Российский экспортный центр

7 декабря 2016 - 09:17
Итоги сессии ПМЭФ в Ярославле

6 декабря в Ярославле прошла выездная сессия Петербургского международного экономического форума. «ЯрКуб» выяснил, какое значение это имеет для региона, а также узнал, как научиться экспорту и что такое маркетинг территорий.

Итоги сессии ПМЭФ в Ярославле

Точки роста

Сессия ПМЭФ в ЯрославлеСессия ПМЭФ в Ярославле

Сессия Петербургского международного экономического форума в Ярославле получила название «Регионы России: новые точки роста». Речь шла, главным образом, о возможностях, что государство предлагает для создания новых предприятий, мерах по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики и помощи региональным предприятиям в процессе осваивания глобальных трендов. Для Ярославской области эти темы актуализируются в свете работы нового руководства по привлечению инвестиций и создания стратегии социально-экономического развития региона. Зампредседателя Правительства ЯО Максим Авдеев, курирующий вопросы туризма, инвестиционной и промышленной политики, считает, что проведение выездной сессии ПМЭФ в Ярославле — проявление особого внимания со стороны организаторов форума.

— Мы расцениваем это как шаг в кашу сторону, потому что сейчас мы пытаемся довести до всех наше видение области, — отметил Максим Авдеев. — Регион обладает высоким потенциалом, возможно, он какое-то время не был востребован и активизирован. Сейчас необходимо дать ему раскрыться. Один из шагов к этому — проведение выездной сессии, эффекта от которой мы ожидаем и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Но, конечно, Ярославская область вряд ли претендует на статус «избранной». Руководитель дирекции Фонда «Росконгресс» (организатора ПМЭФ) Алексей Вальков заявил, что подобные мероприятия планируется провести в каждом субъекте.

— Мы создаем коммуникационные площадки, чтобы люди, у которых есть проекты, и инвесторы могли найти друг друга. Такие мероприятия способствуют получению прямых ответов на вопросы, представители бизнеса могут наладить диалог со своими контрагентами, — рассказал Алексей Вальков.

Образовательный проект Российского экспортного центра

Сессия ПМЭФ в ЯрославлеСессия ПМЭФ в Ярославле

На сессии в Ярославле о своей работе с компаниями, ориентированными на продвижение продукции на внешних рынках, рассказали представители Российского экспортного центра (РЭЦ). В частности, речь шла о программе Образовательного проекта РЭЦ, направленной на обеспечение качественными и системными знаниями начинающих экспортеров. Она действует с мая 2016 года и помогает представителям МСП сформировать базу знаний для старта или развития экспортной деятельности.

Как рассказал «ЯрКубу» руководитель по маркетингу Образовательного проекта РЭЦ Артур Лященко, в настоящий момент программа в очной форме реализуется в 13 регионах страны, а в 2017 году их количество увеличится до 30. Модульная система обучения предполагает деление курсов на самодостаточные блоки. Пока таких курсов восемь, начиная от введения в экспорт и заканчивая таможенным оформлением, в 2017 году их количество увеличится до 11.

— Очное обучение уже прошел 991 представитель субъектов малого и среднего предпринимательства, а тренерский штат Проекта насчитывает 45 региональных специалистов. Помимо этого мы реализуем дистанционный формат обучения, доступный для каждого из любого региона страны. Онлайн-курсы полностью повторяют программу очного обучения — пояснил Артур Лященко.

В Ярославле пока нет возможности пройти обучение «на месте». Но пробел легко восполнить.

— Мы не устанавливаем барьеров, если со стороны региона есть запрос на создание местного оператора и реализацию очного обучения, мы обязательно поддержим эту инициативу. Главное — это интерес со стороны компаний, профильных органов исполнительной власти и инфраструктуры, — добавил Артур Лященко.

А интерес, судя по словам Максима Авдеева, есть.

— По поручению губернатора мы подпишем соглашение с РЭЦ, проведем работу по открытию здесь обучающего центра, на базе Ярославской области будет создан Центр поддержки экспорта. Все это вопрос недель и месяцев, вопрос реального возникновения структур, которые станут проводниками тех возможностей, которые федерация предоставляет региональным производителям, — заявил зампредседателя Правительства.

Если соглашение подпишут, то в Ярославской области появится свой тренер, обучающий представителей бизнеса тонкостям экспорта по программе Образовательного проекта РЭЦ. Соответственно, компании смогут выводить свои несырьевые продукты на внешние рынки.

Маркетинг территорий

Сессия ПМЭФ в ЯрославлеСессия ПМЭФ в Ярославле

Если образовательная программа для будущих экспортеров работает на присоединение к цепочкам производств международных лидеров, то конкретно для развития регионов важен маркетинг территорий. Его сущность раскрыл научный руководитель научно-образовательного центра «Маркетинг территорий» СПбГЭУ Слава Ходько.

— Маркетинг территорий — это реализация стратегии социально-экономического развития региона. Как правило, власть часто не понимает, какой она хочет видеть свою территорию через 10 лет. Поэтому документы стратегического планирования деятельности регионов похожи друг на друга. Но успех зависит не столько от уникальных особенностей области, сколько от желания власти стремиться к нему, — объяснил Слава Ходько.

Учитывая то, что врио губернатора Дмитрий Миронов и его команда сейчас занимаются разработкой стратегии, чиновникам стоит обратить внимание на принципы маркетинга территорий. Например, выстраивать системный подход, соединяя все элементы, а не дробя их на части. Как отметил Максим Авдеев, в Ярославской области реализуется кластерный подход (уже работают кластеры машиностроения и фармацевтики, возможно создание кластеров в сферах нефтехимии, судостроения, IT-технологий). В соответствии с рекомендациями Ходько, важно четко сформулировать образ территории в долгосрочной перспективе, целенаправленно работать по выбранным приоритетам, объединяя усилия муниципального руководства и частного сектора, а также создавать единую площадку для консолидации всех действующих элементов. Примут ли ярославские власти эти советы? Узнаем только после того, как начнется реализация новой стратегии социально-экономического развития. В конечном счете, привлечение инвестиций, создание привлекательного имиджа региона и повышение его конкурентоспособности являются только задачами на пути к цели — росту благосостояния жителей.

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет