20 июня закончилась серия выступлений Сборной России на Чемпионате Европы по Футболу — 2016. Российские футболисты завершили ЕВРО на групповом этапе. Команда Леонида Слуцкого по всем статьям проиграла Уэльсу 0:3 и вернулась домой. Вернулись домой и Ярославские болельщики. «ЯрКуб» спросил у одной из болельщиц Владиславы Чурилкиной, об ощущениях, которые оставили после мероприятия организация ЕВРО, общение с иностранными болельщиками и игра Сборной России.
— Как прошла поездка? Не получился ли «ложкой дегтя» проигрыш российской сборной?
— Поездка получилась увлекательной и интересной. Помимо посещения групповых матчей, удалось посмотреть много городов — Марсель, Ницца, Лилль, Париж и Тулуза. Запомнился матч с Англией: испытали непередаваемые ощущения после гола Березуцкого, такое точно никогда не забудется. Естественно, ехали с надеждой, что российская сборная выступит успешно и выйдет в следующую часть турнира. У нас даже билеты были на 1/8 с участием нашей команды, но, к сожалению, они не пригодились. Наверное, такой результат — максимум для нашей сборной на данный момент. Но это не смазало общего впечатления от поездки.
— Как относились болельщики других сборных, а также представители власти и простые горожане к нашим соотечественникам?
— Наша компания на протяжении всего путешествия общалась с болельщиками других команд, мы фотографировались и обменивались впечатлениями о стране и организации. Наши ребята не раз играли на пляже в футбол с фанатами Англии. У меня была ярко-розовая ушанка, и болельщики часто подходили ко мне, чтобы сделать фото. Лично мы никакой агрессии не почувствовали ни со стороны болельщиков, ни со стороны властей. Полицейские во Франции красивые, подтянутые и мускулистые, мы даже подходили к ним, чтобы сфотографироваться. Местные жители при виде нас улыбались, одобрительно кричали «руссо» и жали руку.

— А как, в большинстве своем, вели себя болельщики из России?
— Наши болельщики вели себя довольно мирно, многие совместили отдых с семьями с футболом. Англичане, болельщики Уэльса просто заполняли битком все центральные бары и сидели там целыми днями, пили пиво и пели песни. У нас же так не принято, российские болельщики чаще других осматривали достопримечательности, купались и загорали.
— Какие детали организации ЕВРО запомнились вам больше всего?
— Что касается самих матчей, то я до сих пор нахожусь в шоке от организации осмотра при входе на стадион. Мне удалось побывать на трех групповых матчах сборной России, и ни на одном из стадионов не было металлоискателей — разве это гарант безопасности? Стюарды, по сравнению со стюардами РФПЛ, не обучены элементарным правилам осмотра. В Марселе на стадион Велодром можно было пронести все, что угодно. Что касается меня, то в Лилле меня не попросили снять шапку, на стадион в Тулузе я и вовсе прошла с пакетом, который даже не проверили. Еще один интересный момент ожидал нас на каждом стадионе. Чтобы предотвратить выбегание болельщиков на поле, французские стюарды, сидящие по периметру поля, натягивали веревку. Как мы знаем, это не помогло — болельщики разных команд не раз выбегали на поле. Также я до сих пор не понимаю, как можно было разместить на одном секторе болельщиков противоположных команд. Такой момент присутствовал на всех матчах, в матче Россия-Англия это сыграло огромную роль. После свистка англичане начали кидать бутылки в наших болельщиков, что и спровоцировало драку.
Вы наверняка знаете, что Франция — страна забастовок. За две недели поездки, нам «посчастливилось» трижды попасть в такие ситуации. Сначала автобусы в Ницце не ходили из-за забастовок водителей, затем, в тот же день, мы улетали вечером из Ниццы в Париж, откуда утром уже уезжали на матч в Лилль. Нам едва удалось улететь, т. к. наш самолет также отменили из-за забастовок пилотов. После долгих разбирательств мы всё же улетели на разных самолетах. Однако, эта ситуация изрядно заставила нас понервничать. И при переезде из Тулузы в Марсель мы провели в поезде на 3 часа больше, чем полагалось. Нужно отдать должное компании-перевозчику, которая предоставила нам ужин и такси до аэропорта. Считаю, что в период мероприятия такого масштаба, как чемпионат Европы по футболу, такие инциденты должны быть исключены, ведь страдают от этого прежде всего болельщики.

Также я ожидала большего от так называемых фан-зон. Хотелось бы, чтобы в них было больше интерактива для болельщиков, нежели покупка напитков и еды. Уверена, что в России на ЧМ в 2018 году с этим проблем не будет, мне удалось побывать на матче чемпионата мира по хоккею в Москве, где организация была на высшем уровне, в том числе и в фанзоне. Не могу не упомянуть о плохом знании английского языка у волонтеров на евро-2016. Для примера из десяти волонтеров, к которым я обращалась в Марселе, по-английски говорили двое, остальные либо не знали языка, либо просто делали вид, что не знают. Да, французы не любят английский язык, но это важный момент организации, помочь болельщикам в тех или иных вопросах.
— Как думаете, спортивные соревнования такого масштаба скорее объединяют людей из разных стран или нет?
— Однозначно объединяют! Это прекрасный шанс познакомиться с культурой страны, в которой проходит чемпионат, пообщаться с болельщиками других стран, да и просто отдохнуть и получить удовольствие от футбола и от всей атмосферы в целом.
Текст: Михаил Беляков
Фото: Владислава Чурилкина