16 января 2017 14:05

Стена


Стрит-арт и его правая рука граффити как путь самовыражения художника существуют более полувека, и сейчас явно переживают новую волну популярности. Попытка разобраться в феномене уличного искусства сопровождается множеством вопросов: «а точно ли это искусство?», «где грань между артом и вандализмом?», «зачем художникам выходить на улицы?» и так далее. «ЯрКуб» постарался ответить на них.

Стена

Стрит-арт и его правая рука граффити как путь самовыражения художника существуют более полувека, и сейчас явно переживают новую волну популярности. Попытка разобраться в феномене уличного искусства сопровождается множеством вопросов: «а точно ли это искусство?», «где грань между артом и вандализмом?», «зачем художникам выходить на улицы?» и так далее. «ЯрКуб» постарался ответить на них.

Век без перемен

Уличное искусство и граффити как его составляющая обречены на вечную борьбу за право быть. Это в их природе, балансирующей «на грани между искусством и вандализмом, между свободным самовыражением и разнузданным хулиганством, между разрешенным и уголовно преследуемым, между эстетическим и правовым полем», — пишет Дмитрий Голынко-Вольфсон в работе «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды». Даже старания прародителей современного стрит-арта не привели к переосмыслению его места в системе традиционных искусств.

Столетие назад, 15 марта 1918 года, в «Газете футуристов» был опубликован Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись», подписанный Маяковским, Каменским и Бурлюком. «ЯрКуб» нашел текст документа, где выдвинут основополагающий лозунг «Все искусство — всему народу!».

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого перед культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваях, на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.


СтенаСтена

Дом Моссельпрома со слоганом «Нигде кроме как в Моссельпроме» авторства В. Маяковского, Москва


Царский строй уничтожен безвозвратно, но признанное, настоящее искусство по-прежнему проживает, по большей части, в упомянутых футуристами «сараях человеческого гения». Художники стрит-арта будто находятся вне дискурса, если продолжают творить на улицах и не стремятся попасть в галереи. И это несмотря на то, что искусство в принципе является отражением способности эстетического освоения мира и его воспроизведением в образно-символическом ключе с опорой на ресурсы творческого воображения.

Никита Pst.:

— Улица — это не твое личное пространство в студии. Многие студийные художники замкнуты на собственном эгоцентризме, что хорошо для развития их гения, улица — это диалог с сотнями и тысячами людей, огромная ответственность, не все хотят ее брать на себя. Мы все очень разные, чей-то посыл примитивный и простой, чей-то глубже и серьезнее, но наш мир гармоничен, одно не может без другого.

При этом самоцветными радугами переливаются рекламные вывески, плакаты, билборды. Футуристы тоже не гнушались рекламы, но у них она органично вписывалась в выбранную эстетику. Сегодня реклама, тем более та, что на улицах, далека от искусства как супрематизм Малевича от реализма Репина. Возникает вопрос: почему установить огромный мигающий экран можно, а нарисовать граффити нельзя? Вот три мнения на этот счет.

Анатолий Modvag:

— Для обычных людей, возможно, граффити является более раздражающим, потому что навязанные стереотипы о том, что это порча имущества, заставляют думать, будто граффити — плохо, а реклама — хорошо. Но, была бы моя воля, я бы уменьшил количество рекламы в городе. Я считаю, в XXI веке узнать, где находится магазин и до какого часа он работает, можно с помощью смартфона. Необязательно делать огромные вывески с расписанием. Вся реклама нужна для того, чтобы получить коммерческую выгоду, а граффити никакой подоплеки не подразумевает. Я против рекламы, но за граффити. Причем то, какое будет нести смысл, рассказывать историю.

Артем Рогожин:

— В городе большое количество рекламных агентств, в том числе по наружной рекламе. Регулятора по наполнению макетов рекламы нет, и парадом правит заказчик с его желаниями, а также исполнители, которым, в большинстве своем, все равно, как выглядит реклама с точки зрения эстетики. Главное — решить задачу заказчика. Стрит-арт и граффити не так ограничены во внешних условиях, и каждый художник делает свою работу в большей степени для себя, что, соответственно, и меняет подход к работе. В нашем городе сейчас, насколько я знаю, нет ни одной легальной официальной стенки для рисования, зато тысячи мест для наружной рекламы. Это не очень хорошо, но справедливо — граффити заставляет власть тратиться на их закраску и борьбу с этим явлением, а реклама приносит доход в казну.

Никита Pst.:

— Мне ближе граффити, но реклама не хуже, просто ее объемы в сотни раз больше, соответственно, она является более раздражающим фактором. Хотя по объему их сравнивать неправильно, показатель — это качество. И качество говорит о том, что в социальной сфере Ярославль застрял примерно в 2000-х.


СтенаСтена


Свободное слово творческой личности с таким подходом превращается в несколько кривоватых букв на заборе, искренне характеризующих государственные реалии. Изобразительный же потенциал упирается в решение властей. Так, летом 2016 года Управление по молодежной политике Ярославля анонсировало проект «Открытая стена», предполагающий выделение свободных поверхностей под нужды художников. Но прежде чем получить вожделенные метры, нужно получить одобрение сверху. И как это понимать?

Анатолий Modvag:

— Мы общаемся с властью по поводу создания стены, где любой мог бы прийти и что-то нарисовать. Есть нелегальная стена на Угличской, но она изменила свои масштабы, работать там неудобно. Да, обещали выделить поверхность, но механизм работы таков: «твоя краска — наши рисунок и место». Кто на это согласится? Я хотел бы взглянуть на этого человека. Или просят принести проект на согласование. А это уже не творчество.

Законы улиц


СтенаСтена


Раз уж законных вариантов для творчества немного, художникам остается натягивать капюшон и действовать максимально быстро. Помните, как в одном из эпизодов сериала «Шерлок» райтер замечает: «Через две минуты выползет служитель общественного порядка и разгонит нас»? «ЯрКуб» обратился в региональное УМВД с просьбой разъяснить, что грозит нарушителю с баллончиком в руке.

Итак, за нанесение надписей, рисунков в местах, не отведенных для этих целей, предусмотрена административная ответственность в соответствии с законом Ярославской области № 100-з от 20 ноября 2007 года. Вот статья 19 «Нарушение порядка размещения наружной информации»:

1. Размещение объявлений, листовок и иной наружной информации, а равно нанесение надписей, рисунков в местах, не отведенных для этих целей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. То же деяние, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Что же касается сотрудников полиции, то они в настоящее время не уполномочены составлять протоколы об административных нарушениях. Этим занимаются члены территориальных административных комиссий. Начальник отдела по содержанию территорий администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Ярославля Ирина Антипина пояснила «ЯрКубу», что полиция по-прежнему должна разбираться с вандалами и хулиганами, а территориальные администрации могут смотреть, где появляются надписи, чтобы выдать предписание, чтобы их закрасили.

Устранять надписи и рисунки должны собственники зданий или помещений. Мы составляем протокол, если они этого не делают, но пока такого не было. Полиция выявляет акт вандализма, если кого-то видит при патрулировании, а у нас есть комиссия. Выезжаем раз в неделю, проверяем устранение замечаний. На жилые дома не имеем права составлять протоколы, этим занимается МЖИ. В нашем ведении собственники, временные сооружения, ограждения, строительные площадки, отдельно стоящие здания. За каждым специалистом закреплен свой участок. Правда, зимой статистика не ведется, никто в мороз не станет закрашивать, да и рисовать тоже, — говорит Ирина Антипина.

Также в Администрациях районов можно получить то самое разрешение на граффити. Предоставить могут поверхности трансформаторных будок, подстанций. Обычно собственники идут навстречу. В данном случае администрация выступает посредником между художником и владельцем объекта.

Игра с огнем

СтенаСтена


И все же художники готовы идти на риск, если по каким-либо причинам разрешение на граффити отсутствует. Особенно они подчеркивают, что законы и штрафы не помогают бороться с вандализмом, а лишь усугубляют ситуацию, подстегивают к нарушению.

Анатолий Modvag:

— Меня никогда не останавливали сложности с законом. У меня есть язык, у представителей правоохранительной власти — тоже. Считаю, что мое творчество никакого вреда людям не несет, даже если я работаю нелегально. Я пока здравомыслящий человек, что-то компрометирующее или недоброжелательное рисовать не буду. Раньше было так, что наряд мог по 6 раз за день ко мне приехать. Ситуации были разные, и приятные, и неприятные. Но сейчас стало больше понятливых полицейских, с ними проще разговаривать, чем с людьми, чье мнение не спросили. Ведь всегда во дворе найдется тот, кто вызовет полицию. Даже если все, кроме него, рисунком довольны. Полиция уезжает, а я остаюсь ведь. Если я вижу необходимость в нанесении рисунка и облагораживании любимого города, то для меня нет ни одного аргумента, который помешает это сделать.


СтенаСтена

Ярославль, ул. Ранняя


Для нас важно отметить в словах Анатолия упоминание о здравомыслии. Действительно, на улице цензуру не ввести, каждый творит в рамках личных взглядов на дозволенное.

Никита Pst.:

— Самоцензура есть у всех, просто все разные: добрые, злые, умные, образованные, необразованные и так далее. Цензура может быть любая. Мое мнение всегда менялось, только одно осталось неизменным: чем больше тебя заботит мнение окружающих, тем лицемернее твое искусство. Если тебе не нравится измалеванная стена, бери краску и закрашивай. Это так просто, может, в жизни откроется что-то новое.

Анатолий Modvag на вопрос о существовании Кодекса этики уличного художника отвечает так:

— Когда я вижу какую-то качественную работу, я стараюсь ее не перекрывать, ищу другое место. Ведь автору может быть обидно, даже если он не узнает, кто это сделал. Кто-то перекрывает. Все зависит от того, насколько ты бесстрашен. Есть у ребят определенные территории, куда нельзя ходить никому, кроме определенного круга. Это их место, где они постоянно работают. И если придет другой человек, то его могут поймать полицейские, и место станет опасным. В моем Кодексе этики есть установка на поиск чистых стен. Либо таких, какие, на мой взгляд, не пострадают от рисунка. Это могут быть слишком грязные стены, расписанные, со стертыми рисунками. Не буду рисовать на отреставрированных зданиях. Или тех, что несут культурную ценность или историческую важность. Мое творчество ведь может повлиять на судьбу этого здания, его жителей.

Если ты написал никнейм на здании мэрии Ярославля — ну, круто. Так его сотрут завтра. И чего ты хотел донести? Он ведь не несет никакого смысла.

Спор о природе искусства

Мы разобрались в сущности уличного искусства, правовой и этической сторонах вопроса. Но самое главное, то, с чего мы начинали разговор, пока остается неясным. Можно ли считать стрит-арт искусством или нет? А если отчасти, то какую именно сторону удостоить чести встать в один ряд с признанными шедеврами мирового искусства? И вообще, надо ли сравнивать творения, выросшие на улицах, с музейными и коллекционными экспонатами, суть которых все чаще сводится к стоимости работы на аукционе? Пока лишь граффити Бэнкси уносят в галереи вместе с куском стены и защищают от прыти домовладельцев, в любую минуту готовых выскочить на улицу с малярным валиком.

Кстати, галереи уличного искусства в России есть. В Петербурге это Музей уличного искусства, в Екатеринбурге — галерея «Свитер». В Москве часто проходят выставки стрит-арта, а также традиционное биеннале «Артмоссфера».

Вот, например, теги, которые вряд ли кто-то сочтет произведением искусства. Что они вообще значат и зачем нужны? Эти вопросы занимают точно так же, как и природа загадочных надписей «Не ври», год назад заполонивших собой Ярославль.


СтенаСтена


Игорь Поносов:

— Банальные граффити-теги, которые считаются ужасными каляками, обычный человек не поймет. Но это, на мой взгляд, важная практика освоения городского пространства. Ты тактильно переживаешь город, постоянно с ним соприкасаешься, по-новому его воспринимаешь. Стремишься к тому, чтобы твой тег увидело максимальное количество людей. После этого можно заниматься более серьезными вещами, пройдя некую «первую ступень». Академик же может подумать: «Фигня какая-то».

Никита Pst.:

— Теги — часть уличной культуры, я считаю, что это индикатор отношения горожан к своему городу. Их количество — показатель безразличия.

Получается, что теги — это, действительно, важное для субкультуры явление, которое предопределяет посыл стрит-арта в целом. Искусство рождается в диалоге художника с уличным пространством. Оно автоматически становится урбаном, современным искусством, поп-артом, абстракцией и тому подобное, когда перемещается с улиц в музейно-галерейные пространства.

Анатолий Modvag:

— Для меня искусство — это то, что вдохновляет, что угодно, в любой форме. У меня нет рамок и стандартов, которые заставляют одно считать вандализмом, а другое — нет. То, что ты считаешь искусством, и есть искусство. Никто тебя не поставит в иные рамки. Если ты признаешь, что занимаешься вандализмом, это вандализм. А если считаешь, что твои нелегальные граффити не просто так занимают место, то это искусство. Твой голос решающий.


СтенаСтена

Ярославль, ул. Спартаковская


Наконец, остается узнать, можно ли зарабатывать, будучи уличным художником. В Ярославле распространена практика создания студий и граффити-агентств (три точно есть). Анатолий Modvag открыл свою, хотя помимо рисунка занимается музыкой и обучением детей.

— Сейчас студия — это мой гараж. Нам просто не нужно больше места. Есть команда из четырех человек: трое отвечают за рисунок и рабочие руки, один за все остальное. Я набрал людей, которые разделяют мои идеи. Мы не останавливаемся на рисовании — я занимаюсь музыкой, диджеингом, пишем какие-то социальные проекты, мало связанные с граффити, но направленные на обустройство нашего города. Мы пытаемся стать частью молодежной политики Ярославля, потому что у наблюдаем застарелые взгляды на то, как это должно функционировать. Мы понимаем, что пришло время перемен. Еще я учу детей в Дворце молодежи, правда, сейчас группа небольшая. Дети плохо понимают, зачем им бесконечно учиться рисовать линии, а я объясняю, что без этого баллончиком ничего не сделаешь.

Никита Pst., чьи работы в Ярославле довольно известны (одна так точно), говорит, что творчеством не зарабатывает. И добавляет: «В идеале, конечно, нужно». Сейчас для него важнее найти легальные поверхности с хорошим трафиком прохожих для реализации социальных проектов.

Напоследок стоит вспомнить, что бороться с «тягой к творчеству на стенах и заборах» начали не вчера. Вот заметка в одном из номеров газеты «Северный край» за 1992 год.


СтенаСтена


Автор распекает современников, наделивших статую в нише одного из домов на Советской нижним бельем и склонных к рисованию усов на афишах Аллы Пугачевой. «Такая мы страна, — пишет В. Прохоров. — Таков город в этой стране. Таковы мы в этом городе, которому скоро 1000 лет. А нравы все равно пещерные…» Сегодня мы вряд ли станем вспоминать пещеры, глядя на очередную надпись возле подъезда. Нам еще предстоит научиться воспринимать уличное искусство во всех его проявлениях. А если уж не во всех, то, по крайней мере, создать возможности для появления действительно интересных работ. Пока разминаешься с баллончиком в ночи, опасаясь близости наряда полиции, шедевров не создашь.


В материале использованы фотографии Анны Архиповской и Марины Седневой, полная серия в галерее.

28 марта в 12:04
В Ярославле «Порше» после ДТП вылетел на тротуар и сбил подростка
Молодой человек госпитализирован.

В Ярославле автомобиль после ДТП отбросило на тротуар прямиком на идущего там подростка. Пострадавший госпитализирован. Об этом сообщает пресс-служба УМВД России по региону.

Авария случилась в среду, 27 марта, около 15:45 на улице Гагарина в районе дома № 12. Столкнулись ВАЗ-2109 под управлением 31-летнего мужчины и «Порше», которым управлял 23-летний молодой человек. После столкновения иномарку отбросило на тротуар, где она сбила 16-летнего подростка. С травмами его госпитализировали.

Проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 марта в 06:22
Легенда ярославского театра и кино: не стало Юрия Ваксмана
Вспоминаем биографию известного актёра, продюсера, предпринимателя.

Ушёл из жизни известный российский актёр, продюсер, заслуженный работник культуры Российской Федерации, предприниматель, один из основателей и руководитель Ярославского камерного театра, основатель кинокомпании «ЯрСинема», поистине легенда ярославского театра и кино Юрий Михайлович Ваксман. В ночь на 28 марта об этом сообщили друзья и коллеги актёра.

Юрия Михайловича не стало 27 марта, во Всемирный день театра. По предварительной информации, Юрий Ваксман скончался скоропостижно, причиной смерти стали проблемы с сердцем. Актёру было 62 года.

Родился он в 1961 году в Тирасполе. Окончил Воронежский театральный институт. Продолжил актёрскую карьеру в Ярославле, до 1992 года работая в местном ТЮЗе. В 1999 году, когда открывался Ярославский камерный театр, выступил одним из его основателей. Впоследствии, до последних дней жизни, являлся актёром и руководителем театра.

Помимо актёрской деятельности, Юрий Ваксман был известен ярославцам и гостям своими заведениями в центре города. В середине 1990-х он открыл известный бар у ТЮЗа, в 1998-м — знаменитое кафе «Актёр» на улице Кирова — сегодня одно из старейших заведений города. Именно там начиналась история Ярославского камерного театра. На этой площадке Юрий Михайлович вместе с единомышленниками репетировали первый спектакль. Чуть позже камерный театр занял помещения бывшего кинотеатра «Арс».

Поехали в «Свечу», нас Ваксман ждёт,

И если вам закрались невзначай сомненья

Насчёт морали — это маленький прикол!

И эти строчки из знаменитой песни «лихих» 90-х тоже о нём. И это неудивительно, ведь Юрия Ваксмана и известного шансонье Михаила Круга связывала многолетняя дружба. И когда в марте 1995-го легендарную «Ярославскую» записывали в ярославской филармонии, имя Юрия Михайловича оказалось увековечено в строчках композиции.

Впрочем, Юрий Ваксман был известен далеко за пределами Ярославля и даже России не благодаря этой песне. Он сыграл в фильмах и сериалах не один десяток ролей. «Мусорщик», «Слепой-2», «Экстренный вызов», «Котовский», «Ярослав. Тысячу лет назад», «Литейный 4», «Молодёжка», «Двойная сплошная», «По законам военного времени 3», «Майор Гром: Чумной Доктор», «Портной из Бруклина», «Раневская», «Напарники» — лишь малая картин, в которых снимался Ваксман. Известен был он и как кинопродюсер.

В 2013 году Юрий Ваксман получил благодарность президента Российской Федерации за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу, а год назад, в феврале 2023-го, за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность был удостоен звания Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Фото: социальные сети

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 марта в 14:48
Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году
В перечне около 90 дорог.

26 марта на общегородском совещании в мэрии Ярославля обсуждали ремонт дорог. О планах на 2024 год рассказал директор ДГХ Ярослав Овчаров.

В частности, был озвучен список дорог, которые планируется отремонтировать в предстоящий дорожный сезон. В программу ремонта в Ярославле попали около 90 дорог. Сумма финансирования составляет четыре миллиарда 280 миллионов рублей. Средства будут выделяться из федерального, областного и городского бюджетов. Ремонтировать будут в том числе и те магистрали, которые в плане ремонта стоят на 2025 год.

Напомним, в прошлом году в рамках опережающего развития отремонтировали 30 дорог, и часть из них ожидает приёмки. Ещё 12 дорог остаются в работе. Ждут, например, завершения ремонта двухгодичные объекты: улицы Свободы и Победы, проспекты Октября и Машиностроителей.

В этом году также часть дорог будут ремонтировать опережающими темпами. В их числе улицы Советская, Пушкина, Большая Октябрьская, Рыбинская, Волгоградская, Яковлевская, 8 Марта, проспекты Фрунзе, Московский, Дзержинского, Богоявленская площадь, Мышкинский проезд и другие.

С полным перечнем дорог, стоящих в плане ремонта, можно ознакомиться в карточках пресс-службы мэрии.

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Власти Ярославля озвучили список дорог, которые будут ремонтировать в 2024 году

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 марта в 09:39
В Ярославле около больницы произошло смертельное ДТП
Автомобиль превратился буквально в груду железа.

В Ярославле произошло смертельное ДТП. Легковушку буквально «намотало» на столб. О происшествии сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария случилось 26 марта ночью около 2:50. 32-летний водитель «Хёндэ Солярис» въехал в столб на Тутаевском шоссе рядом с поликлиникой № 3 и клинической больницей № 9. От полученных травм водитель иномарки скончался на месте происшествия.

Очевидцы запечатлели последствия страшной аварии на камеру. От машины осталась лишь смятая груда железа.

Фото: ГУ МЧС России по Ярославской области, «Подслушано в Ярославле!»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

25 марта в 19:15
Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля
Немного весенних фото и интересных фактов из истории.

Петропавловский парк — одно из красивейших и одновременно самых таинственных мест Ярославля. Появившись почти 300 лет назад, он стал свидетелем нескольких эпох. Дополнением роскошного парка стал храм Петра и Павла, уникальный для ярославской архитектуры памятник в стиле петровского барокко.

Сегодня это не просто парк, это настоящий уголок живой природы и памятник истории нескольких веков. Предлагаем прогуляться по этому загадочному месту.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Этот парк был разбит владельцем ярославской мануфактуры Иваном Затрапезновым в 1742 году.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Красивым дополнением стали пять прудов, созданные чуть ранее, при строительстве мануфактуры.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Чуть позднее был построен роскошный парк. За основу были взяты образы голландских садов в стиле барокко, любимых Петром I. Затрапезнов очень хотел поразить царских особ, и ему это, похоже, удалось, так как источники свидетельствуют, что парк был излюбленным местом многих высокопоставленных людей.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Храм Петра и Павла строился с 1936 по 1942 годы. Это уникальный для ярославской архитектуры памятник в стиле петровского барокко, прообразом для которого послужил Петропавловский собор в Петербурге.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Храм двухэтажный. Здесь три яруса окон и пышный декор, высокая колокольня со шпилем. Высота храма со шпилем — 71 метр.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Это удивительное место можно назвать буквально сакральным. Оно полнится целым рядом историй и преданий.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

После революции церковь закрыли. В здании в разное время располагались дом пионеров, кафе и даже кинотеатр.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Территорию парка переименовали в «Парк шестнадцатого партсъезда» (в народе образовался новый топоним — Шестнарик).

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

А рядом с прудами возвышается здание школы, где когда-то училась Валентина Терешкова.

Красивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку ЯрославляКрасивейшее и загадочное место: гуляем по Петропавловскому парку Ярославля

Фото: Анна Фролова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
25 марта в 13:37
«Благодарили, что я им подарил вторую жизнь»: ярославец спас сотню людей во время теракта в «Крокусе»
Герой рассказал о спасательной операции.

Одним из героев трагического вечера 22 марта в подмосковном Красногорске стал охранник Алексей Осанушков из Ярославля. Мужчина помог выйти из горящего здания сотням людей.

В выходные в Сети распространились видео, на которых охранник рассказывает, как спасал людей во время теракта. Оказалось, что мужчина ярославец и зовут его Алексей Александрович Осанушков. Как рассказала экс-депутат муниципалитета Наталия Бобрякова, Алексей работал в «Крокусе» сменами и ездил на работу в столицу из Ярославля. Выпала рабочая смена у Алексея и на 22 марта.

Во время нападения террористов Алексей повёл за собой в помещение огромную толпу людей, находящихся в фойе рядом с рамками.

— Говорю: за мной, за мной. Двери открываю, у людей паника, люди просто на пол садились кучами, обнимали руками голову. Я их всех собирал, — рассказывал впоследствии Алексей РИА Новости.

Дверь в помещение мужчина захлопнул буквально перед террористами. После чего держал, чтобы те не зашли. Помогали Алексею трое мужчин. Двое также держали дверь, ещё один стоял наготове с пожарным топором в руках. Всё это время в фойе продолжали раздаваться выстрелы. Причём один из нападавших стоял прямо у закрытой двери.

— Стрелял в сторону входа в зал. И я боялся, не дай Бог он сейчас повернёт очередь по двери, и нас тогда не будет. Но вида не подавал, просил сохранять спокойствие, — рассказал Алексей.

Едва выстрелы прекратились, помещение стало заволакивать дымом. Поскольку выходить в фойе было по-прежнему опасно, охранник принял решение выводить людей через склады и подвал. Пока шли, дым сгущался всё больше, дышать становилось с каждой секундой труднее. Продвигались в кромешной темноте, освещая путь фонариками мобильных телефонов.

В итоге толпа, в которой, по словам Алексея, было гораздо больше сотни людей, всё-таки вышла на улицу. После спасения мужчина написал сообщение своей дочери. Скрин также распространился по Сети.

«...Они благодарили, что я им подарил вторую жизнь. Целовали и фоткались со мной уже на улице...» — говорится в том сообщении.

Также Алексей рассказал, что он потом, видимо, надышавшись дымом, потерял сознание. Тогда спасённые мужчиной люди передали героя в руки медиков...

Видео: RT, ЧП НТВ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

25 марта в 12:19
В Ярославле мужчина угнал машину скорой помощи и врезался в фуру
Трёх пассажиров, двое из которых медработники, госпитализировали.

Утром 25 марта под Ярославлем в серьёзное ДТП попала машина скорой помощи. «Газель» на скорости врезалась в фуру «Ситрак» в посёлке Туношна. Причём за рулём сидел не водитель бригады медиков, а угонщик.

В прокуратуре Ярославской области «Яркубу» рассказали, что мужчина угнал «скорую» и совершил ДТП. По предварительным данным, 44-летний правонарушитель завладел автомобилем во время оказания медпомощи пострадавшим во время другой аварии у военного городка в районе Туношны. Такую же версию событий озвучили в региональном министерстве здравоохранения. 

— Виновник ДТП попытался угнать машину скорой и врезался в момент угона в бензовоз [В аварию угодил муковоз, а не бензовоз. — Прим. ред.]. В салоне в этот момент находился фельдшер, которая оказывала помощь пострадавшему. Виновник и угонщик задержан, пострадавшую фельдшера госпитализировали, — сообщили в Минздраве.

Очевидцы выложили в соцсети несколько видео, на которых видно, что передняя часть кузова спецмашины разбита вдребезги. Также можно заметить, как сотрудники Госавтоинспекции ведут по полю задержанного мужчину. Вероятно, угонщик пытался скрыться с места происшествия.

По предварительной информации, погибших в аварии нет. В УМВД России по Ярославской области сообщили, что трёх пассажиров, двое из которых медицинские работники, включая фельдшера, госпитализировали.

Также стало известно, что на место событий выехал прокурор Ярославского района.

Фото и видео: «ПОДСЛУШАНО в ЯРОСЛАВЛЕ!», «Подслушано у водителей | Кострома и область», Дарья Чернышова / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
25 марта в 10:11
В Ярославле в ДТП с автомобилем такси и «четвёркой» пострадали три человека
Водитель ВАЗа госпитализирован.

Ночью 24 марта на Большой Норской улице в Ярославле столкнулись «Рено Логан» и ВАЗ-2104, после чего отечественная легковушка влетела в дерево. По данным областного ГУ МЧС, авария произошла в 3:22.

В результате ДТП пострадали два пассажира «Рено», который принадлежит сервису такси. Молодые люди 25 и 24 лет нуждаются в амбулаторном лечении. 56-летний водитель «четвёрки» госпитализирован.

Сотрудники ГИБДД устанавливают причины происшествия.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
23 марта в 12:50
Ярославль скорбит: горожане несут цветы и игрушки в память о погибших при теракте в Подмосковье
Всё, что известно о трагедии на данную минуту.

Глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту России Владимиру Путину о задержании 11 человек, в том числе всех четверых террористов, непосредственно участвовавших в теракте в подмосковном «Крокусе». Об этом 23 марта в 11 часов сообщило РИА Новости со ссылкой на Кремль.

Известно, что в Навлинском районе Брянской области был остановлен белый Renault Symbol, на котором могли передвигаться террористы. В салоне машины находились четыре человека. Водитель проигнорировал требование остановки, после чего началась погоня, в ходе которой силовики были вынуждены открыть огонь по колёсам. Как рассказал депутат Госдумы, советник главы Росгвардии Александр Хинштейн, «машина перевернулась. Один террорист был задержан на месте, остальные скрылись в лесу». Однако позднее были задержаны и остальные. В салоне «Рено» найдены пистолет «ПМ», магазин к автомату «АКМ» и паспорта граждан Таджикистана.

Изначально в Сети распространилась информация, что на автомобиле передвигались 37-летний Насридинов Махмадрасул, 51-летний Исмонов Ривожидин, 21-летний Сафолзода Шохинджонн и 29-летний Назаров Рустам. Как писал ряд телеграм-каналов, согласно ориентировкам, которые ранее были разосланы во все отделы полиции в ЦФО, подозреваемые были зарегистрированы в Ярославской, Ивановской и Самарской областях. Как следует из документа, гражданин Насридинов в июле 2022 года был зарегистрирован в деревне Мологино Ярославского района, а с 2012-го по 2023 годы неоднократно приезжал в Россию на заработки. Однако позднее в МВД Таджикистана заявили, что два человека из ориентировок сейчас находятся в республике. Речь идёт о Исмонове Риводжиддине и Насридинове Махмадрасуле. В ведомстве сообщили, что указанные граждане «26 ноября 2023 года приехали из Российской Федерации в Республику Таджикистан и находятся по месту жительства». Имена террористов же в данный момент устанавливаются.

Между тем, по последним данным СК, жертвами теракта в «Крокусе» стали 115 человек, и число ещё может увеличиться. По предварительной информации, причинами гибели людей стали огнестрельные ранения и отравление продуктами горения. Тела были обнаружены в том числе в подсобных помещениях, гримёрных, где люди, вероятно, прятались от стрельбы.

На данный момент Минздрав Подмосковья опубликовал список погибших, в котором 41 человек. Среди них есть 38-летний Рудницкий Алексей Евгеньевич, местом рождения которого значится Ярославль. Предположительно, Алексей — хоккеист, играющий в любительской хоккейной лиге.

Пострадавших более сотни. Отметим, желающие сдать кровь и её компоненты могут сделать это 23 марта до 15:00 в областной станции переливания крови на Тутаевском шоссе, 95в.

Также открыт благотворительный счет для сбора средств пострадавшим и семьям погибших во время теракта.

Расчётный счет и реквизиты для перечисления средств:

  • Наименование: РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ, РКК

  • ИНН/КПП: 7728014523/ 772801001

  • Расчётный счёт: 40703810100020000067

  • Банк: ПАО Сбербанк

  • БИК: 044525225

  • Корр. счет: 30101810400000000225

  • Назначение платежа: Благотворительное пожертвование на помощь семьям погибших, семьям пострадавших и пострадавшим при теракте в «Крокус Сити Холл».

А губернатор Михаил Евраев сообщил, что в Ярославле определено место памяти о тех, кто погиб при трагических событиях в Подмосковье — у Вечного огня. И к мемориалу уже идут сотни ярославцев, оставляя цветы, свечи, игрушки. На улицах городов страны появились баннеры в память о погибших в «Крокус сити холле». Ярославль тоже не остался в стороне.

Напомним, ранее стало известно, что в регионе полностью отменены развлекательные мероприятия, а вузы переведены на дистант.

Фото: пресс-службы мэрии города Ярославля и правительства Ярославской области, «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет