«Воскресение с сошествием во ад»: история возвращенной иконы

25 января 2017 15:29
Предложить тему Подсказка

25 января ярославский музей-заповедник презентовал публике икону из церкви Николы Надеина «Воскресение с сошествием во ад с образом святой Троицы и историей страстей Христовых в 18 клеймах». Предмет был похищен в 1995 году, и все это время он оставался лишь крошечной черно-белой фотографией на одной из «черных страниц» в Каталоге предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске. Только летом 2016 года удалось обнаружить икону в одной из частных галерей Венеции и вернуть на родину.

Напомним, уникальная икона 1640-х годов была найдена научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи Левоном Нерсесяном. Как выяснилось, ее владелец считался добросовестным приобретателем, поэтому памятник невозможно было конфисковать. Переговоры с владельцем, выкуп иконы и возвращение ее на родину взял на себя предприниматель, меценат и владелец Музея русской иконы Михаил Юрьевич Абрамов. Образ доставили в Россию 9 сентября 2016 года, но только 25 января, в День рождения музея-заповедника, стало возможно презентовать его публике.

Коротко

Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки (новые), паволока, левкас, темпера, золочение.

Происходит из местного ряда иконостаса церкви Николы Надеина в Ярославле.

Прошла немузейную реставрацию за рубежом, сведения о которой отсутствуют.

Доска имеет сильное коробление. Потертости и мелкие выкрошки красочного слоя по всей поверхности.

Реставрационные вставки с реконструкцией живописи по стыку досок.

Перечень клейм

Всего клейм 18, их наименования можно узнать, просто наведя курсор на каждую из точек.




Средник

Икона из храма Николы Надеина относится к распространенному в XVII веке, особенно в Верхнем Поволжье, типу «Воскресения — Сошествия во ад», дополненному многочисленными сюжетами Страстного цикла. В среднике представлен один из ранних примеров сложной многофигурной композиции Воскресения, разделенной по вертикали на три части: внизу — Сошествие во Ад, выше — Восстание из гроба, вверху — Вознесение Христа. По бокам средника расположены дополнительные сцены: слева — уверение Фомы и Христос в Эммаусе, справа — Горний Иерусалим, благоразумный разбойник беседует с Ильей и Енохом, внизу справа — явление Христа апостолам на Тивериадском озере.


«Воскресение с сошествием во ад»: история возвращенной иконы«Воскресение с сошествием во ад»: история возвращенной иконы


Любопытно, что памятник относится ко времени, когда данная иконография только складывалась. На это указывает изображение открытой пасти ада, из которой выходят праведники (на поздних иконах эта деталь заменяется близкими по форме горками) и несколько «размытые» границы средника. Так, сюжеты в верхних углах трудно отличить от соседних сцен страстей, образ Новозаветной Троицы вынесен в качестве центрального, укрупненного по отношению к остальным, клейма.

Возвращение

25 января икона выставлена в одном из залов исторического отдела музея-заповедника. Позже она будет включена в экспозицию, а далее предмет обсудят на реставрационном совете. Если реставрация, в том числе исправление ошибок предыдущих «реставраторов», пройдет удачно, то икону можно будет отправить туда, где ей самое место — в церковь Николы Надеина, филиал музея-заповедника в Народном переулке.


Количество просмотров

Ошибка в тексте? Выдели ее и нажми CTRL + Enter

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


left right



0 комментариев

В настоящий момент комментариев нет. Вы можете стать первым.

Ничего не найдено