В Музее Зарубежного искусства открылась выставка художников-ювелиров Бориса и Юлии Колесниковых «Кольцо. Эпатаж». На ней представлены (как вы можете догадаться) кольца и рабочие эскизы изделий. «ЯрКуб» рассказывает, как эксцентричность Колесниковых берет свое начало в бытовых вещах.
Художников не принято сравнивать с их коллегами, поэтому оставим попытки «встроить» Колесниковых в систему современного ювелирного искусства. «Не знаю, куда движется наша сфера. Мы идем своим путем, не смотрим на моду. Важны только наши эмоции и чувства», — говорит Юлия, подкрепляя наше намерение. Она родилась в Костроме, профессию художника-ювелира получила в Красносельском училище художественной обработки металлов. После окончания училища поработала на Костромском ювелирном заводе. В 1993 году переехала в Ярославль. Вместе с Борисом она работает для бренда Kolesnikov, успешного в коммерческом плане, но далекого от анализа спроса-предложения. «Если художник маринист, а ему скажут, что море не покупают, ему что, горы писать? Адресат найдется, хорошая работа всегда нужна. Мы в первую очередь занимаемся искусством, а не бизнесом», — отвечает Борис на вопрос об успехе изделий. Он тоже окончил Красносельское училище. Один из главных принципов в работе для него — свобода, которая представляет собой свободное действо внутри добра и красоты.
Ювелирные истории Бориса и Юлии Колесниковых
Борис и Юлия на презентации выставки
Название выставки «Кольцо. Эпатаж» готовит зрителя к тому, что ювелирные изделия будут далеки от традиционных представлений об их форме и размере. Единственная константа — функциональность. Кольца Колесниковых можно носить как любые другие. Но что для них значит эпатаж? Ответ таков: «Наверное, это и жест, и философия. Из философии рождаются жесты, иногда жесты становятся философией. Это принцип и жизни, и работы. Мы в первую очередь хотим сделать что-то необычное. Художник должен удивлять людей, кто, если не он».
Изящный кастет «Лягушка-Путешественница», драгоценный «Кран», массивные перстни с природными камнями, тонкие колечки с шишками, серия «Развертки-оригами», — удивиться есть чему, рассматривая работы под стеклом. Но если задуматься, то ничего сверхъестественного в них нет. И велосипед на пальце напомнит больше историй, чем стандартный цветок. «Быт — это и есть наша жизнь, — констатирует Борис. — Если из него не черпать впечатлений, то останутся маленькие кусочки, когда поехал на природу, посетил концерт, сходил в театр. Все остальное время мы живем обычной жизнью. Я думаю, что художник из нее может черпать вдохновение для творчества». Ювелиры считают, что у них получается переносить бытовые сюжеты на язык искусства. Хотя им в радость и работа с музейными экспонатами. Колесниковы создают сувениры по мотивам произведений художников и археологических находок: «В этом случае нельзя перейти грань, нужно балансировать между своим представлением об украшении и оригинальным произведением. Здесь эпатаж неприемлем. Но если работаешь с эпатажной музейной ценностью, то и украшение получится соответствующим».
Ювелирные истории Бориса и Юлии Колесниковых
Эскизы одной из работ
Кто же носит кольца в виде водопроводных труб, гаечных ключей, перстни с булыжниками? «Все!», — заявляет Юлия. Борис уточняет: «Смелые, дерзкие люди, которые ничего не боятся». Колесниковы почти не работают на заказ: «Мы делаем вещи, которые потом покупают. Это правильно. Если заказчик что-то диктует, то он должен знать тебя как минимум десять лет». Напоследок, конечно же, интересно узнать, чем ювелиры предпочитают украшать себя. Юлия рассказывает, что носит свои же изделия. Правда, на презентацию выставки пришла с подвеской, доставшейся в подарок. Борис в этом плане аскет: «Я ношу маленький серебряный крестик на веревочке. Купил его в церкви, которая много значит для меня».