Родители

1 апреля 2021 - 16:44
В Ярославле родители будущих первоклассников толпятся в очередях
Сегодня началась приёмная кампания в первые классы.
В Ярославле родители будущих первоклассников толпятся в очередях

Многие родители стараются выбрать для ребенка наиболее удобную школу с хорошими рейтингами. Именно поэтому с началом приема документов на личном приеме в школах Ярославля образовались очереди.

— В 13:30 мы начали личный приём родителей. В кабинет запускаем по одному человеку, измеряем на входе температуру, соблюдаем масочный режим. В этом году в нашу школу № 36 мы набираем 84 первоклассника. В первую очередь, возьмём 52 ребенка, чьи братья или сёстры уже учатся в нашей школе. Также заявление подали два человека, которые относятся к льготной категории. Личный приём проходит очень спокойно, нет большой очереди, так как родители могут подать документы через электронную почту и операторов связи. Многие говорят, что наша школа лучшая в Кировском районе. Наш профессиональный коллектив состоит из 74 учителей, 42 из них имеют высшую категорию, 31 — первую. Думаю, нам доверяют. Будем держать планку, — пояснила директор средней школы № 36 Елена Каретина.

На фотографиях в социальных сетях видно, что некоторым родителям приходится стоять на улице, так как не все помещаются внутри учебных зданий. В прошлом и позапрошлом годах ярославцы занимали очередь с шести утра, так как боялись, что им не хватит места. Многие до сих пор скептически относятся к порталу «Госуслуги» и предпочитают прийти в школу лично.

В мэрии города Ярославля напомнили, что подача документов продлится до 30 июня. Приказы о приёме детей будут изданы с 1 по 5 июля.

Ранее «Яркуб» уже сообщал, что в первую очередь места будут распределены между детьми граждан, подлежащих приему в первоочередном порядке, затем — дети, имеющие братьев и сестер, уже обучающихся в этой школе, потом — дети, проживающие на закрепленной территории.

Читайте также: В Ярославле подорожали востребованные продукты

13 марта 2021 - 19:59
«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных
Наталья Околелова поделилась с «Яркубом» своим примером. Они с мужем — активные родители и постоянно участвуют в конкурсах. Сейчас, например, в экомарафоне.
«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных

Дети — это отражение родителей. Во многом, вырастая, они берут пример. Получать поддержку и понимание в семье очень важно, чтобы быть счастливым.


— Мы всегда поддерживаем друг друга, — подчеркивает Наталья Околелова. — Кто-то один что-нибудь предложит, и все выкладываются на 100 процентов.


Наталья рассказала, что они с супругом буквально живут движением. У них двое детей, поэтому помимо участия в культурных мероприятиях успевать нужно многое.


— Этой зимой младшая дочь попросила построить иглу, и мы построили, — поделилась девушка.

«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных


Прошлым летом семью Кузьминых благодарили жители Тутаева, ведь они организовали развлечение для многих детей.

«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных«Для детей и ради детей»: родители из Тутаева организовали досуг для местных


— Летом у старшей дочери был день рождения. Карантин, всё закрыто, — вспоминает Наталья. — Мы сами придумали, как его отметить, и создали квест по всему городу. Для заданий разрисовывали улицы, заранее получив разрешение администрации.


Дети до сих пор в восторге! Причем дети всего двора семьи Кузьминых.
10 сентября 2020 - 12:59
На психологическую помощь ярославским родителям направят восемь миллионов рублей
Средства выделят в рамках нацпроекта «Образование». Ярославская область выиграла грант.
На психологическую помощь ярославским родителям направят восемь миллионов рублей

Деньги направят на работу по оказанию бесплатной психолого-педагогической помощи родителям.

«Федеральные средства позволят в следующем году предоставить 20 тысяч бесплатных консультаций родителям с привлечением 53 организаций и 220 специалистов и продолжить работу клуба родительского мастерства», — отметила первый заместитель директора регионального департамента образования Светлана Астафьева.

Планируется провести конкурс, чтобы сформировать банк лучших педагогических идей оказания психолого-педагогической помощи гражданам с детьми. Для родителей разработают и бесплатно распространят сборник методических материалов.

Пока родители будут консультироваться, дети смогут провести время в кабинете ожидания с развивающими игрушками.

Кроме того, будут доступны дистанционные консультации. Дополнительно для специалистов организуют 15 рабочих мест.

20 мая 2020 - 11:49
150 ярославских родителей потребовали вернуть очное обучение в школах
Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин получил обращение от родителей, которые потребовали вернуть детей на обучение в школы.

По данным Аппарата омбудсмена, обращение о возврате очного обучения в школах подписали 150 родителей. Они указывают на 43 статью Конституции РФ.

«Из норм права Федерального закона „Об образовании в РФ“ следует, что обучающиеся имеют право самостоятельно выбирать подходящую для них форму получения образования и форму обучения. Согласно части 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования. Из указанных норм права следует, что запреты на реализацию прав детей на очное обучение являются незаконными и противоречащими Конституции Российской Федерации», — считают родители-авторы обращения.

Взрослые также отметили, что дистанционное обучение отрицательно влияет на успеваемость и развитие коммуникационных навыков, особенно если речь идет о младшеклассниках.

Михаил Крупин начал «юридическую квалификацию обращения». По результатам примут решение о мерах реагирования.

«При квалификации на весах безопасность и комфорт, приоритет отдается жизни и здоровью детей», — подчеркнул омбудсмен.

19 февраля 2018 - 16:46
Пару, которая занималась сексом в прямом эфире, проверит Следственный комитет по Ярославской области


Региональное СУ СКР и Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области начали проверку информации о том, что в Ярославле супружеская пара занялась сексом на глазах у ребенка. Видеотрансляция случившегося появилась в сети 17 февраля.

Пару, которая занималась сексом в прямом эфире, проверит Следственный комитет по Ярославской области


Региональное СУ СКР и Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области начали проверку информации о том, что в Ярославле супружеская пара занялась сексом на глазах у ребенка. Видеотрансляция случившегося появилась в сети 17 февраля.

На видео трансляции, которое разместили несколько пабликов «ВКонтакте», видно, как супруги занимаются сексом в комнате с открытой дверью. Когда вошла девочка, предположительно дочь, на нее наорали матом. Страницы возможных героев видео есть «Вконтакте». Женщина закрыла комментарии и указала Воронеж городом своего пребывания. Мужчина удалил профиль.

Следственный комитет по Ярославской области инициировал доследственную проверку по сообщениям СМИ. «Принимается решение о возбуждении уголовного дела. Ребенка изъяли из семьи и поместили в специализированное учреждение», — сообщила «ЯрКубу» старший помощник руководителя СУ СКР по Ярославской области по взаимодействию со СМИ Кристина Гузовская.

Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин рассказал, что Аппарат изучит информацию о семье: «Мы запросили сведения из органов опеки. С ребенком работают психологи. Как только мы узнаем, было ли оказано воздействие на ребенка, определимся со своей позицией».

Читайте также: «Полиция не нашла виновника ДТП на Машиностроителей в Ярославле».


Интервью
5 февраля 2018 - 10:09
В Ярославле объявили свободный режим посещения школ и детских садов

Департамент образования мэрии Ярославля из-за метели объявил 5 февраля свободный режим посещения образовательных учреждений.

В Ярославле объявили свободный режим посещения школ и детских садов

Департамент образования мэрии Ярославля из-за метели объявил 5 февраля свободный режим посещения образовательных учреждений.

Родители сами могут решить, отправить детей в школы и детские сады, или нет. Департамент образования мэрии не указал, распространится ли свободный режим на 6 февраля. По прогнозам синоптиков, снегопад продолжится до вечера 6 февраля.

Читайте также: «5 февраля в Ярославле будет действовать «снежный билет».

2 февраля 2018 - 13:02
В Ярославле хотят лишить родительских прав мать шестилетнего ребенка, употребляющую наркотики

Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции по Заволжскому району Ярославля собирают материалы для лишения родительских прав матери-наркоманки.

В Ярославле хотят лишить родительских прав мать шестилетнего ребенка, употребляющую наркотики

Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции по Заволжскому району Ярославля собирают материалы для лишения родительских прав матери-наркоманки.

Шестилетний мальчик перестал посещать детский сад. Воспитатели выяснили, что мать ребенка употребляет наркотики. Они сообщили об этом в правоохранительные органы. Когда прибыли полицейские, в квартире находились трое взрослых, в том числе горе-мамаша. Все трое были в состоянии наркотического опьянения, они прошли соответствующее медицинское освидетельствование. Их привлекут к ответственности за употребление наркотиков.

