21 ноября 2018 10:12

«Надо цеплять провокациями». Авторы проектов «Живьем» и «Наезд» рассказывают, как школьнику стать ведущим собственного шоу и чем завоевать аудиторию в интернете

Знакомьтесь, Никита Куликов и Дмитрий Лебедкин. Несколько лет назад они пришли заниматься в центр анимационного творчества «Перспектива» — как характеризуют его сами герои, «рай для детей», — и попали в студию телевидения. А теперь снимают интервью с Артемием Троицким, мелькают по телевизору и ведут репортажи с «Доброфеста».

«Надо цеплять провокациями». Авторы проектов «Живьем» и «Наезд» рассказывают, как школьнику стать ведущим собственного шоу и чем завоевать аудиторию в интернете

Знакомьтесь, два ярославских старшеклассника: Никита Куликов и Дмитрий Лебедкин. Несколько лет назад они пришли заниматься в центр анимационного творчества «Перспектива» — как характеризуют его сами герои, «рай для детей», — и попали в студию телевидения. А теперь снимают интервью с Артемием Троицким, мелькают по телевизору и ведут репортажи с «Доброфеста».

«Все началось с того, что мы захотели провести свое последнее школьное лето весело, без лета, полностью в работе. Решили: ЕГЭ — важная вещь, но три месяца ездить, снимать „Пир на Волге“, „Доброфест“ и „ТехноTravel“, аккредитованными как пресса, — это прикольнее», — объясняет Дима Лебедкин. Свою медийную карьеру он начинал как мультипликатор, потом освоил профессии оператора, монтажера, ведущего и режиссера прямого эфира.

Никита Куликов окончил музыкальную школу по классу гитары и 11 лет занимался в ансамбле «Счастливое детство». В качестве ведущего передачи «Очкарики с большой дороги», сезоны которой выходили на «Телеканале 360°», «Городском телеканале» и «Первом Ярославском», он попробовал себя в качестве каскадера, реставратора живописи, фотомодели, ученика автошколы, дирижера... Список неполный и приблизительный. «Наш руководитель Максим Ногин ездил с воспитанниками на фестиваль, а по пути говорили, что надо мутить челленджи. В итоге пришли к формату „Очкариков с большой дороги“ — соревнованию двух ведущих, которые учатся чему-то новому, и челленджу в конце для того, кто хуже справился».




Что говорят знакомые, когда школьник делает передачу для телевидения? «Как классно, у нас ученика показывают в программе на „Первом Ярославском“... Мы видели твоего сына по телевизору, вот это все», — говорит Дима. Никита добавляет: «Единственный пренебрежительный отклик был от моего классного руководителя. Она сказала: „А зачем ты говоришь про свои ощущения? Это что, журналистика?“ Я ей напомнил, что Владимир Познер тоже так делает».

«Дело в том, что „Очкарики“ — не журналистский проект, а развлекательное шоу, там было необходимо говорить про свои ощущения, про то, что ты переживаешь, когда проходишь испытания. Зритель должен переживать происходящее вместе с ведущим, — рассуждает Никита. — Еще одна косвенная задача „Очкариков“ — показать, чем вообще можно заниматься в Ярославле».

После «Очкариков с большой дороги» появился большой интерактивный онлайн-проект «Живьем».




«Мы решили попробовать себя в формате прямого эфира, — вспоминает Дима. — Купили все, что нужно, сначала запустили курсы для начинающих ведущих — детей в „Перспективу“ привлекали. А потом начали вести еженедельник с темами выпуска, приглашенными гостями, опросами на улице, промороликами и клипами».

Все, что делают Куликов и Лебедкин, работает на их опыт и знания: умение существовать в кадре, навык администрирования, режиссура, сценарное дело, администрирование и продюсирование. «Ведущему прямого эфира нужно одновременно слушать гостя, вести диалог, читать с планшета вопросы от зрителей... Сидишь и думаешь, как совместить все. С другой стороны, быть режиссером — это следить одновременно за светом и звуком, за тем, чтобы оператор не накосячил и вовремя перевел камеру, за ведущим, когда он закончил говорить. Чтобы не было так, что засыпаешь после школы, а тебе надо запустить видос. У нас были задержки пару раз... А как администратору надо договариваться, встречать гостей, сделать так, чтобы им все понравилось».

Есть ли проекты такого уровня, как «Живьем», на региональных телеканалах? Ребята задумываются: «Может быть, „Первая студия“ на „Первом Ярославском“, где ведущие общаются час, и это можно смотреть».

Среди развлекательных эфиров про мемы, популярность, киберспорт, отношения и сленг встречаются серьезные разговоры. Например, о наркотиках.

— Надо цеплять аудиторию какими-то провокациями, — считает Никита.

— Наркотики — это провокация?

— Наркотики — это провокация, конечно. Это важная тема, актуальная тема, и довольно давно она актуальная, никуда не уходит. И это нужно обсуждать. Уберечь людей от ошибок... Если мы этим эфиром помогли задуматься о существовании такой проблемы — у нас аудитория 14-19 лет, — если кто-то задумался, то это же замечательно!

На вопрос о том, как команда «Живьем» выбирает темы для эфиров, Дима отвечает: «Ориентируемся на то, что нам интересно. Друзья, одноклассники могут помочь выбрать тему».

«Яркуб» поинтересовался, что сейчас популярно у молодых людей, о чем им интересно читать и смотреть? «Если вы хотите попасть в поле зрения подростковой аудитории, надо писать о рэпе, культуре хип-хопа, потому что это лютый тренд. Об „Инстаграме“, потому что это до сих пор тренд, хотя ему пять лет. О местах, где можно потусить. Всегда важный вопрос — чем заняться в свободное время».

«Яркуб». В Ярославле есть чем заняться?

Дима. Да.

Никита. Мало, на самом деле.

Дима. Летом мы делали видео про интересные места и прикольное в городе. [Происходит] не больше, чем два-три события в месяц. И это летом. Но сейчас чаще, потому что в [киноклуб «Нефть»] приезжают интересные люди.

Никита. У меня есть друзья, которые понимают, что провести время в «Нефти» — это классно.

«Нефть» в разговоре появилась неслучайно. Более того, общаемся мы именно в кафе киноклуба, а чай разливает сооснователь «Нефти» Андрей Алексеев.

Знакомство и сотрудничество сложилось просто: Дима и Никита позвали Алексеева на эфир обсуждать свободу слова. «Я главный консультант по свободе слова», — иронично вставляет Андрей. После совместного видео он предложил юношам создать совместный проект с «Нефтью». Так случился «Наезд». «У нас родился „Дудь“ на максималках», — уточняет Лебедкин. «[Юрий] Дудь — наш второй идейный вдохновитель после Андрея Алексеева», — улыбается Куликов.




«Наезд», если говорить емко и без спойлеров, — это смелые интервью. Создатели уже «наехали» на музыкального критика всея Руси Артемия Троицкого, режиссера-исследователя Романа Либерова, отца одного из главных событий в отечественном кино-2017 Александра Ханта и гостей из Норвегии Игоря Шайтанова и Али Парандиана, лично представлявших ярославцам программу международного фестиваля в Тромсё.

Андрей. Из Москвы выпуски тоже будут.

Никита. Наедем на всю Россию!

У Никиты и Димы несколько месяцев до выпускного. «Живьем» они уже передали «по наследству» младшим воспитанникам «Перспективы» и не сомневаются: проекты будут жить. «У нас столько амбициозных ребят! Вот мы уйдем, и они точно сделают что-то крутое, чего ни я, ни Дима никогда бы не сделали».

Будущее «Наезда» представляется не менее обнадеживающим, ведь молодые люди планируют учиться в столице. Никита — журналистике, Дима — операторской работе.

— Зачем поступать в лучший киноинститут России (имеется ввиду ВГИК — прим. ред.)? Наверное, для связей.

— Учишься с детьми классных режиссеров. Можно попасть на съемки. На практику отправляют свет держать, потом ты можешь понравиться, позовут на оператора или сценариста. Все начинается с того, что ты держишь свет.

— Поступаешь в приличный вуз, попадаешь в тусовку, а потом главное удержаться в этой тусовке. Ну, нам так кажется.

— Хочется жить весело.

Мы возвращаемся к беседе о проектах, и неизбежны вопросы об аудитории. Ребята полагают, что их зрители — «изначально активная молодежь от 15 до 22 лет, которой интересна активная жизнь в Ярославле, которой интересно заниматься чем-то, не сидеть дома». Какова аудитория «Очкариков с большой дороги», неизвестно — на телеканалах утверждают, что работают без замеров. «Видимо, чтобы не расстраиваться», — иронизирует Куликов. Летние выпуски «Живьем», указывает Лебедкин, помогли прирастить половину от имевшегося изначально объема аудитории. Просмотры выпусков «Наезда» исчисляются сотнями — больше всего собрал Троицкий, — и это крайне мало по сравнению с «творчеством» авторов YouTube-создания «Блог Бро». В чем дело?

Дима. У меня почему-то сложилось мнение, что всем надо сейчас или жести, или идиотизма, или богатой жизни в кадре. А у нас больше освещение мероприятий — это обычно небольшая аудитория. И она нас смотрела, мы это знаем!

Никита. Наш контент, возможно, слишком сложный для понимания масс. (Поправляется.) На самом деле, я лично полагаю, что тема с подростковым контентом настолько нетипична для региональных СМИ и телевизионных проектов, что это [выглядит] непривычно и странно. А еще довольно неожиданно, что школьники могут снимать что-то интересное, поэтому люди даже не смотрят. Завоевывать интерес и доверие надо провокациями, качеством и регулярностью. А успех сам придет, если он необходим. В первую очередь, наши проекты — наше обучение. (Думает.) По поводу телевидения — наше поколение его вообще не смотрит, например, поэтому сейчас, определенно, закат [ТВ-проектов]. Телевидение будет жить, конечно, но [оно] уже практически вытеснено интернетом. Среди аудитории 14-30 лет так точно.

Дима. Телевизор смотрят те, кому это надо. И на них они [телевизионщики] работают. Как я чувствую, [телевизионщики] не ориентируются на возраст до 35 лет — зачем, когда их и так смотрят?

Никита. На телевидении интересные проекты можно по пальцам сосчитать.

«Яркуб». Как вы представляете себе свою работу лет через пять-семь? Это будет телевизор?

Дима. Нет. Я в принципе не люблю, когда во время моего продукта двухминутные рекламы каждые пятнадцать минут. Это неприятно.

Никита. Слишком сложный вопрос, простите.

Дима. Но лет через семь телевизор или умрет, или поменяется. Семь лет — мне кажется, это много.

Никита. Конкретно журналист сейчас мало где нужен. Но я верю в то, что для работы над разными проектами, будь то YouTube, телевидение или другие медиаплощадки, нужны специалисты, которые имеют навыки и монтажа, и съемки, и администрирования проектов, и креативного мышления, и прочего. Короче, [важна] мультизадачность, позволяющая быть в центре реально интересной работы.

Впереди у юношей важное событие — вечером 21 ноября пройдет церемония награждения молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания», учрежденного Институтом кино и телевидения, поддержанного Международной академией телевидения и радио. В шорт-листе из десяти проектов-финалистов две позиции заняли работы Куликова и Лебедкина. Шансы на победу в своей возрастной категории есть. А потом снова съемки — имя очередного героя «Наезда» пока не раскрывают, но «Яркуб» будет держать вас в курсе.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет