (и существенное, около 25%), учреждение театрального лагеря для студентов.

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Владимир Аленников

Владимир Аленников, кинорежиссер, продюсер и сценарист, чьи постановки шли в Красноярском ТЮЗе, Театре им. Н. Сац, МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, Волковском, больше говорил о своих постановочных планах: «Когда попал в Ярославль впервые, был потрясен, пусть я из Питера. Театр роскошный, зал идеальный, с моей точки зрения. Труппа замечательная, только есть одна проблема — из 64 человек активно работает дай бог половина. Другая половина пассивна, я бы очень хотел это исправить. В моих спектаклях заняты почти все. Конечно, надо приглашать режиссеров. Но когда режиссер уезжает, спектакль ветшает, теряет форму. Я настоял на том, что приезжаю на каждый свой спектакль. Артистов это очень стимулирует. Что касается репертуара. Следующий год — мы работаем над пьесой о Федоре Волкове. Другое событие — 75 лет Победе. Здесь задуман спектакль „Три песни о войне“. Музыкально-драматическое направление может сделать театр более привлекательным для зрителей и туристов. Театр ярославский должен стать центром культуры: выставки, книжная лавка, обсуждение спектаклей... Один из главных стимулов для меня — артисты, которых я полюбил. Должны быть, конечно, еще в театре места для инвалидов».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Владимир Гурфинкель

Владимир Гурфинкель, с 1981 по 1998 год работавший в российских театрах как приглашенный режиссер, получил слово третьим. Он являлся главным режиссером Екатеринбургского театра драмы, руководил Челябинским театром драмы, с 2012 по 2018 год был директором и главным режиссером Пермского Театра-Театра.

«Необычность положения этого театра столь велика, что понятно, что для него необходим свой индивидуальный путь развития. С одной стороны, театр близок к столице, с другой — он должен жить по своим внутренним законам. Нельзя сделать его театром одного направления. Понятно, что деятели театра внутри огромной русской провинции имеют возможность опереться не на практическую, а на теоретическую базу. В Год театра Волковский можно сделать главным театром русской провинции, — сказал он. — У нас в стране мало людей, способных реализовывать литературу сегодняшним языком на сцене. Этим театр должен заниматься обязательно. Нет русских комедий, никто направленно не занимается русской комедией. Обязательная часть деятельности — биржа людей. Эта биржа должна быть и биржей драматургии, иметь свой печатный орган. В Ярославле можно создавать свою драматургию — и драматургию места. Нужно расширять жизнь театра за пределы самого здания. Театр должен стать модным местом для молодых».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Олег Ефремов

Олег Ефремов, работавший с театрами Подольска, Москвы, Ставрополя, Иркутска, Рязани, ставивший спектакли в Русском Национальном театре, предлагал не превращать Волковский театр «в нафталин».

«Я за любой авангард, но с опытом приходишь к академизму. В молодости отвергаешь все, с опытом понимаешь более важные вещи. Театр Волкова не должен превратиться в нафталин. И никуда не уйти от интернета. Молодняк живет в гаджете. У молодежи невероятно высокая скорость образного мышления. Через то, что молодежь делает и смотрит [например, в „Инстаграме“], ее нужно в театр завлечь. Когда они попадают в настоящий театр, они замирают и не шевелятся. Мне кажется, для зрителя важны катарсис — трагедия, драма — история про жизнь, комедия — просто поржать. Человек должен отдыхать, веселиться. Будет интересно поставить что-то с переосмыслением возможностей технологических. Но без знакомства с труппой бессмысленно предварительно набрасывать материал. 75-летие Победы мне кажется важной вещью — будут делать спектакль по роману Астафьева „Проклятые и убитые“», — доложил он.

Ефремова, который начал вместе с труппой строить театр в Подольске, спросили, как он может оставить труппу. Режиссер ответил: «Пока не знаю. Очевидно, это будет сложный разговор».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Алексей Казаков

Алексей Казаков, руководитель ДК «Яуза» в Мытищах и основатель студии «Казаковтеатр», ранее работавший заместителем худрука в «Московском театре музыки и драмы Стаса Намина», худруком ЦК «Сцена» и театра «Откровение», сыпал чиновничьими конструкциями и канцеляризмами, говоря о своем художественном видении и оценивая возможности театра в Ярославле.

Тезисы концепции Казакова: «Очевидно, что для решения общественно-значимых проблем стране недостаточно удерживать объекты культуры. Их нужно сделать социально необходимыми. Старейший театр в России должен будет взять на себя полноту ответственности за сохранение и развитие великих традиций российского репертуарного театра и актерской театральной школы. В культурных кодах нашего общества театр вписан глубоко и крепко, и если не остановить процесс стремительного замещения в сознании общества такого постулата, что театр — это территория смыслов, духовного пути нации, а не досугового комфорта, в какой-то момент русский театр может потерять всемирную ценность и уникальность.

Театр Волкова может и должен стать опорной точкой силы в театральном пространстве России, из которой будут черпать творческое начало будущие актеры и режиссеры. Именно в этом моя личная мотивация.

Возникает путь развития театра, определяемый ростом профессионального уровня труппы в целом. Для реализации этой задачи представляется необходимым охватить репетиционным и исполнительским процессом всю труппу.

При планируемом объеме премьерных спектаклей — не менее пяти постановок в сезон на сегодняшний день — каждый актер в труппе может и должен получить роль в сезоне. Через четыре-шесть лет остро встанет проблема омоложения труппы. Необходимо набрать целевой актерский курс.

Исходя из объема сегодняшнего госзадания предлагаю три постановки по классической драматургии, одна постановка 12+ на малой сцене и одна постановка по драматургии 20-21 века. Результатом такой репертуарной политики станет творческий рост труппы.

Конкурсный отбор постановочной команды позволит сохранить художественную целостность идеи „первого Русского“».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Игорь Ларин

Игорь Ларин, переехавший в Ярославль из Петербурга и ныне руководитель ярославского ТЮЗа, отмечал, что «город принимает его».

«Я семь лет уже руковожу ярославским ТЮЗом. У меня богатая режиссерская биография. Очень хорошо знаю Ярославль. Город меня принимает, я как-то чувствую город, совершенно счастлив, хотя я человек из Петербурга. У меня всегда было глубочайшее ощущение, что Волковский театр должен занимать совсем другое место в жизни города, страны и мира. Мне все время Волковский представлялся театром аристократическим, театром высокой классики. Предложение, которое я сформулировал — театр русской классики. Есть возможность, поскольку сейчас психологический театр вообще неудобно себя чувствует и уходит, к сожалению, потому что очень странные процессы происходят в театральном мире. Я работал на канале „Культура“, отсматривал все премьеры московских театров. Понимал, что никто у нас в России не работает по Станиславскому. Мне безумно хочется, и возможность такая есть. Создать оазис рафинированного русского театра. Я знаю публику Ярославля, это жажда по атмосферным спектаклям, которые не дают покоя», — выступил Ларин.

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Роман Мархолиа

Роман Мархолиа, руководивший Севастопольским театром имени Луначарского, ставивший спектакли в театрах Москвы, Петербурга, Риги, Красноярска, Львова, Севастополя, Вильнюса, Иркутска, куда-то исчез прямо перед своей защитой. Однако быстро появился в зале, собрался и, активно жестикулируя, изложил собственные взгляды: «Очень похоже на то, как приходишь к артистам в первый раз и начинаешь рассказывать, о чем будешь ставить. Очень такой момент тревожный, потому что если не найдешь контакт, ничего не выйдет. Но ты прощупываешь по ходу. И вот этот вопрос — что это за театр может быть в Ярославле — это тоже такой... Самое важное, самое трудное — прощупать тему. Что это за история, связанная с этим местом и городом. Вот этот момент основополагающий. Мне кажется, что Ярославль именно сегодня имеет какой-то шанс очень интересный сформировать свое лицо. Оно есть, но нужно современное лицо театра. Никто не знает, какое оно должно быть. В этом большой плюс. И вот для этого времени, для Ярославля, есть ощущение независимости, есть накопленный опыт, есть очень интересная школа актерская. Причем она такая собранная, уверенная ровная, надежная. Есть опора. И есть зритель. Город живой, он отвечает времени, он интересуется новым. Если говорить коротко о теме, то мне кажется, очень важно не навязать со стороны, а использовать накопленное, сформулировать, как это должно выглядеть сегодня — и повести дальше. Если говорить о направлении, то это, прежде всего, русская классика. И классика вообще зарубежная, связанная с истоками, с романтизмом. И если бы получилась эта связка, если бы в Ярославле сформировалось что-то новое, интересное, не похожее и убедительное, мне кажется, это был бы интересный этап».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Сергей Пускепалис

Сергей Пускепалис выступал предпоследним. Он начал со слов о задаче, поставленной президентом, напомнив то, как делают доклады чиновники: «Задача, которая поставлена и обозначена президентом РФ, присвоение особого статуса Волковскому театру, налагает определенные обязанности на тот коллектив и на руководителя, который должен руководить работой. Хотелось бы, чтобы ярославский театр стал не только историческим, но и соответствовал своему значению. Сейчас театр находится в творческом тонусе благодаря Евгению Марчелли. Самое драгоценное в театре — актеры. Самосовершенствование их, работа над их профессиональным уровнем, — приоритет. Кажется мне, что наполнение театра должно происходить еще и с точки зрения его культурной особенности, вхождения в Золотое кольцо. В программу туристов должно входить знакомство с премьерами, лучшими достижениями театрального искусства. Это существенно наполнит зрительский зал. Потому что у нас две вещи в Ярославской области первые: Валентина Владимировна Терешкова (Терешкова присутствовала на защите концепций — прим. ред.) и первый русский театр».

Тезисы Пускепалиса: «Существующий репертуар является «золотым запасом», надо очень бережно отнестись, не махать шашкой. Ориентироваться на зрительский успех и интерес актеров. Естественно, надо искать свою миссию. Репертуар должен подчиняться требованиям русской классики — я имею ввиду качество, но современная драматургия должна находить место в афише.

Я не буду говорить сейчас о создании Фонда развития театра. Совет уже работал в этом театре, должен продолжить свою работу, потому что это очень точное сопрокосновение с мнениями, с интересами труппы и коллектива. Но входить туда должны люди творческой части.

Мне кажется, что на базе театра необходимо создать Волковскую медиабиблиотеку. Совместно с телеканалом «Культура» раз в месяц чтобы проходила телетеатральная премьера. Все собранные архивы будут храниться в медиасобрании.

Биржу актеров надо делать, биржу театральных деятелей.

Необходимо расширение аудитории театра — до 150%. Это возможно, если Волковский театр станет открытым пространством, куда одни будут приходить на спектакли, другие — как в музей, третьи — в видеотеку. Днем в фойе будет запущен проект условный «Весь Шекспир». Незанятых актеров больше не будет. Свободные от репетиций актеры будут разыгрывать всем известные хрестоматийные сюжеты.

Уже имеется договоренность с режиссерами — они способны обеспечить Ярославль премьерами на три года вперед. Я против вала премьер. У каждого спектакля должна быть своя роль в афише. В новом репертуаре будет классика отечественная и зарубежная, современная драматургия. На базе театра нужно делать экспертизы, критики. Люди могли бы встречаться, совершенствоваться, понимать, что и для чего нужно. Можно заниматься дефиле, историей костюма, чтобы понимали: театральный костюм — это стихия. Можно бы сделать конкурс — выставку театральной архитектуры. Может быть, кому-то это поможет.

Режиссеров приглашать — конечно, лучших, потенциально талантливых — это важно разглядеть. Молодых — обязательно. Я-то за контракты, но ситуация в театре сложилась таким образом... Я обещаю, что в этом театре безработных артистов не будет. Это я обещаю».

Защита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это былоЗащита концепций развития Волковского театра и выборы нового худрука: как это было

Михаил Цитриняк

Представление концепций завершилось докладом Михаила Цитриняка, сотрудничавшего с театром им. Вахтангова.

«К театру имени Волкова нельзя относиться просто как к театру. Это крупнейший культурный центр не только Ярославской области, но и всей России, — сказал Цитриняк. — Первый пункт, главенствующий — репертуар и создание творческой благожелательной атмосферы в коллективе. Русский репертуарный театр имеет свои традиции: разножанровость, разносторонность репертуара привлекает зрителя. Это живой организм. Надо говорить о разном: иногда шутить, иногда говорить очень серьезно. Обязательно нужен русский классический репертуар. И нужна современная пьеса, пьеса для детей. У меня есть предложение: лаборатория исторической пьесы. Необходима новая драматургия. Для этого нужен человек, который читал бы „самотек“ — новые пьесы. Театр прошел через нелегкие времена сейчас. Раздрай в труппе, но этот момент надо пройти. Надо создать доброжелательную творческую атмосферу. Артисты должны играть».

Трансляция заседания в Минкульте завершилась после защиты последнего претендента. И спустя некоторое время информагентства сообщили, что Сергей Пускепалис выбран новым худруком театра имени Волкова.

Напоследок замминистра культуры Павел Степанов рассказал, что Минюст согласовал присвоение Волковскому особого статуса.

26 июля 2019 - 09:35
Нужен ли Ярославлю свой театр? Мнения экспертов и зрителей
Министерство культуры объявило конкурс концепций развития для театра Волкова, чтобы выбрать нового худрука после увольнения Евгения Марчелли. Отставки художественного руководителя и директора в преддверии юбилейного сезона заставили ярославцев задуматься: нужен ли городу свой театр? Может, превратить Волковский в гастрольную площадку для лучших коллективов? «Яркуб» собрал мнения экспертов и простых зрителей.
Нужен ли Ярославлю свой театр? Мнения экспертов и зрителей

Коротко. Большинство собеседников «Яркуба» ответили: своя театральная труппа и свой главный театр Ярославлю очень нужны.

Татьяна Злотникова, доктор искусствоведения, профессор ЯГПУ имени Ушинского

— Поймите, в цивилизованной стране это вообще не предмет для обсуждения. От самого вопроса веет столичным снобизмом, он неприличный, но я прекрасно понимаю, откуда идут подобные разговоры. С таким же успехом можно заявить, что провинции не нужны водопровод и электричество, пусть живет, как двести-триста лет назад.

— Дарья Озерова, лаборант

— В театре я бываю часто, мне очень нравятся дипломные спектакли выпускников театральных вузов, поэтому фестивали «Будущее театральной России» мы с друзьями не пропускаем никогда.

Что до работ самих волковцев, то, откровенно говоря, я не поклонник творчества Евгения Марчелли, и хотя я человек молодой и толерантный, мелькание перед глазами обнаженных тел не вызывает в моей душе положительного отклика. Честно пыталась понять суть пьес, которые он ставит, не поняла. Но это вовсе не означает, что я выступаю за то, чтобы театра не было. Пусть будет! Но идея превратить Ярославль в большую гастрольную площадку, в место, где собираются лучшие театральные коллективы, мне по душе.

Юлия Метельская, психолог, психоаналитик

— В Ярославле не будет своей труппы, а к нам будут приезжать со своими постановками столичные театры?! Это какая-то нереалистичная фантазия! Свое всегда можно развивать, а по отношению к чужому — мы только в пассивной позиции.

И второй момент — а где, по-вашему, должны получить работу и начать свою карьеру актеры, режиссеры, сценаристы, если оставить только столичные театры? Масса известных и талантливейших людей начинали карьеру в провинции.

Александр Стрельников, журналист, писатель

— Местные театры нужны не для того, чтобы растить звёзд. Местные театры нужны для того, чтобы растить граждан.

Игорь Каневский, преподаватель вуза

— А разве существование трёх ярославских театров мешает гастролям ведущих театров? Мне кажется, не будь провинциальных театров, и столичные не были бы такими блистательными. Сколько гениальных актёров начинали своё восхождение в провинции! Сколько режиссёров оттачивали там своё мастерство! Поэтому — больше театров, хороших и разных! Даже любительских!

Андрей Селевко, педагог

— Извините, но получается, что перед москвичами и другими шапку ломаем (не всегда заслуженно) а своих — хрен на полку!

Евгений Ермолин, профессор, заведующий кафедрой журналистики ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, культуролог, публицист, литературный критик

— Если провинциальные театры со стационарной труппой существуют, то они зачем-нибудь да нужны. Тема богата, и с нюансами, но если коротко, то это стабильный воздух искусства, многие зрители сжились со знакомыми актерами и любят их, стабильная труппа гарантирует определенное качество актерской игры, это площадка регионального патриотизма и, наконец, великих воспоминаний. Тем более за счет федерального бюджета.

Хотя добавить к этому в какой-то доле актерскую биржу и кратковременные контракты было бы неплохо. А гастрольный театр нестабилен, его никто нам не оплатит, это будут выездные концертные спектакли звезд, не более того, и то наш скудеющий кошелек немногих привлечет.

Игорь Гаврилов, директор джазового центра, председатель комиссии региональной Общественной палаты по культуре

— Давайте честно: очень часто, приходя на спектакли «столичных» театров, зрители хотят «посмотреть» на артистов из «кина». При этом они не замечают халтурности игры «киноартистов». Это очень грустно. Так что, если не будет много театров, понизится уровень их «высшей лиги». Таков закон почти всех искусств. По этой логике, если убирать провинциальные театры, то надо ликвидировать и региональные филармонии с их симфоническими и прочими творческими бригадами.

Пойдем дальше и зададим еще вопрос — а зачем нам так много музеев? Ведь большинство далеко не лувры, и ни эрмитажи. Да и консерватории в провинции не нужны, как и театральные вузы...

Говорю не как театрал — театры нужны и важны! Их не будет — путь один: набирать личный состав МВД, УФСИНа и прочих силовиков, одновременно ускоренными темпами вести строительство тюрем.

Говоря все это, я основываюсь на опыте служения джазу, а он у меня большой — 52 года. Знаю точно: если не будет в провинции любительских оркестров, таких как оркестр Аркадия Шацкого в Рыбинске или В.Н. Павлушова в ДК имени Добрынина, то не появятся музыканты уровня Саши Сипягина, который уже давно в элите мирового джаза.

25 января 2019 - 09:30
Алексея Туркалова представили коллективу Волковского театра

Зампредседателя правительства Ярославской области Максим Авдеев сообщил, что 24 января он представил нового директора Волковского театра коллективу.

Алексея Туркалова представили коллективу Волковского театра

Зампредседателя правительства Ярославской области Максим Авдеев сообщил, что 24 января он представил нового директора Волковского театра коллективу.

«Кадровые перемены в творческой среде всегда воспринимаются настороженно. Для нас крайне важно, чтобы театр Волкова находился в нормальном, стабильном состоянии», — заявил Максим Авдеев, добавив, что власти будут «поддерживать и нового руководителя, и коллектив театра».

По словам Авдеева, Туркалов «имеет необходимый опыт и компетенции для того, чтобы возглавить одном из системообразующих учреждений культуры региона».

Зампредседателя правительства заключил, что худрук театра Евгений Марчелли освобожден от административной работы, и значит, его «творческие силы преобразуются в новые достижения».

Алексей Туркалов был назначен на должность директора театра имени Федора Волкова в декабре 2018 года. До этого Туркалов работал на аналогичных позициях во Владивостокском цирке и Хабаровском краевом театре драмы.

Напомним, бывший директор театра Юрий Итин покинул должность, когда стал фигурантом дела «Седьмой студии» вместе с Кириллом Серебренниковым. Обязанности директора совмещал художественный руководитель Волковского Евгений Марчелли.

Евгений Марчелли и Алексей Туркалов как минимум дважды встречались в театре, поскольку кандидатуру директора согласует худрук. После первого визита Туркалова коллектив Волковского собирался писать в Минкульт, получив от коллег многочисленные предостережения. Позже эту идею забыли.

25 декабря 2018 - 17:00
Алексей Туркалов назначен директором Волковского театра

Приказом Министерства культуры на должность директора театра имени Федора Волкова назначен Алексей Туркалов, который до этого управлял Владивостокским цирком и Хабаровским краевым театром драмы.

Алексей Туркалов назначен директором Волковского театра

Приказом Министерства культуры на должность директора театра имени Федора Волкова назначен Алексей Туркалов, который до этого управлял Владивостокским цирком и Хабаровским краевым театром драмы.

«Мы получили приказ Минкульта, по которому директором Волковского театра назначается Алексей Туркалов. Сейчас он находится в отпуске. Уже был в Ярославле, занял кабинет Юрия Итина», — сообщил «Яркубу» пресс-секретарь театра Юрий Соболев.

Алексей Туркалов приступит к исполнению обязанностей после новогодних каникул.

Напомним, бывший директор театра Юрий Итин покинул должность, когда стал фигурантом дела «Седьмой студии» вместе с Кириллом Серебренниковым. Обязанности директора совмещал художественный руководитель Волковского Евгений Марчелли.

Евгений Марчелли и Алексей Туркалов как минимум дважды встречались в театре, поскольку кандидатуру директора согласует худрук. После первого визита Туркалова коллектив Волковского собирался писать в Минкульт, получив от коллег многочисленные предостережения.

Реклама
Закрыть
Интервью
31 октября 2018 - 16:20
Шесть номинаций: спектакль Волковского театра выдвинут на «Золотую маску»

Спектакль Волковского театра «Нам не страшен серый волк» выдвинули на премию «Золотая маска».

Шесть номинаций: спектакль Волковского театра выдвинут на «Золотую маску»

Спектакль Волковского театра «Нам не страшен серый волк» выдвинули на премию «Золотая маска».

Постановка режиссера Евгения Марчелли претендует на победу в шести номинациях: драма/спектакль малой формы, драма/работа режиссера — Евгений Марчелли, драма/женская роль — Анастасия Светлова, драма/женская роль второго плана — Алёна Тертова, драма/мужская роль — Алексей Кузьмин, драма/мужская роль второго плана — Иван Щукин.

«Премьера спектакля состоялась 15 июня 2018 года на камерной сцене Волковского театра. Постановка создана в жанре психологического триллера по пьесе Эдварда Олби „Кто боится Вирджинии Вулф?“, — рассказали в Волковском театре. — В сентябре оценить новую работу художественного руководителя театра Волкова приехало большинство представителей экспертного состава „Золотой маски“. Они посмотрели спектакль, сыгранный в рамках Международного Волковского фестиваля».

Лауреаты премии будут объявлены 16 апреля на торжественной церемонии «Золотой маски». До этого театры-номинанты сыграют свои спектакли в столице. Их будет оценивать экспертное жюри.

Читайте также: «В Рыбинске усадьба, которую посещал император, стала памятником культуры».

8 октября 2018 - 09:53
Волковский театр вошел в список 19 лучших российских театров за пределами столиц

Издательство Яндекса запустило проект «Я в театре» — сборник гидов по спектаклям, трансляции постановок и ответы на вопросы о новой театральной сцене. В первом выпуске в материале о 19 лучших российских театрах за пределами Москвы и Петербурга упомянут ярославский театр имени Федора Волкова.

Волковский театр вошел в список 19 лучших российских театров за пределами столиц

Издательство Яндекса запустило проект «Я в театре» — сборник гидов по спектаклям, трансляции постановок и ответы на вопросы о новой театральной сцене. В первом выпуске в материале о 19 лучших российских театрах за пределами Москвы и Петербурга упомянут ярославский театр имени Федора Волкова.

Авторы списка напоминают, что Волковский театр является старейшим русским драматическим театром, если отсчитывать его историю от первых спектаклей труппы Федора Волкова, середины XVIII века. По мнению обозревателей, возрождение театра началось в конце нулевых годов XX века, когда его возглавил Борис Мездрич.

«Сейчас театром руководит режиссер Евгений Марчелли, мастер неочевидных прочтений классики: у него нужно смотреть прежде всего „Без названия“ и „Месяц в деревне“», — рекомендует Яндекс.

Кроме Волковского театра в список вошли пермский «Театр-Театр», Пермский театр оперы и балета имени Чайковского, которым с 2011 года руководит Теодор Курентзис, «Коляда-театр» в Екатеринбурге, лесосибирский «Поиск» и Башкирский академический театр имени Мажита Гафури в Уфе, где спектакли идут на башкирском языке с синхронным переводом.


23 апреля 2018 - 09:42
В Ярославле сорвали концерт группы «Волков Бэнд», актер Руслан Халюзов оказался в полиции

Выступление кавер-группы актеров Волковского театра «Волков Бэнд» на «апельсиновой вечеринке» в день закрытия фестиваля «Будущее театральной России» 22 апреля сорвали жители, которые пожаловались полиции на громкие звуки. Концерт сократился до одной песни, после чего актер Руслан Халюзов оказался в отделении полиции Кировского района Ярославля.

В Ярославле сорвали концерт группы «Волков Бэнд», актер Руслан Халюзов оказался в полиции

«Апельсиновая вечеринка» — ежегодный концерт «Волков Бэнд», которым закрывается фестиваль «Будущее театральной России». Возле служебного входа в Волковский театр сооружают сцену, выступление проходит на улице. Слушатели стоят на Первомайском бульваре, им раздают апельсины — отсюда и название «апельсиновая вечеринка».

«Концерт был запланирован на 21:30, но никак не мог начаться, потому что приехала полиция. Исполнительный директор фестиваля Татьяна Цветкова пыталась выяснить, в чем дело. В итоге группа вышла, Руслан [Халюзов] сказал о доносе. Действительно, было заявление от некого человека, который хотел запретить концерт, громкие звуки вообще», — рассказал «Яркубу» руководитель информационного отдела театра им. Федора Волкова Юрий Соболев.

Слушатели ждали выступление около часа. «Волков Бэнд» исполнили только один кавер — «Smells Like Teen Spirit» Nirvana. Фронтмен Руслан Халюзов выругался со сцены («высказал все, что он хотел, в тех выражениях, в каких хотел», — заметил звукорежиссер Антон Мануйлов), и за это его забрали в Кировское отделение полиции. Известно, что около двух часов ночи он был дома.

В УМВД России по Ярославской области «Яркубу» сообщили, что в полицию начали поступать звонки местных жителей на громкие звуки — такие, что «стекла тряслись». Сотрудники полиции приостановили музыку, опросили руководителя. «В соответствии со статьей 12 Закона Ярославской области № 100 мы собрали материал для направления его в административную комиссию для составления протокола. Дело в том, что до 1 июня ночным временем считается время с 22 часов. Дальше будет решать административная комиссия», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ведомства.

Группа разместила в соцсетях объявление для поклонников, поблагодарила за ожидание: «Мы готовились к опен-эйру пять часов, очень его ждали, как ждем каждый год. Иногда коррективы в закрытие БТР вносит погода, но не в этот раз. „ВБ“ и Волковский театр всегда стараются соблюдать букву закона, заканчивая концерт, когда это положено. Но, тем не менее, всегда находятся люди, которых не устраивает чужая радость. И в этом году они победили. Мы в течение часа были готовы выйти на сцену каждую секунду, но ситуация не разрешалась. „Спасибо“ тем людям, которые своими доносами сорвали концерт. И спасибо — уже безо всяких кавычек — вам всем, кто пришел и упорно ждал».

Участники «Волков Бэнд» заметили, что заявления в полицию ежегодно пишет житель соседнего дома, считающий концерты нарушением общественного порядка, однако срыв концерта произошел впервые.

18 сентября 2017 - 13:09
«Театр Евгения Марчелли — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу». Читайте отрывок из новой книги Маргариты Ваняшовой

В издательстве «Академия 76» вышла книга профессора, театрального критика Маргариты Ваняшовой «Театр Евгении Марчелли. Путешествие на пределе возможностей».

«Театр Евгения Марчелли — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу». Читайте отрывок из новой книги Маргариты Ваняшовой

В издательстве «Академия 76» вышла книга профессора, театрального критика Маргариты Ваняшовой «Театр Евгении Марчелли. Путешествие на пределе возможностей». В ней — рассказы о его лучших спектакля, об особенностях поэтики его театра. Читайте фрагмент из книги в материале «ЯрКуба».


Новая работа Маргариты Ваняшовой связана с недавним юбилеем Евгения Марчелли. Режиссёр, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой Маски», художественный руководитель театра имени Фёдора Волкова за годы служения театру поставил более 70 спектаклей. Он создал оригинальный авторский театр, истоки которого — здесь, в Ярославле, ведь Евгений Марчелли получил первое театральное образование в Ярославском театральном училище (которое окончил в 1981 году). Мастерами его курса были легендарные народный артист СССР Фирс Шишигин и заслуженная артистка России Лидия Макарова.

Спектакли Марчелли вызывают горячие споры, они тем и загадочны, что несут множественность смысловых прочтений, вводят в круг острых дискуссий о назначении искусства, о новом художественном зрении, традициях и преемственности, процессах разрыва в культуре, дающего толчок к рождению новых художественных форм», — из аннотации к изданию.

В книге «Театр Евгения Марчелли» Маргарита Ваняшова рассказывает о 20 лучших спектаклях режиссёра. Это пора «Тильзит-Театра», Омска, Калининграда, Ярославля и Москвы («ГрозаГроза», «Утиная охота»).

— В лице Маргариты Ваняшовой Марчелли счастливо обрел тонкого и вдумчивого исследователя. Нечасто бывает так, чтобы академическая глубина знаний соединялась у театроведа с азартом и искренним любопытством к живому, сегодняшнему театру. Редкое это сочетание помогло автору книги легко и естественно встроить подробные, зоркие описания спектаклей в свободную структуру повествования, где оказываются уместны и лирические отступления, и актерские портреты, и монологи самого героя, и даже эмоциональные отклики зрителей. Книга Ваняшовой — не кабинетное научное сочинение и не популярное жизнеописание, хотя любители каждого из этих жанров тоже не будут разочарованы, — пишет в предисловии к изданию театральный критик Роман Должанский.

Читатели «ЯрКуба» могут первыми познакомиться с отрывками из книги. С позволения Маргариты Георгиевны мы предлагаем фрагменты из статьи «Конь Блед в колеснице Кассандры» о спектакле «Чайка. Эскиз».



Евгений Марчелли понимает «Чайку» как образ вечно перекодирующейся структуры. И слово «эскиз» в названии не случайно. К эскизу можно постоянно возвращаться, внося коррективы. Вспомним, что слово «эскиз» сегодня стало общеупотребительным в театральных лабораторных опытах — когда в короткие сроки в рамках той или иной творческой лаборатории режиссеры представляют свои «эскизы» — опыты, созданные в предельно короткое время. Такой «эскиз» — жанрово-стилевой образ спектакля, который всегда жаждет своего нового облика, постоянного совершенствования и роста. Особенность режиссерского почерка Евгения Марчелли в его авторском взгляде на пьесу и в его «вечном возвращении» к первоначальным замыслам, их постоянном углублении, обновлении, новом рождении. Со времени премьеры «Чайки» (май 2016) прошло почти полтора года, Марчелли осуществлял в этот период новые постановки, но не прекращал работы над «Чайкой», возвращается к ней и сейчас.

Поэтому — «Чайка. Эскиз».

Поэтому Марчелли, пробующего не тему, но вариации — для полноты объема смыслов — требуются поочередно разные Нины Заречные (Алена Тертова и актриса театра Моссовета Юлия Хлынина), Треплевы (из которых выбран Даниил Баранов), Сорины (Владимир Майзингер и Игорь Золотовицкий, МХТ имени Чехова), Тригорины (Николай Шрайбер и Николай Зуборенко).

Подобно тому, как в «Месяце в деревне» Марчелли отбросил всяческую «тургеневщину», в «Чайке» он категорически выкорчевал «чеховщину», все, что могло напомнить об «атмосферности» чеховских пьес.

Поклонникам авангарда хочется, чтобы Марчелли поставил спектакль вопреки драматургу, наперекор драматургу, но Марчелли не вступает в полемику с Чеховым. Он дополняет его своими смыслами. Марчелли — не оппонент Чехова, а его соавтор. В свои спектакли он всегда вносит некие коррективы к прочтению классики (и Чехова, в том числе), и делает это тонко и деликатно. Это не единоборство с Чеховым, не силовое одоление, а позиция интереса и веры. Поэт сказал о таких художниках и людях: «И корень красоты — Отвага, и это тянет нас друг к другу…».

В спектакле Марчелли живет и «корень красоты», и комизм, и абсурд, вырастающий до трагедийных высот…

«БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ — ВЕЛИКИЙ ШАГ.
СВОДИТЬ С УМА — ГЕРОЙСТВО…»

В сегодняшнем театре — в большой моде бесстрастие и бесчувствие, бессердечие и безэмоциональность. Не только внешнее, но и внутреннее.

Театр Евгения Марчелли, напротив, — таит огромную энергию — это вулкан, извержение которого начинается далеко не сразу, но приближение его, гул его и подземное пламя уже обжигает щеки…

У героинь Анастасии Светловой («Екатерина Ивановна», «Зойкина квартира», «Без названия», «Месяц в деревне», Аркадиной в «Чайке») — определяющее начало в характере — страсть. Редкое в нынешнем театре мощное чувственное начало, сыгранное с всепроникающей способностью истинной достоверности. Актриса, способная передать глубину и подлинность страсти, — явление редкостное, единичное, штучное. Очень легко взять на полтона ниже или выше и сорвать роль. Очень легко поддаться страстям массовой культуры и обывательского интереса. Светлова сохраняет высоту образа, не теряя своего индивидуального начала, неповторимого артистического почерка. Ее героини могут комиковать, пародировать себя и других, опускаться в тьму кромешную, достигать трагедийных тонов и воспарять.

Светлова виртуозно балансирует на грани предельности чувства своих героинь, отчаянного срыва в бездну, женской отваги и безоглядности. Страсть героинь Светловой — природное женское органическое свойство, оно приобретает характер самозабвенного опьянения, экстаза, безумства, властной стихии, сливающейся с какими-то вселенскими бурями.

«С ума сойду, сойду с ума, / Безумствуя, люблю, / Что вся ты — ночь, и вся ты — тьма, / И вся ты — во хмелю…» (Блок).

Мотив страсти в спектаклях Марчелли приобретает самостоятельное звучание и получает новое осмысление. Страсть, как давно замечено, и животворящая, и разрушительная стихия. И в ее Аркадиной есть нечто от Медеи, убивающей собственных детей, и от леди Макбет. Страсти героинь Светловой раскрывают исконную русскую стихийность чувств, бушующее, раскаленное воображение, сознание собственной исключительности и — неожиданный мощный рациональный жесткий ум.

«МОЙ СЫН! ТЫ ОЧИ ОБРАТИЛ МНЕ ВНУТРЬ ДУШИ…»

На «Чайке» Марчелли лежит отсвет сновидческих темных прозрений, мелькает тень «Птиц» Хичкока, с агрессией, олицетворяющей вытесняемые желания.

Бинтуя голову Кости, не в силах вынести его взгляда, Аркадина забинтовывает сыну глаза, нос, уши, рот. Его лицо как загипсованная маска.

Мать интуитивно замуровала глаза сына — все видящие, обвиняющие, кричащие. «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!» В ответ на обвинения Кости Аркадина-Светлова впадает в безудержное неистовство. На сцену врывается яростное женское суперэго. Она бьет сына по лицу, наотмашь, отбрасывает с такой силой, что Костя падает навзничь, бьет и душит его, отдаваясь безжалостной стихии ненасытно, со всей страстью, как будто это взрыв деформированного эроса. Он укрывается от ее побоев, закрывает голову, а чуть высвободившись из ее смертельных объятий, протягивает руки к ней, только к ней! — как в детстве, когда его смертельно обижали — и кричит, погибая от душевной боли: — Мама! Она меня не любит!!!..

В этой сцене потрясает адская смесь жестокости и глубокой материнской любви, здесь Светлова и Марчелли достигают высочайших психологически выверенных деталей. Это одна из самых пронзительных сцен спектакля, вся выстроенная на тончайших нюансах и контрапунктах. Бессознательный, инстинктивный способ одной болью избыть другую. Боль от ударов матери призвана вытеснить, утишить и смягчить другую боль, непереносимую и для Кости (Нина его не любит), и для самой Аркадиной (влечение Тригорина к Нине). И оба это понимают. Оба — раненые и подстреленные чайки.

Собственно, многие персонажи «Чайки», по Марчелли, так или иначе, покалеченные чайки, герои скрытой мстительной силы, блуждающей во тьме души затаенной ущербности, внутренней неустроенности, непризнанности. В этом экзистенциальном мире юная Нина парадоксально мечтает о своем будущем триумфе и славе. Это именно она, крылатая вестница театральной победы, въедет в мир на колеснице под восторженные клики толпы (и вряд ли с Тригориным!). Тригорин видит эту картину по-своему, представляя себя рядом с Ниной, что его вовсе не вдохновляет: — Ну, на колеснице… Агамемнон я, что ли? — и резко отстранит от себя возникшие ассоциации.

Один из мотивов, к которым особенно внимателен и пристрастен Марчелли — экспрессия любви и отторжения. В «Чайке» есть безоглядная, кристально чистая любовь. Есть сердце любящее и отвергнутое. Костя Треплев будет отвергнут Ниной — она изберет Тригорина.

Маша, безоглядно любящая Костю, будет отринута Костей. Свою неизбывную боль — безответную любовь к Косте Треплеву Маша — Яна Иващенко несет молча и мужественно. Всеми силами души своей она любит Костю, живет и дышит его пьесой, его жизнью… Она — в черном, говорит, что носит траур по своей жизни, но улыбается.
Она может улыбаться!

Когда Аркадина станет демонстрировать Маше и всем присутствующим преимущества своего выдрессированного, натренированного в гимнастике и танцах тела, Маша забудет о своем простодушии и сможет вслед уходящей актрисе даже передразнить Аркадину — в интонациях и движениях. В ней иногда просыпается сущий чертенок — и ребенок! Но как жить с постоянной сердечной болью?

Яна Иващенко вместе со своей героиней чрезвычайно нежно и скрытно от других глаз несет свое чувство, как будто боится расплескать, тем более, сделать заметным. Только один раз — где-то далеко за сценой возникнут ее рыданья, она пытается прокричать миру о своей неисцелимой любви… Косте Треплеву не дано постичь ни ее душевного богатства, ни ее поэтической натуры, ни силы сердечного чувства. Ему желаннее и ближе Нина. Порывы Маши его только раздражают. От отчаяния, наперекор всем и себе самой Маша выйдет замуж за Медведенко.

Есть женщины сырой земле родные,

И каждый шаг их — гулкое рыданье,

Сопровождать воскресших и впервые

Приветствовать умерших — их призванье.

И ласки требовать от них преступно,

И расставаться с ними непосильно.

Сегодня — ангел, завтра — червь могильный,

А послезавтра только очертанье…

Что было поступь — станет недоступно…

Цветы бессмертны, небо целокупно,

И все, что будет, — только обещанье.

Маша не сможет жить без Кости.

Нина (Юлия Хлынина, Алена Тертова) появится в финале спектакля как валькирия, сивилла, пророчица, предвестница грядущей катастрофы. Мощно, фронтально, она движется на зрительный зал на своем троне, на колеснице, подобно Кассандре, пророча тектонические планетарные сдвиги и гибель всему живому. Трижды с непреложностью заклинания, с интонациями героинь античных трагедий, она выкликает: «Холодно!.. Пусто!.. Страшно!..« — так вспыхивали огненные слова «Мене, тэкел, фарес» в древнем Вавилоне… — «исчислил Бог царство твое и положил конец ему….»

Марчелли закольцовывает Пролог, где был не просто белый жеребец с всадницей, но, как станет ясно к финалу, провозвестник катастроф — «Конь Блед, и ад, следующий за ним», — и апокалипсический финал с Кассандрой на колеснице. Появление Нины в облике пифии, сивиллы сообщает спектаклю иные измерения.

Евгений Марчелли соединяет в грозных пророчествах Нины Заречной два символа эпохи — чеховскую Чайку и горьковского Буревестника — в единый тревожный образ, предвещающий «невиданные перемены».

Сюжет «Чайки» прочитан не только как история отдельного, личного, пережитого душой разрыва, но как следствие трансформаций космического масштаба, ведущих к великим потрясениям эпохи, которые столь ощутимы художниками рубежа веков. Марчелли предлагает увидеть весь его спектакль как Театр в театре, единое, цельное театральное представление о Мировой Душе — с первых его мгновений (Конь Блед) до Колесницы Кассандры, как мучительный процесс рождения Театра и искусства — из духа надломов и разрывов жизни — от «читки» до «полной гибели всерьез».

«И отвращение от жизни, / И к ней безумная любовь, / И страсть и ненависть к отчизне… / И черная, земная кровь / Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, / Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи…»


15 сентября 2017 - 10:55
В Ярославле открылся Международный Волковский фестиваль

В четверг, 14 сентября, в Ярославле открылся XVIII Международный Волковский фестиваль. В торжественной церемонии принял участие глава региона Дмитрий Миронов.

В Ярославле открылся Международный Волковский фестиваль

В четверг, 14 сентября, в Ярославле открылся XVIII Международный Волковский фестиваль. В торжественной церемонии принял участие глава региона Дмитрий Миронов.

Дмитрий Миронов отметил, что за годы проведения этого замечательного театрального праздника ярославские зрители смогли познакомиться с лучшими театрами из самых разных городов. 

В 2017 году Международный Волковский фестиваль начался со спектакля «Добрый человек из Сезуана» московского Театра на Таганке. Премьера этого спектакля в постановке уроженца Ярославской области Юрия Любимова состоялась в апреле 1964 года. Он уже стал символом и талисманом театра и не сходит со сцены более полувека. 

— Символично, что этот спектакль будет показан на родине великого режиссера накануне его столетнего юбилея, который весь театральный мир отметит 30 сентября, — сказал Дмитрий Миронов. 

Глава региона вручил Всероссийскую премию имени Федора Волкова руководителю Вологодского театра для детей и молодежи Борису Гранатову за вклад в развитие театрального искусства страны. Всероссийской премии удостоены также Татарский театр имени Галиасгара Камала и Театр кукол Республики Карелии. Областной премией им. Ф.Г. Волкова награжден заслуженный артист России, ведущий артист Ярославского ТЮЗа Юрий Иванов. 

К сведению, Волковский фестиваль продлится до 24 сентября. Завершится он спектаклем Театра наций «ГРОЗАГРОЗА» в постановке художественного руководителя Волковского театра Евгения Марчелли.

Реклама
Закрыть
В центре внимания
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет <