Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке

19 сентября 2017 13:03
Предложить тему Подсказка

В Евангелическо-Лютеранской церкви св. Петра и Павла проходит выставка Павла Яковлева «Полиспатиум». О философии художника, его проекте для кирхи и экспериментах — в интервью «ЯрКубу».


Павел Яковлев не оканчивал профильное училище и даже художественную школу бросил после первых занятий. Инженер по образованию, self-made-художник, он постоянно экспериментирует и ищет свой путь в искусстве. С 2012 года участвует в выставках и конкурсах, в 2015 году получил главный приз на международном конкурсе «Мировое искусство» в Братиславе за идею для серии сюрреалистических работ. Мы решили познакомиться с Павлом и получить информацию о нем из первых рук.

Расскажи о своем пути в искусство. Как ты пришел к тому, что делаешь сейчас?

Сколько я себя помню, у меня всегда проявлялся интерес к искусству. В детстве я видел, как рисуют карандашом, пытался копировать движения и приемы в этой технике. Со временем узнавал о других техниках и пробовал многие из них. В 8 лет меня отдали в художественную школу, но больше двух-трех занятий я там не выдержал — почему-то там мне было неинтересно. Такое чувство, будто я уже интуитивно знал те приемы, которым учили. Таким образом, дальнейшее мое развитие в искусстве было самостоятельным.

Я работал в графике, делал портреты, иллюстрации. Потом работал в пастели и в смешанных техниках. Изображал иллюстрации из своих снов, а также ассоциации, связанные с различными явлениями. Около четырех лет работал в акриле. Потом перешел на масло. И дальнейшие эксперименты делал именно в этой технике. Поскольку у меня не было какой-либо школы искусства, овладел достаточно необычным стилем и особым почерком.

Ты говоришь о том, что у тебя есть индивидуальный стиль. В чем это выражается и как ты можешь охарактеризовать его?

С 2010 года я начал искривлять пространство в картинах, в частности, делать линию горизонта вогнутой. Сейчас эта линия хорошо выделяет мои картины, созданные в направлении сюрреализма, среди работ остальных художников. В 2012 году экспериментировал с задействованием левой руки в написании картин (я правша). Картина приобретает особую фактуру, когда пишешь ее двумя руками. Особенно явно это проявляется в абстрактных работах серии 2.0. Работы, которые я выполнил методом «моллибус», можно сразу узнать среди всех остальных работ других художников, даже если не поставлю на них подпись. Этим достижением в плане узнаваемости могу гордиться.

Опиши свои эксперименты с техниками. Они по-прежнему продолжаются или ты остановился на чем-то одном?

Я не планирую свои эксперименты. Занимаюсь ими неожиданно даже для себя. Но те результаты, которые мне понравились, использую в дальнейшем. Причем экспериментирую и с материалами для нанесения, и с материалами, на которые наношу красочный слой. Яркий пример — картины на системных платах. Последний эксперимент, который проводил, был буквально пару дней назад. Думаю, он успешный.

Что за эксперимент?

Я добавил в краску некое вещество на основе смолы. Пока не хочу раскрывать все подробности.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке

«Над бездной», 2014. Фанера/системные платы/масло/73,5×58 см


Какова твоя философия?

Все, что есть в мире, похоже на фракталы.

Емко. Ты подготовил выставку для пространства лютеранской кирхи. Как сложилось это сотрудничество?

Это случилось абсолютно неожиданно. Мне рассказали о возможности сделать выставку в этом месте. Когда я пришел туда и увидел зал, сразу понял, что и как хочу сделать. Далее просто оставалось объяснить идею пастору Ивану, который заведует кирхой.

Название выставки — «Полиспатиум» — отсылает нас к семантике пространства. Как ты работал с пространством кирхи?

Стены кирхи «изрезаны» от последствий эксплуатации этого места при советской власти. Эти вырезы и углубления — словно двери в дополнительные пространства, которые придают некий драматизм всему сооружению. Я хотел уравновесить «шрамы» своими «пространствами», несущими гармонию в этот зал.

Мы говорим о твоей выставке, и неизменно возникают ассоциации с циклом картин Марка Ротко для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне, созданным в 1964—1968 гг. Он был ориентиром для тебя?

В каком-то смысле. Но я не хотел повторить его. Просто его и мое мнения по поводу картин несколько схожи.

Если говорить в целом, чье художественное наследие ты изучаешь и используешь как отправную точку для собственных поисков?

Я изучаю многих художников и каждый год открываю для себя новые имена. Мне особенно интересны абстракционисты. Но отправной точкой для поисков является мое раннее творчество. Благодаря этому движению я пришел в абстракцию и продолжаю свой путь в поисках нового.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке


Какие чувства ты стремишься вызвать у зрителей?

Говоря об абстракции, я не стремлюсь вызывать конкретные чувства у зрителей. Вернее, я стремлюсь взаимодействовать со зрителем через картины. Живопись — это особый язык общения. И абстракция — самая сложная его часть. Она настолько сложная, что ее невозможно перевести на язык слов.

Что для тебя значит цвет в этой парадигме?

Как я уже сказал, живопись является языком общения. В таком случае цвет — это элемент этого языка. С помощью цвета можно создавать различные настроения на плоскости холста. Нечто вроде диапазона температур. Например, желтый — это горячий, а синий — это холодный. Помимо цвета я серьезно отношусь к фактуре красочного слоя картины, благодаря которой живописное полотно взаимодействует с источниками света. Таким образом, одна и та же картина может передавать разную информацию при изменении освещения.

Какую роль в твоей жизни и искусстве занимает музыка?

Музыка важна. Без нее было бы очень тяжело. Я слушаю музыку, раньше изучал музыку и делал ее сам. Я пишу картины — ассоциации к музыке. Сами картины звучат. Каждый элемент в картине — это звук.

В кирхе есть орган, и периодически мы можем его услышать. Как ты думаешь, органная музыка могла бы войти в резонанс с твоими работами?

Картины написаны с интерпретацией органной музыки. Я специально приходил на концерт, чтобы понять, какие полотна и в каких цветах должны быть на выставке.


Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языкеПуть в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке


По образованию ты инженер. Искусство главенствует в жизни, или ты пока работаешь по специальности?

Искусство главенствует, но пока работаю по специальности.

Порой ты расшифровываешь свои идеи. А есть ли отклик со стороны искусствоведов?

Искусствоведы изучают мое искусство в стороне. Может, пока еще непонятно, что я собой представляю. Может, из-за отсутствия хорошей рекламы я вызываю недостаточный резонанс. Или дело в моем образовании, вернее, в его отсутствии. Хотя я считаю, чтобы заниматься искусством, не обязательно получать академическое образование. Я против шаблонного развития.


Выставка «Полиспатиум» завершится 30 сентября 2017 года.


Словарик от Павла Яковлева


Сюитализм — это последовательность живописных сюит, работ, которые могут быть как отдельными произведениями, так и объединяться мыслью или темой в цикл, имеющий право считаться произведением.

«Сон» — название цикла картин, иллюстрирующих сны, в которых присутствуют лестницы.

Техника двух кистей — метод написания картины обеими руками с применением двух кистей.

Крик живописца — это когда живописец пытается высвободить весь воздух из своего тела, чтобы писать картину с вакуумом внутри себя (обратите внимание, это попытка шутить — прим. ред.).

Вогнутый горизонт — прием изображения глубокого пространства, например, неба над головой.


Фото из личного архива Павла Яковлева


Количество просмотров
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



0 комментариев

В настоящий момент комментариев нет. Вы можете стать первым.

Ничего не найдено
Новенькое