Ребенка изъяли из семьи и поместили в медицинское учреждение. Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних намерены лишить мать родительских прав.

Читайте также: «В Ярославле мальчик борется за лишение родительских прав своей матери».

23 октября 2017 - 15:20
«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев

В апреле 2017 года в Ярославле открылась секция велоспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. «ЯрКуб» побывал на велодроме и узнал, как проходят тренировки, чем живут спортсмены и о чем мечтают кураторы.

«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев


В 1984 году велоспорт для инвалидов впервые вошел в программу Паралимпийских игр. Участвовать тогда могли только спортсмены с ДЦП. К 2004 году список категорий постепенно расширили: допустили участников с поражениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и спинальников (людей с повреждениями позвоночника). Для каждой категории есть свой тип велосипеда. Основных четыре: хендбайки (велосипеды с ручным приводом для спинальников), трехколесные велосипеды (для спортсменов с повреждениями опорно-двигательного аппарата), тандемы (для слабовидящих) и обычные велосипеды. Велосипедный спорт для инвалидов развивается в 40 странах мира. В Ярославле подготовкой спортсменов занимается член Молодежной палаты Ярославской области и ЯРОО «Добровольцы Ярославии» Михаил Кузнецов.


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев

Михаил Кузнецов (на велосипеде) — чемпион России 2016 года среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата по велоспорту-шоссе. Фото из личного архива


«Дети увереннее стоят на ногах. Буквально»

Четыре раза в неделю Михаил на ярославском велодроме: «Понедельник, среда, пятница и воскресенье у нас тренировочные дни». Занятия в секции начинаются в шесть вечера. Михаил приходит заранее, чтобы подготовить зал, тренажеры и велосипеды. Скоро в скромном зале велодрома соберутся дети и взрослые. Всего занимаются 15 человек. Кто-то ходит уже полгода — такие в секции с самого начала.

Стать тренером по велоспорту для людей с инвалидностью Михаила вдохновили Паралимпийские игры в Сочи. «Да, они зимние, но я в 2008 увлекся велосипедом. Катался со своими друзьям, поэтому решил выбрать велоспорт». С весны 2014 начал активно тренироваться. «Я стал намного лучше себя чувствовать, больше хожу, зимой легче преодолевать большие сугробы. Пусть это и банально звучит, но стал увереннее стоять на ногах — велоспорт укрепляет опорно-двигательную систему».

Открыть свою секцию оказалось не так просто. Сначала Михаил прошел курсы подготовки специалистов по работе с инвалидами. Семь месяцев изучал анатомию, психологию, особенности различных патологий. В итоге получил диплом. Проект «Велоспорт как способ социализации и адаптации для молодых инвалидов» Михаил подготовил в 2016 году. Ему помогали «Добровольцы Ярославии». Зимой проект получил региональную поддержку. Основную сумму гранта выделил Департамент общественных связей Ярославской области. Но реализацию пришлось отложить — ждали весну.

Михаил самостоятельно разработал программу подготовки спортсменов. «Результат тренировок зависит от степени запущенности заболевания. Я начал заниматься в 28 лет, но чувствую себя сильнее. А дети смогут увереннее стоять на ногах. Буквально». Сейчас проект поддерживает региональный Департамент труда и социальной поддержки населения. Секция работает на базе спортивной школы олимпийского резерва № 19. Занятия бесплатные.


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев «Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев


«Мы нашли то, что искали»

В шесть часов вечера в зале появляются любители велоспорта. Здесь все наравне: и взрослые, и подростки, и дети. Приходят с разными диагнозами: аутизм, умственная отсталость, ДЦП. Каждый готов помогать другим. Мамы и бабушки зорко следят за всеми в зале. «Не всегда, например, дети с умственной отсталостью могут считать количество сделанных подходов — им помогают родители или другие ребята. Бывает и боязнь велосипеда, но мы этот этап преодолеваем», — улыбается Михаил. По тону понятно: он гордится достижениями подопечных. «У нас есть девочка Юля с тяжелой степенью ДЦП. Сначала она не могла даже сидеть на велосипеде. А сейчас, спустя полгода, может сама проехать на улице 1,5–2 километра. Для нас это, конечно, большой результат».


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев

Юля на занятии


Тренер поочередно подходит к каждому спортсмену. Следит за ходом занятия, помогает выполнять упражнения, страхует на тренажерах. И это не только велосипедные станки. «Общая физическая подготовка нам тоже важна. Мы укрепляем пресс, делаем жим лежа, прыжки, работаем со штангой».

В зале стоит специальный тренажер для шагов с нагрузкой. Мама одного из начинающих спортсменов Светлана Сапыцкая рассказывает: «Мы искали секцию для Гриши, и в интернете наткнулись на объявление о начале занятий на велодроме для людей с ограниченными возможностям здоровья. Решили попробовать. У Гриши дух боевой, особенно ему нравится кататься на треке: там ветер, скорость. Он стал увереннее ходить. В секции есть тренажер, которого нет в лечебных заведениях. А тут мы нашли то, что искали». Сам Гриша во время нашего разговора время сосредоточенно крутит педали на велосипедном станке — разминается. Стопа зафиксирована с помощью специальных креплений. Так она не вылетит, и мальчик может отработать элемент как профессиональный спортсмен. Гриша улыбается. Он всегда приходит на тренировки в хорошем настроении. Смеется: «С начала лета у меня появились мышцы!».


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев «Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев 


«Важно, что они в принципе выходят из дома»

Занятия в секции — это не только велоспорт. Кураторы постоянно что-то проводят. Недавно, например, был музыкально-литературный вечер. Читали стихи, пели песни, даже ставили театральные постановки. Затем тепло общались за чашкой чая. «Мы все время что-то делаем. В мае вот ездили на шашлыки. Устраиваем чаепития, конкурсы, соревнования. Родители нам помогают», — рассказывает замдиректора по связям с общественностью в «Добровольцах Ярославии» Екатерина Лапина.

Спортивная секция объединила творческих людей. Постоянно изучать новое, развиваться, общаться, заводить новые знакомства — в этом их жизнь. «У нас все очень занятые, — радуется Михаил. — Кто-то поет в церковном хоре, кто-то ходит в театральный кружок, а кто-то увлекается конным спортом».

На лошадях учится кататься Юля. С ней всегда рядом мама Елена Лаферьева: «Мы посещаем любые мероприятия, активно общаемся в социальных сетях. Хоть и учимся на дому, дружим со всем классом».

А Гриша, размявшись, сообщил, что любит учиться. «Перешел в третью гимназию, в пятый класс! Нравится английский, французский и математика. А от физкультуры освобожден! Сижу на лавочке и на других смотрю», — иронизирует спортсмен.

Саша Куликов занимается секции только месяц. Ходит на тренировки три раза в неделю. Больше восьмиклассник не успевает: занят в школе. «У нас много уроков, а еще Саша активно участвует в творческой жизни школы — все время бегом», — объясняет бабушка Галина Михайловна. Сам Саша тренировки оставлять не собирается: «Я хочу стать сильнее! И здесь у меня появилось больше друзей».


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев

На одном из творческих вечеров. Фото из личного архива Михаила Кузнецова


«Пока живы-здоровы»

«Однажды я хочу поехать на [Паралимпийские] Игры», — делится Саша Куликов. Ребятам есть с кого брать пример, все-таки их тренер — чемпион России 2016 года среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата по велоспорту-шоссе. Михаил сейчас только тренирует, заниматься самому времени нет. «Я участвую во всероссийских соревнованиях с 2015 года, а в 2018 году надеюсь поехать уже как тренер. Мы можем показать себя». В августе в Ярославле прошел инклюзивный праздник «Лето без границ». Были и велопробеги. По результатам Михаил делает вывод: «У нас есть перспективы на соревнованиях!» Сейчас у спортсменов пора тренировок, уже весной они отправятся на межрегиональные соревнования в Кострому. А затем на всероссийские.

У Михаила большие планы: «Будем расширять деятельность, вовлекать более тяжелых больных. Хочется купить хендбайки для тех, у кого совсем не действуют ноги, но есть сила в руках. Для таких на соревнованиях отдельная квалификация».

Кураторы проекта надеются на поддержку волонтеров. В Ярославле работает добровольческий центр «Медведь»: там ждут готовых помогать людям с инвалидностью. «Пока инициатива не срублена на корню, пока живы-здоровы, мы будем развиваться. Будем заниматься помещением, волонтерами, привлекать ребят, — рассуждает Екатерина Лапина. — Нам нужна помощь неравнодушных людей. Здесь мы все делаем одной большой и дружной семьей».


«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев«Пока живы-здоровы, будем развиваться». Репортаж с тренировки велогонщиков-паралимпийцев


От автора

Уходила со слезами. Не от жалости: людей сильнее еще поискать. Но на час я оказалась среди тех, у кого учиться и учиться оптимизму, вере в свои силы, доброте и бескорыстности. Сразу понимаешь, что это такое — открытое сердце. Меня не покидало ощущение, будто все спортсмены на велодроме неразрывно держатся за руки, готовые в любой момент помочь друг другу. Уезжала — чувствовала: не они остаются где-то в Брагино, а я окажусь оставленной в ежедневной раздраженности, спешке и суетной неудовлетворенности от мелких неурядиц. Я уходила, и все говорили мне спасибо. За что? Это я должна благодарить. Спасибо.

Ирина Парухина

Контакты:

8-903-646-06-66 — Михаил Кузнецов, руководитель проекта, тренер

90-66-60 — Екатерина Лапина, координатор спортивной секции, член ЯРОО «Добровольцы Ярославии»

https://vk.com/paraveloyar — официальное сообщество «Вконтакте»

6 сентября 2017 - 13:09
В Ярославле родители проверили качество питания в детсадах

Во вторник, 5 августа, представители родительских комитетов и председатель ярославского областного союза женщин Ольга Хитрова проверили качество питания в детских садах. 

В Ярославле родители проверили качество питания в детсадах

Как сообщают в пресс-службе мэрии города, общественники посетили детский сад № 148.

— На единое меню мы перешли в июне этого года. Новое меню — это сбалансированное пятиразовое питание с полным набором продуктов в соответствии с санитарными правилами, в котором высчитаны нужные объемы блюд и калорийность. Кроме того, для детей с пищевой аллергией мы делаем замену продуктов по рекомендации врачей, сохраняя необходимый объем и баланс белков, жиров и углеводов. Качество приготовляемых блюд контролируется ежедневно, — рассказала заведующая детским садом № 148 Наталья Гусева.

Многократные проверки показали, что питание в разных детских садах было различным, хотя родители платили за него одинаковую сумму. Поэтому было принято решение, что все питание в детских садах должно быть единообразным.

— Мы увидели качество поставляемых продуктов, в каком виде они поступают в детские сады и как хранятся. Также мы продегустировали блюда из меню, которые кушают детки. Те люди, которые отвечают за организацию питания в детских садах, действительно, стараются сделать меню разнообразным и сбалансированным. С членами родительского комитета мы еще раз убедились, что все качественно, без сульфатов и нитратов, и остались довольны, — пояснила председатель ярославского областного союза женщин Ольга Хитрова.

К сведению, всего в Ярославле 157 детских садов.

Источник: мэрия города 

30 декабря 2016 - 10:09
Леонид Клейн: «В школе не говорят, что такое плохая литература»

Известного радиоведущего, журналиста, преподавателя Института общественных наук РАНХиГС Леонида Клейна можно считать идеальным учителем литературы. Предмет знает, двоек не ставит, рассуждает здраво, послушать можно где угодно. «ЯрКуб» встретился с ним, чтобы поговорить о книжках для детей, школьных учебниках и литературном снобизме.

Леонид Клейн: «В школе не говорят, что такое плохая литература»

Известного радиоведущего, журналиста, преподавателя Института общественных наук РАНХиГС Леонида Клейна можно считать идеальным учителем литературы. Предмет знает, двоек не ставит, рассуждает здраво, послушать можно где угодно. «ЯрКуб» встретился с ним, чтобы поговорить о книжках для детей, школьных учебниках и литературном снобизме.

Леонид, пока я ехала на интервью, вспоминала недавно открытый ресурс «Горький». Как вы относитесь к этому проекту, который претендует на звание самого полного, толкового и удобного сайта о книгах и чтении?

Я не знаю, на чьи деньги это сделано, но он так стартовал, лучшие авторы пишут для него свои статьи. Это прекраснейший проект Бориса Куприянова, известнейшего человека, издателя. Я просто счастлив, что такие вещи есть, снимаю шляпу перед создателями.

Вас нет в числе авторов. Почему?

Вы знаете, я в основном говорю, а там нет аудиоматериалов.

Как это получается — вы прекрасно читаете лекции, но не пишете?

Лекция — это импровизация, где нет редактуры. Где-то внутри нажимается кнопка «play», и я говорю. Иногда хорошо, иногда не очень. А текст — это другое. И, кстати, человек, который хорошо пишет, необязательно может выступать на публике. Иногда эти качества соединяются, но у меня совсем немного талантов.

В последние годы формат публичных лекций набрал небывалую популярность.

Это здорово, мне ужасно нравится сам факт того, что публичные лекции возвращаются в культурное пространство. Это говорит о том, что онлайн-общение, пусть Интернет — наше все, и мы много живем в той реальности, не замещает живого разговора. Людям он необходим. Когда я записываю свои лекции, делаю это перед живой аудиторией. В некотором смысле это возвращение к истории. В советское время было такое общество «Знание», когда люди читали лекции по городам и весям.

Для вас есть разница между работой перед публикой и в формате радио?

Конечно, мне комфортнее с аудиторией, я же школьный учитель. Весь драйв идет именно от живых людей, их глаз. Радио в этом смысле — сильное испытание, так как слушателей ты не видишь. Но есть, например, ди-джей, которому можно рассказывать. Читать в пустоту мне сложно.

Скажите, что нужно мне, человеку с журналистским образованием, сделать, чтобы пойти преподавать литературу в школе? Я говорю о том, что важнее: знание основ педагогики, любовь к детям, доскональное изучение предмета?

Я в этом смысле человек радикальный. Я заканчивал МПГУ, головной педагогический вуз в стране. Туда было непросто поступить в конце советского времени. У нас были предметы специальные и педагогические. Специальные вели очень хорошие люди, в свое время даже преподавал Лосев. А предметы, связанные с педагогикой, психологией и методикой преподавания, читали самые ужасные преподаватели, никто к ним не ходил. Был, например, предмет «Методика преподавания русского языка», я до сих пор не могу понять, что это такое. Мне кажется, учить — это искусство, а не навык. Я не верю в специфические знания, должно быть реальное знание предмета и желание рассказать о нем детям. Есть интересный проект «Учитель для России», одно лето я готовил будущих учителей. Это были выпускники не педагогических вузов, а специалисты в какой-либо сфере. Но подготовить учителя — это как подготовить родителя, чтобы он был родителем. Надо попробовать учить, сначала наверняка не получится. Зато позже вы овладеете ситуацией.

Некоторые из моих преподавателей говорили так: «Сейчас я научу вас плохому». Должен ли учитель позволять себе нечто большее, не предписанное программами?

«Плохому» это в ироничном смысле, несерьезно? Учитель — это всегда баланс между каноном и отступлением от него. Конечно, странно говорить о политике, когда идет урок математики. Но если вдруг в стране происходит переворот, странно не обращать на это внимание и говорить лишь о предмете. Школа вещь консервативная, она и должна быть консервативной в некотором смысле. Есть навыки, которые нужно получить — социализации, ответственности. Нужно усвоить некую сумму знаний. Но те примеры, которыми вы убеждаете ученика это сделать, что это полезно и важно, должны быть современными. Есть такая серьезная проблема, как школьные учебники. У меня дочь учится в восьмом классе. Ей совершенно все это неинтересно. Я периодически открываю эти учебники. Они ужасные, хотя в стране столько людей, которые могут написать хорошие учебники! Вот история: какие-то феодалы, какие-то короли, ни уму ни сердцу. Ребенок не понимает тему. С ним говорят как с маленьким ученым, а не как с подростком. Русский язык мы до сих пор учим как иностранный — вместо системы языка получаем свод правил.

А вот хороший пример. Есть издательство «Пешком в историю». И они выпускают совершенно невероятные книжки по всем областям знаний. Например, о путешествии двух мышат в 1812 год, тема наполеоновских войн. Или о дне мальчика в средневековом городе. От них не оторваться! А учебники истории — это чуть отредактированные советские идеологические конструкты. Другое дело, сейчас есть Интернет, но учителя-то продолжают их использовать.

Как и учебники по литературе. Я свой не открывала, пожалуй, класса с шестого.

Если вы не открывали учебник по литературе, значит, у вас был хороший учитель. Вообще учебник по литературе — странная вещь. У детей должны быть тексты и способы интерпретации этих текстов. Разве нужна на бумаге биография Пушкина? Ее написал Лотман, она ничуть не устарела. Сделайте выдержки из этой биографии и все. Сейчас столько видеоуроков от ведущих литераторов, достаточно лишь собрать лучшие из них!

Покупка учебников для школы — явление, которое подпитывает издательский бизнес. Их выгодно продавать.

Конечно. Но у меня есть ощущение, что в долгосрочной перспективе в какой-то момент учебники станут ненужными. Государство перестанет их закупать. Правда, как говорил Некрасов, «Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе».


Леонид Клейн: «В школе не говорят, что такое плохая литература»Леонид Клейн: «В школе не говорят, что такое плохая литература»


Нужно ли учить ребенка читать с младых ногтей? Или оставить это на откуп учителю?

Я думаю, что рассматривать это нужно индивидуально. В последние 20 лет у нас наблюдается невроз по поводу раннего развития ребенка, это очевидно. Сейчас от этого уходят. Немножко шизофренична ситуация, когда нужно сдать экзамены, чтобы пройти в подготовительное отделение, которое будет готовить будущего первоклассника. Школа должна учить, а тесты для детей — не очень здоровая позиция. Я понимаю, что школы бывают разные. Но я за то, чтобы каждый возраст получил свое. Чтобы у мамы и папы не было ощущения, что они не успели, если ребенку два с половиной года, а он не знает ни одного английского предложения.

То есть, необязательно стараться, искать книги, чтобы привить ребенку любовь к чтению?

Это должен быть встречный процесс. Недавно на книжной выставке ко мне подошла коллега, и говорит: «У меня дочка вообще ничего не читает. Ткни в какую-нибудь книжку, которую она точно прочтет». Я посоветовал сказку Пола Гэллико «Томасина». Сколько я ни преподавал в школе, давал ее детям 5–6 класса. Не знаю ни одного ребенка, которому она не понравилась. Коллега купила, звонит: «Ребенок читал не отрываясь шесть часов». Конечно, есть хорошие книжки, их нужно иметь в виду, рекомендовать и покупать. Но не стоит считать, что если мы наберем 10 хороших книг, то все их прочитают.

Кстати, как сейчас обстоят дела с детской литературой?

Это одна из немногих сфер, которая развивается очень хорошо. У нас есть много современных издательств, которые выпускают, переводят много книг. Понимаете, у нас же была советская литература. С одной стороны, она закончилась, с другой, оставила много хорошего. Но есть и много нового. На выставке Non/fiction целый этаж детской литературы. Есть сайт «Папмамбук», где можно найти рецензии.

От советской классики тоже никуда не денешься.

Вам любой издатель скажет, что самый продаваемый писатель — Чуковский. И рядом с ним стоит Маршак.

Агния Барто?

Мне она не нравится. Есть другие авторы, которые, на мой взгляд, интереснее Барто.

Для подросткового же возраста нужна новая литература, потому что если вы читаете Драгунского и Носова, в какой-то момент не обойтись без комментариев к исторической реальности. Уже не очень понятно, почему мальчик так переживает по поводу украденного велосипеда. И что это за проблема — если не съешь манную кашу, не пойдешь в Кремль. Современному подростку покажется (и, кстати, правильно покажется!), что мама садистски мучила ребенка.

Современных отечественных авторов не так много. Зато есть масса переводных, издательства постоянно выпускают их книжки. Есть такой закон, что ребенок в большом городе и вообще в городе обладает одинаковыми мотивацией, поведением и проблемами. Неважно, где он живет, в Ярославле или Филадельфии. Его волнуют школа, сверстники, родители, половое созревание, любовь. Ему важно прочесть про себя. Когда же он читает «Песнь о купце Калашникове», он не понимает, что за кулачный бой, почему муж не поверил жене, раз она ничего не совершила, и что за царь такой, защищающий опричника. Это не значит, что не надо изучать «Песнь». Просто к ней надо подходить как к памятнику. Сердцу подростка интереснее что-то другое. Скажем, мультфильмы Миядзаки.

Родители должны читать книги, которые они предлагают ребенку?

Я бы не использовал слово «должны». Но, конечно, если они читают то же самое, потом смогут обсудить прочитанное, завязать общение. Вот родитель видит ребенка вечером, и у него загорается лампочка: что-то надо спросить. А что спросить? «Что ты сегодня получил». А можно вместе прочитать книгу или посмотреть фильм, чтобы позже поговорить.

Хорошо, с детьми все ясно. А что читать взрослым?

Мне кажется, взрослым проще. Во-первых, они наконец-то могут преодолеть боязнь классики. Классика — это то, что нас научили ненавидеть в школе. В предмете «Литература» есть некое противоречие. В физике или математике надо точно знать, а в литературе — просто любить читать. Понятно, что Пушкин писал «Евгения Онегина» не для того, чтобы кто-то получал оценки за знание или незнание. Он сам говорит, что это безделица, нравится — читайте. Школа же насильно заставляет, поэтому взрослые часто не возвращаются к классике. При этом запрос на нее есть. Я это понял, работая на «Серебряном Дожде», когда люди писали: «У меня совещание, но я не могу выйти из машины». Они наконец-то понимают, что с ними говорят нормальным языком, им не поставят двойку в конце часа. У нас, слава богу, страна с мощнейшей культурной традицией, у нас есть Пушкин, Гоголь, Толстой, Грибоедов, Некрасов и так далее. Говорить об этом нужно со взрослыми людьми, чем я и занимаюсь. А во-вторых, есть реальный институт литературных премий. Можно следить за ними и читать тех, кто занял первые места.

Но ведь часто люди выбирают книги из раздела бестселлеров.

Насильно мил не будешь. Я занимаюсь просветительской деятельностью, чтобы люди читали хорошие книжки. Если вы прочтете две книги Коэльо, у вас не наступит мгновенная духовная смерть. А если вы целыми днями читаете только Коэльо, то, наверное, в какой-то момент захотите стать алхимиком за 11 секунд.

То есть, вам не присущ литературный снобизм?

А что это такое? Пауло Коэльо — это просто халтура. Мы со школьниками это специально разбирали, я им показывал. Человек или умеет писать, или не умеет. Гришковец, например, не умеет писать. Вообще, моя любимая тема — это плохая литература. В школе нас не учат, что это такое.

По логике школы, плохое — это то, что мы не станем изучать.

Именно. Тогда как сформировать литературный вкус, если нам не говорят критерии плохого? Вот в математике есть такая вещь, как ошибка. Учитель может сказать, почему ты не решил, помочь сделать из этого вывод. А школьная программа по литературе построена так, что все гении. Как сказал Шнуров, «а те, кто не уверен в этом, пусть закроют свои рты!». Державин — гений, Пушкин — гений, Маяковский — гений. А эстетические системы, вообще-то говоря, разные. Как бы не слишком для школьника? Учитель должен говорить о том, что есть хорошо, а что плохо. И сделать это может человек, который действительно заинтересован литературой. Знаете, у Чехова есть рассказ «Учитель словесности». Там молодой парень, как обычно у Чехова, перед ним класс, изучают «Евгения Онегина». А герою совершенно на это наплевать, он думает, какие ему Маня испекла булочки! Ничего не изменилось. Если все время думать о булочках, то дай учителю полную свободу, лучшие учебники и зарплату в миллион плюс соцпакет — все равно чуда не случится.

Вы говорите о книгах, подходя с позиций классического литературоведения, или используете иные методы?

Если бы я был поклонником классического литературоведения, я бы не работал 10 лет на «Серебряном дожде». Люди слушают мой эфир в основном по утрам, когда едут в пробке. Им нужна сильная мотивация, чтобы не переключить волну. Другое дело, что такое классическое литературоведение. Современные исследователи-филологи говорят, что литературоведения не существует. Есть книги по истории культуры, где все: история, психология, литература. Уже давно знание стало синкретическим. Я стараюсь проблемно говорить о литературном тексте.

Люди хотят послушать про что-то серьезное, на это есть запрос. Не все хотят слушать про шарлатанство, постоянные новости, пропаганду.

Они хотят знать то, что позволит им идентифицировать себя. Это возможно только через культуру. От того, кто сегодня главный начальник, ваша жизнь может измениться, но не вы. А чтение «Войны и мира» может непосредственно заставить вас поменяться. Вооруженный конфликт — это очень плохо, но вряд ли тронет вас, находящегося за три тысячи километров. А вот чтение эпизодов о Бородинском сражении может повлиять. Пусть и было это давно.



Фотографии: www.ranepa.ru, www.newsko.ru 


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет