Образование

26 апреля 2024 - 17:46
«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
«Яркуб» продолжает серию интервью с молодыми педагогами.

«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге

В Год педагога и наставника «Яркуб» запустил спецпроект «Дневник учителя». Следующей героиней стала Людмила Сергеевна Гущина — учительница алгебры, геометрии и теории вероятности 7-х и 9-х классов гимназии № 2 города Ярославля.

Людмила уже шесть лет работает в школе, поэтому может поделиться с молодыми коллегами лайфхаками для подготовки к занятиям и секретами самоорганизации.

— Начнём с истоков. В какой момент Вы поняли, что хотите стать учителем? И почему?

— Наверное, это решение было принято мною в старших классах во время дня дублёра (самоуправления. — Прим. ред.), который практикуется во множестве школ. Мы должны были провести занятия для учеников начального звена, и хотя подготовка занимала довольно много времени, мне понравилось. Я захотела попробовать себя в педагогической деятельности.

— Помните ли Вы свой первый официальный рабочий день? Опишите эмоции.

— Мой первый официальный день работы в школе начался 9 августа, как только закончилась смена в одном из лагерей. Сначала была работа с документами. Я знакомилась с детьми заочно, заводила им личные дела, «забивала» в систему, смотрела на их фотографии. Первое знакомство с детьми было на сборах 30 и 31 августа.

20240216_154151.jpg

— Расскажете про ощущения от первой встречи детей?

— Я работала в детских лагерях, поэтому знала, что дети 11-12 лет готовы реализовываться во многих сферах. В гимназию приходят ученики из разных школ, у каждого из них свои интересы. Моя задача была в том, чтобы попытаться сплотить детей между собой. Важна тёплая, уютная атмосфера в классе. Она помогает не только формированию каких-то личностных качеств, но и позволяет быть более успешным в учёбе.

— Когда Вы впервые взяли классное руководство?

— В первый год работы в гимназии. Мне предложили взять ребят, я сразу согласилась и ни разу не пожалела.

— Какие сложности были в первый год работы? Как справлялись?

— Я окончила университет в 22 года, летом мне исполнилось 23. Была, конечно, тревога, не знала, как мне выйти к ученикам. Я, недавно окончившая школу, должна была стать классным руководителем для тех, кто годится мне, наверное, в младшие братья и сёстры. Но когда я увидела родителей этих учеников на традиционных сборах, я поняла, что всё будет хорошо. Также в гимназии каждому молодому педагогу дают наставника, который на протяжении года помогает ему в адаптации и всячески оберегает.

— Насколько сложно работать с детьми среднего звена? Какие основные сложности Вы могли бы выделить?

— Сложность в том, что пятый класс является адаптационным. Детям непривычно, что вместо одного учителя, как в начальной школе, у них появляются десять разных. Ребятам сложно привыкнуть к требованиям каждого преподавателя. Задача любого учителя среднего звена — сделать так, чтобы усилия детей не были напрасными.

— Правильно ли я понимаю, что основная сложность состоит именно в адаптации к новому учебному заведению?

— Да, всё верно. Также сложности могут быть, например, в силу подросткового возраста. В основном, это седьмой класс. Он может быть более сложным как для учителя, так и для детей. Однако при должном настрое родителей и классного руководителя всё проходит максимально легко. Да, дети могут более ярко показывать свои эмоции, но их характер остаётся неизменным.

20240216_153557.jpg

— Как, на Ваш взгляд, лучше справляться с трудностями?

— Нужно иногда давать себе паузу, возможность отдохнуть, брать посильную нагрузку. Возможно, придётся жертвовать финансовой составляющей, но такая разгрузка поможет сохранить спокойствие и умиротворение. Необходимо попытаться каким-то образом найти баланс между работой и личной жизнью. К примеру, мой первый год работы в школе был очень насыщенным, ведь на мне было не только классное руководство, но и очное обучение в магистратуре.

— Как проходит Ваша подготовка к занятиям? Составляете план уроков, изучаете учебники, по которым нужно будет работать?

— Подготовке обычно уделяю значительную часть лета. Первые две недели можно посвятить время себе, отдохнуть. Потом нужно работать, писать программу, чтобы в течение года тратить на это меньше времени. Именно летом идёт чтение учебников, анализ, подбор литературы. В учебное время я готовлюсь, в основном, в выходные. Именно тогда составляются, структурируются основные этапы урока, выделяются необходимые задания и происходит создание идеального урока. 

— Что важно помнить при поиске индивидуального подхода к ребёнку?

— Безусловно, нужно узнать ребёнка не только как ученика, но и как личность. Важно помнить, что на успеваемость зачастую влияют внешние факторы, проблемы в семье. Не все ребята могут подойти и рассказать о своей проблеме. На мой взгляд, нужно подстраиваться под особенности ребёнка. Если, допустим, ученик слабо знает мой предмет, он может за определённое время выполнить только три задания, а другой за это же время может сделать пять заданий. Но это не означает, что первый прикладывал меньшее количество усилий. Просто для выполнения заданий по моему предмету ему требуется больше времени. Такие дети, может, и готовы показать все пять правильно выполненных заданий. Разница только во времени выполнения.

— Есть ли разница между школой и гимназией? Если да, то в чём выражается?

— Гимназия носит характер эстетического цикла, прививает любовь к прекрасному. Я окончила среднюю общеобразовательную школу и могу сказать, что в гимназии, в зависимости от выбранного профиля, может углублённо преподаваться буквально каждый предмет. Наверное, это и правильно, потому что дети лишь в старших классах понимают, с чем в дальнейшем захотят связать свою жизнь и какие предметы им для этого пригодятся. Поэтому быть разносторонним человеком и получить хорошее образование во многих сферах — вещь полезная.

— То есть учиться в гимназии сложнее, чем в обычной школе? Или на равных?

— В нашей гимназии дети с пятого по 11-й класс изучают углублённо разные дисциплины. Нынешние пятиклассники делятся на тех, кто выбирает историю, и тех, кто математику. Количество часов по этим предметам у них разное. Дети с шестого по девятый класс углублённо изучают русский язык и математику. Дети, чтобы поступить в гимназию, пишут вступительную работу. Учителям хочется сделать так, чтобы ребята демонстрировали максимум своих возможностей.

Гимназия.jpg

— На Ваш взгляд, чего не хватает в школьной программе?

— Сейчас программы строятся по конструктору, поэтому у нас нет большой вариативности. Мы можем брать дополнительные часы, чтобы уделить внимание темам, которые нам кажутся важными. В целом, времени на изучение основных тем в математике вполне хватает.

— Экспериментируете ли Вы во время рабочего процесса? Если да, то каким образом?

— Когда я практикую подобное, то стараюсь сделать так, чтобы «сильные» дети попытались чему-то научить более «слабых». Иногда, например, ученики в группах выполняют определённое задание. Они называют это мини-проектом.

— Что, кроме учебно-методического комплекса, помогает Вам при составлении учебного плана?

— Удивительно, но короткие видеоролики из социальных сетей с интересными примерами. Иногда стоит детям объяснить правило или формулу в необычной форме. На такие видеоролики дети очень эмоционально реагируют.

— Мы узнали, что Вы закончили ЯГПУ имени Ушинского. Дала ли Вам учебная практика определённую базу знаний для дальнейшей работы?

— Практику от университета я проходила в гимназии. У меня даже есть интересная история. Нам, студентам, дали на выбор несколько учебных заведений, и я хотела пойти в школу, которую сама заканчивала. Но руководитель практики убедил меня пойти в эту гимназию. Сейчас я хочу сказать огромное спасибо за то, что я оказалась здесь и попала в такой чудесный коллектив.

— Получается, практика дала если уж и не базу знаний, то помогла найти хорошее рабочее место. Проходили ли Вы какие-то курсы повышения квалификации? Считаете ли вы это обязательным для молодых учителей?

— Я проходила, в том числе при моём университете. Очень часто я принимаю участие в различных вебинарах. На мой взгляд, учитель всегда должен находиться в движении, развиваться сам. Важно находить новые подходы и приёмы.

— Перед интервью мы посмотрели Ваши социальные сети. Нам показалось, что самоорганизация — Ваша сильная сторона. Как Вы планируете свой день?

— Практически всегда мой день начинается с раннего подъёма. В этом году я работаю два дня в неделю в школе, ещё два — в университете. В некоторые дни ко мне приходят ребята на индивидуальные занятия. На это уходит два-три часа в день. Конечно, могу и пересечься с подругами, и сходить в кино. Как и у любого человека, при должной самоорганизации у меня бывают «окошки», в которые очень вовремя могут «вклиниться» мои друзья.

20240216_153340.jpg

— Поделитесь идеями планирования?

— Замечу, многие из моих коллег покупают планеры. Я не исключение! Планером очень удобно пользоваться, чтобы не забыть о делах, которые необходимо срочно сделать. Иногда я пишу себе заметки в телефоне или делаю пометки в электронном календаре. На самом деле, планер очень удобен, потому что он даёт возможность визуализировать неделю и распределить дела.

— Планер, получается, отличная вещь! Ученикам советуете вести его?

— Да. Я весь прошлый год девятиклассникам говорила, чтобы они поучились распределять время. Зачастую в выпускных классах дети очень много занимаются, свободного времени у них практически не остаётся. Я советую им делать перерывы, ведь экзамены бывают не только в 9-м и 11-м классах, но и в техникумах, колледжах, университетах... Нужно научиться использовать время по назначению и не «загонять» себя.

— Как я поняла, Вы занимаетесь с детьми подготовкой к ОГЭ. Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками с молодыми коллегами.

— В этом вопросе я придерживаюсь мнения о том, что вся математика циклична, просто изучается на разном уровне сложности. Коллегам я могу посоветовать, кроме разбора практико-ориентированных задач, выбирать несколько заданий для подготовки в рамках определённой темы.

— Как Вы устанавливаете дисциплину в классе?

— Дисциплина зависит от того, насколько ребёнок загружен в определённый момент времени. На уроке порядок будет присутствовать, если у учеников нет свободной минуты для того, чтобы отвлечься на что-то. А вот если появляются какие-то отвлекающие факторы, то всё может пойти не так, как запланировано.

— Как решить телефонную проблему? Вопрос, особенно актуальный при работе с подростками.

— Телефоны не всегда бывают бесполезными. Иногда дети используют их по назначению. В прошлом году мы с девятиклассниками скачивали несколько программ для тренировки устного счёта. И каждое занятие по подготовке к экзаменам мы начинали с того, что просто устно считали. Это очень помогает, настраивает на продуктивное занятие. Очень сложно однозначно сказать, нужен телефон детям в школе или нет. Важно смотреть на то, как ребята его используют. Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из социальных сетей, то дети будут с радостью на это откликаться.

— Получается, Вы считаете, что если проблему использования телефонов в учебное время нельзя устранить полностью, то нужно повернуть её в свою пользу?

— Думаю, да.

20240216_153835 (1).jpg

— Хотелось бы поговорить с Вами на тему внеурочных мероприятий. Посещаете ли Вы их со своими школьниками?

— Иногда я зову учеников на мероприятия, которые проводит педагогический университет. Всё для того, чтобы познакомить детей с деятельностью вуза. В рамках предмета профориентация, который ввели в этом году, они могут знакомиться не только с профессиями, но и с вузами. Также как только я вижу интересные конкурсы и олимпиады, я стараюсь сразу же передать информацию о них детям.

— Хотелось бы затронуть с Вами вопросы, которые касаются личности учителя. Какое качество Вы бы выделили для себя как самое важное?

— Умение слышать. Слышать нужно не только учеников, но и коллег, родителей и даже самого себя. Если мы научимся слушать и прислушиваться к тем проблемам, которые возникают, то жить, работать и учиться станет легче.

— Что, на Ваш взгляд, недопустимо в поведении учителя?

— Учителю нельзя давать волю эмоциям. Нужно всегда себя контролировать. Никакие тяготы за стенами школы не должны влиять на рабочую деятельность.

— А каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Лёгким на подъём, открытым. Чтобы не возникали вопросы и споры, учитель должен быть открытым и для коллег, и для учеников. Необходимо являться примером для ребят.

— Есть ли у Вас учитель, которого Вы могли бы назвать своим образцом?

— Для меня таким учителем стала Наталия Александровна Некрасова. Я попала к ней на практику, весь первый год работы в гимназии она меня курировала и оберегала. Я хочу сказать ей за это огромное спасибо, потому что для меня она — олицетворение того самого учителя с большой буквы.

20240216_153503 (1).jpg

— Мы прочитали один из Ваших постов в социальной сети, где Вы писали о публичном начале Вашей работы. Какую ответственность накладывает профессия учителя?

— В посте я говорила о том, что учитель — образец для детей. Бывает сложно найти баланс между работой и частной жизнью. Зачастую учителей могут осудить за совершенно невинные вещи.

— Какие, например?

— Поход с друзьями в ресторан в свободное время. Иногда появляется ощущение, что общественность не признаёт, что учителя — обычные люди.

— Хватает ли Вам свободного времени? На своей странице Вы поделились, что спите по три-четыре часа в сутки.

— Бывают дни, когда я вообще не сплю. Но я делаю это вполне осознанно. Сейчас у моих студентов в университете проходит подготовка к крупному фестивалю, ребятам необходимо репетировать. Я остаюсь с ними допоздна. Безусловно, я понимаю, что сон — это время восстановления, но, на мой взгляд, восстановиться можно и в выходные дни. Нужно просто вовремя отключить звук на телефоне.

20240216_153303 (1).jpg

— Из этого же поста мы узнали, что Вы считаете, что учителями могут стать только «сумасшедшие» люди. Почему?

— Быть учителем — призвание. Поэтому и «сумасшедшие». Конечно же, в хорошем смысле слова. В первый год работы много времени уходит на подготовку к занятиям и проверку заданий. Потом трудности уходят, остаётся лишь невероятный кайф и удовольствие от деятельности, от улыбок детей и их высоких результатов.

— Вы говорили, что связаны с добровольческой деятельностью. Могли бы Вы рассказать, как именно?

— Стоит отметить, что волонтёрской деятельностью я начала заниматься ещё в студенческие годы. Это дало мне навык общения с людьми и полезные знакомства. Когда я пришла работать в гимназию, то подумала, что будет здорово прививать подобные навыки детям. Когда мне досталось классное руководство, мы с детьми стали участвовать в различных акциях: собирали подарки сиротам, пожилым людям, ходили на 9 мая... Дети с удовольствием поддерживают мои инициативы и принимают участие в различных акциях.

— Поддерживают ли Вас близкие люди в работе?

— Думаю, для ответа на этот вопрос мне придётся рассказать Вам о моём поступлении в педуниверситет. После сдачи ЕГЭ я подала документы и поехала отдыхать на море. За то время пока я отдыхала, были опубликованы конкурсные списки. Я вернулась в Ярославль в последний день приёма документов. Оказалось, что прошла на бюджет в два вуза: на физический факультет и на физико-математический. Сначала хотела выбрать физику, мне тогда это казалось классным. Потом подумала, что девушке там будет тяжело...

— Был некий стереотип?

— Да, всё так. Поэтому я подала оригиналы документов в педуниверситет. Получилось так, что мама сначала не знала, куда я в итоге поступила. Она не сразу поддержала мой выбор, но сейчас разногласия позади. Родные поняли, что эта работа — моё призвание, и стали поддерживать меня.

— Чудесная история, очень вдохновляющая!

Если Вы тоже учитель и Вам есть, что рассказать, пишите на нашу почту! Ждём сообщений на [email protected].

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 апреля 2024 - 20:02
День открытых дверей: Ярославская область может стать лидером по подготовке новых кадров
Тысячи школьников региона стали участниками программы.
День открытых дверей: Ярославская область может стать лидером по подготовке новых кадров

В рамках федерального проекта «Профессионалитет», реализуемого в регионе правительством области, тысячи ярославских школьников сегодня стали участниками дня открытых дверей, который прошёл на площадках опорных предприятий и колледжей. В нём приняли участие обучающиеся 8-11-х классов, а также их родители.

Посетители мероприятия смогли познакомиться с востребованными рабочими профессиями, узнали о возможностях обучения по практико-ориентированным образовательным программам и дальнейшем трудоустройстве. Для них прошли экскурсии, мастер-классы, интерактивные встречи.

— Ярославская область претендует на лидерство в подготовке новых кадров и профориентационной работе, — отметил губернатор Михаил Евраев. — В рамках «Профессионалитета» у нас создано четыре кластера по направлениям «Биофармацевтическое производство», «Железнодорожный транспорт», «Машиностроение» и «Педагогика».

Губернатор отметил, что синергия колледжей, школ и предприятий способствует подготовке профессиональных кадров для экономики региона. Также в Ярославской области впервые проведут форум для молодёжи «Неделя открытых дверей в Ярославской области». Он стартует в понедельник на площадке КЗЦ «Миллениум».

Организованная правительством области «Неделя открытых дверей» в Ярославской области пройдёт с 22 по 26 апреля. Участие примут 55 предприятий, 12 вузов и 20 организаций профессионального образования. Они продемонстрируют свои достижения и возможности, а также познакомят абитуриентов с учебными программами по востребованным направлениям.

Как отмечает правительство области, в числе тех, кто подал заявки, — ведущие образовательные учреждения региона, крупные предприятия, такие как «ОДК-Сатурн», «Славнефть-ЯНОС», Ярославский радиозавод, «Красный маяк» и другие, а также федеральные корпорации Сбер, РЖД, «Ростелеком», «Wildberries».

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 апреля 2024 - 19:49
Ярославцы напишут «Тотальный диктант»
Традиционная научно-просветительская акция в этом году состоится 20 апреля.
Ярославцы напишут «Тотальный диктант»

Ярославцы присоединятся к традиционной апрельской научно-просветительской акции «Тотальный диктант». В этом году писать текст под диктовку будут 20 апреля в 14 часов.

«Тотальный диктант» пройдёт по всему миру, в России в акции примут участие жители 77 регионов в более чем 600 населённых пунктах. За рубежом акция состоится в 40 странах и 81 городе. Автором текста диктанта в этом году стала российская писательница Анна Матвеева.

В Ярославле акция «Тотальный диктант» проходит с 2013 года. В этом году текст жители города напишут на 15 площадках, в качестве которых традиционно выступают университеты, библиотеки, школы и музеи разных районов города. Выбрать одну из площадок и зарегистрироваться для участия в мероприятии можно по ссылке. Диктант начнётся в 14 часов, продлится около часа.

Под диктовку известных филологов, актёров и журналистов ярославцы напишут текст Анны Матвеевой, посвящённый теме дневников в жизни человека. Кроме того, в 2024 году в Ярославле впервые пройдёт «Детский диктант», поэтому символично в Год семьи на акцию ярославцы смогут прийти целыми семьями вместе с детьми.

К юбилею акции организаторы проекта в Ярославле готовят новый «Тотальный аудиогид», рассказывающий об интересных местах города, связанных с проектом, грамотностью и русским языком, а 20 апреля Ярославль примет участие в онлайн-марафоне «Тотального диктанта» как столица акции 2022 года. В студии организаторы, филологи и участники акции поделятся интересными историями и закулисьем проекта.

Фото: архив организаторов

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 апреля 2024 - 19:08
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности
Финальным уроком стал киберквиз.
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270275
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270276
«Ростелеком» в Ярославле провёл цикл занятий по кибербезопасности _270277

«Ростелеком» провёл уроки кибербезопасности для семейных команд Ярославля. В течение месяца на базе регионального филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» девять школьников вместе с родителями или бабушками и дедушками приняли участие в занятиях по цифровой грамотности. Финальным уроком стал киберквиз, который состоялся в день рождения Рунета.

— Виртуальный мир таит немало опасностей. Наша задача — научить ярославцев правилам грамотного поведения в Сети. Поэтому уже более пяти лет мы проводим занятия по кибербезопасности. За этот период слушателями программы стали около тысячи человек. А для тех, кто хочет осваивать материал самостоятельно, мы выпустили книгу «Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир». Бесплатная электронная версия размещена на сайте компании, — сказал директор филиала ПАО «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях Роман Русских.

— Для семейного киберквиза мы разработали специальную программу по принципу известной телевикторины. Команды выбирали вопросы и отвечали на них. Если команда ошибалась, право ответа переходило к другим участникам. Мероприятие показало, что семьи хорошо подготовились, так что большинство ответов были правильными. Уверен, наше сотрудничество с «Ростелекомом» позволит и дальше создавать новые увлекательные и полезные проекты, — добавил директор филиала международной школы математики и программирования «Алгоритмика» в Ярославле Юрий Валянов.

— Спасибо организаторам за прекрасный вечер! Мы считаем, что такие занятия надо проводить регулярно, чтобы дети и взрослые говорили на одном, цифровом, языке. Сегодня, например, некоторые молодёжные выражения в вопросах мне были совершенно непонятны, но сын привёл нашу команду к победе, — поделились победители семейного киберквиза, семья Домановых.

Кибербезопасность — один из приоритетов современного общества, поэтому «Ростелеком» уделяет большое внимание информационной безопасности в Сети и повышению цифровой грамотности детей и взрослых. Эта работа также соответствует целям Альянса по защите детей в цифровой среде и созданию комфортной и безопасной цифровой среды.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 апреля 2024 - 19:00
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников
Корреспондент «Яркуба» вспомнил школьные будни и сел за парту.
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269645
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269646
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269647
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269648
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269649
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269650
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269651
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников_269652

Учебный год в самом разгаре. Совсем скоро выпускникам предстоит сложное испытание в виде ЕГЭ, а первоклашки, которым пока незнакомы эти три страшные буквы, уже привыкли к своей новой роли и с интересом и огоньком в глазах спешат на уроки. В школе их ждёт учитель, первый наставник на пути длиною в одиннадцать лет.

Корреспондент «Яркуба» вновь окунулся в школьную атмосферу и посетил уроки в ярославской школе № 33, где учителем начальных классов работает Анастасия Бараничева — героиня совместного с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования спецпроекта «Дневник учителя». Для неё, как и для учеников, этот учебный год тоже стал первым. Как проходят занятия в начальной школе, читайте в новой главе нашего проекта.


Из открытого окна кабинета веет тёплым весенним воздухом, доносятся звуки снующих чаек, а из коридора им вторят звучные голоса детей. Перед звонком на урок шумно: ребята делятся друг с другом последними новостями и хотят вдоволь наиграться в догонялки, прежде чем сесть за парту и открыть учебник.

Так начинается привычный день в школе. Едва завидев Анастасию Сергеевну, ученики 1-2-го класса спешат к своему учителю поздороваться. До начала первого урока остались считанные минуты. Дети потихоньку подтягиваются, кто-то спокойно сидит в ожидании занятий, мальчишки мечтательно обсуждают далёкие планеты и Млечный Путь, а девочки показывают новые поделки педагогу. Остаётся только позавидовать и отдать должное, что учитель построил такие доверительные отношения с детьми.



Конечно, ребят удивляет новое лицо в классе. Кто это пришёл и сел за последнюю парту? Сначала относятся с подозрением, но через мгновение дружной гурьбой наваливаются с кучей вопросов: «А вы на целый день к нам?», «А почему фотоаппарат настолько большой?», «Хотите сыграть в домино?». От таких предложений не отказываются, и мы успеваем сыграть с Андреем и Романом партию.

— Это меня дедушка научил играть! — с гордостью заявляет Андрей, хозяин коробочки с костяшками.

Учитель в это время готовится к уроку и мелом выводит на тёмно-зелёной доске «Классная работа». Время игр закончилось: звенит звонок, и дети садятся на свои места. Первый урок — русский язык. Звучат знакомые слова: «Тетради сдаём на край стола!».


Урок начинается с небольшой разминки. Анастасия Сергеевна выдала ребятам белые квадратики с буквами, на которых нужно отметить все гласные. Кто-то не успел найти одну букву и честно поднял руку — дети не боятся ошибаться.

Сегодня проходят ударения и что такое проверочные и проверяемые слова. Чтобы рассказать материал и проверить на практике, Анастасия Сергеевна использует все средства: здесь и интерактивная доска, и старый добрый учебник. Вот ученик старательно выводит прописи в тетради. На листке с домашней работой виднеется запись с похвалой: «Намного лучше пишешь. Молодец!»


Далее по расписанию стоит окружающий мир. На перемене между уроками большинство детей признались, что это их любимый предмет. Учебные программы не стоят на месте: сейчас детям рассказывают не только про животных и растения, но и поднимаются важные темы воспитания. К примеру, на этой раз обсуждали, кто такой вежливый и воспитанный человек и какими качествами он обладает.

— Я думаю, что все моральные ценности детям мы закладываем ещё в детстве, с первого класса. По окружающему миру темы у нас и правда «скачут». Сегодня мы можем говорить про слонов и жирафов, а завтра — про правила поведения в транспорте и театре, — рассказывает Анастасия.


В начале года детям было трудно переключиться с одного урока на другой, вспоминает Анастасия Бараничева. Всё же русский язык больше про письмо, а окружающий мир — про разговоры. Но ко второму полугодию большинство первоклассников уже хорошо настраиваются на смену деятельности: смотрят в расписание, примерно представляют, какая тема будет изучаться на следующем уроке.

Наблюдая за юными школьниками, сразу замечаешь самых активных и хулиганистых. Таких учитель держит поближе к себе, чтобы быстрее заметить и пресечь нарушения дисциплины. Конечно, мирным путём и даже без повышения голоса. Сейчас учителя — дипломаты, а не надзиратели.

Скоро перемена, а значит, пора записать домашнее задание.


— В первом классе домашние задания носят рекомендательный характер. Есть те, кто выполняет рекомендации на 100% по всем предметам, а некоторые дети забывают или относятся к этому не так ответственно. Но всё-таки мы воспитываем в них правильное отношение к домашним заданиям: это не то, что заставляют делать, а необходимый навык для отработки и закрепления материла дома, — делится принципами работы учитель.

Анастасия рассказывает, что на освоение материала выделяется не один урок. Бывает, что тема поначалу сложна для детей, поэтому её нужно долго закреплять, но с каждым разом ребята делают успехи и лучше справляются с заданиями.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Интервью
11 апреля 2024 - 12:22
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве
Заключённое соглашение направлено на развитие долгосрочных партнёрских отношений и предполагает взаимодействие по нескольким направлениям.
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269737
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269738
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269748
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269740
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269741
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269742
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269743
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269744
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269745
ЯГМУ и Университет Дананга объявили о сотрудничестве_269746

ЯГМУ и Университет Дананга подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом рассказали представители ярославского вуза.

В Социалистической Республике Вьетнам работает делегация из Ярославской области. В её составе ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов и Виктор Михайлович Кешенков, генеральный директор ООО СПТК «Совитком». Содействие в организации визита оказало Посольство Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам в лице Генерального консула России в городе Дананг Марии Георгиевны Мизоновой. Взаимоотношения между Россией и Вьетнамом имеют давние традиции. Для Ярославской области Вьетнам является многолетним партнёром в самых разных сферах.

Одно из ключевых направлений сотрудничества — подготовка кадров для дружественной страны. В Народном комитете города Дананг состоялись переговоры о медицинском образовании вьетнамских студентов с использованием русского языка. В Университете Дананга в ходе визита ярославской делегации подписано соглашение о взаимодействии между Ярославским государственным медицинским университетом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Университетом Дананга. Соглашение направлено на развитие долгосрочных партнёрских отношений и предполагает сотрудничество по нескольким направлениям. Речь идёт об организации дистанционного обучения вьетнамских студентов на русском языке и совместной проработке возможностей продолжения их обучения в России, организации обменов студентами и преподавателями. Стороны намерены вместе проводить семинары, конференции и круглые столы с целью совершенствования системы обеспечения качества образования, продвижения передовых научных исследований в медицинской и фармацевтической сфере. Еще одно направление взаимодействия — совместное изучения традиционных и нетрадиционных методов лечения, используемых в двух дружественных странах.

Ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов, выступая перед вьетнамскими коллегами, рассказал о достижениях Ярославского медицинского университета и познакомил их с опытом создания Консорциума «Трансляционные технологии здоровья и развитие медицинского образования», в который вместе с вузами и Национальным научно-исследовательским институтом общественного здоровья имени Н. А. Семашко, вошли Ассоциация современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины Ярославской области (Ярославский фармацевтический кластер) и группа компаний «Р-Фарм».

— Университет Дананга — один из крупнейших университетов Вьетнама, входит в пятёрку национальных университетов Вьетнама и в ТОП-50 лучших вузов Юго-Восточной Азии. ЯГМУ входит в ТОП-10 в рейтинге вузов Центрального федерального округа, подготовленном Рейтинговым агентством RAEX. Уверен, наше сотрудничество с вьетнамскими коллегами послужит делу укрепления отношений между нашими дружественными странами и развитию медицины, — сказал ректор ЯГМУ, академик РАН, профессор Александр Леонидович Хохлов.

Фото: ЯГМУ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 апреля 2024 - 11:49
МТС поможет ярославским абитуриентам пройти первичный онлайн-отбор в ГИТИС
Состоятся виртуальный мастер-класс и онлайн-отбор.
МТС поможет ярославским абитуриентам пройти первичный онлайн-отбор в ГИТИС

Компания МТС, цифровая экосистема, и Российский институт театрального искусства ГИТИС проведут виртуальный мастер-класс и онлайн-отбор абитуриентов из Ярославской области в рамках федерального образовательного проекта МТС «Поколение М». Педагог из ГИТИСа встретится с поступающими 22 и 23 апреля на цифровой платформе МТС Линк. Самые достойные кандидаты могут быть рекомендованы для следующих этапов поступления в ГИТИС.

Участниками цифровых консультаций могут стать воспитанники и выпускники школ, музыкальных, театральных кружков и студий, учащиеся профильных учебных заведений.

Желающим поступить на актёрский факультет предстоит подготовить чтецкую программу, которая состоит из басни, стихотворения и прозы. Творческие испытания будет оценивать старший преподаватель кафедры мастерства актера Ольга Дмитриевна Якушкина. Дополнительно на первой встрече педагога с абитуриентами проверяется музыкальность, чувство ритма и пластичность. Участникам могут предложить спеть песню по собственному выбору, или исполнить танец.

Для участия в первичном онлайн-отборе необходимо пройти регистрацию по ссылке. Количество мест на мастер-класс и онлайн-консультацию ограничено. Участие бесплатное.

— Ярославская область — родина Первого Русского театра. Ежегодно начинающие актёры съезжаются в Ярославль со всей России, так как мечтают работать в Волковском театре. Онлайн-отбор в ГИТИС — отличная возможность для школьников и выпускников театрального колледжа, которые мечтают покорить столицу и заявить о себе. Ребята смогут в режиме онлайн побеседовать с педагогом одного из лучших театральных институтов России и проявить себя. В случае удачного прохождения онлайн-отбора самые талантливые участники будут рекомендованы для дальнейшего поступления в ГИТИС, — рассказал директор МТС Ярославской области Максим Бартыков.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 апреля 2024 - 13:45
Один из факультетов ЯГМУ частично перевели на дистанционное обучение
Карантин ввели по кори.
Один из факультетов ЯГМУ частично перевели на дистанционное обучение

Один из факультетов ЯГМУ частично перевели на дистанционное обучение из-за кори. Информацию об этом в беседе подтвердили «Яркубу» студенты учебного учреждения.

Оказалось, первый курс педиатрического факультета Ярославского медицинского ушёл на дистанционное обучение из-за двух подтверждённых случаев заболевания корью.

— Карантин ввели до 17 апреля, — поделился с «Яркубом» источник. — Сначала заболел студент-первокурсник, после него ординатор. Младшему курсу ввели дистанционное обучение.

Важно отметить, что старшие курсы факультета продолжат учиться в очном формате.

Фото: ЯГМУ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

29 марта 2024 - 15:55
В Ярославле принимают заявления в первые классы школ
Публикуем график.
В Ярославле принимают заявления в первые классы школ

В Ярославле стартовал приём заявлений в первые классы школ. График опубликовал департамент образования мэрии города.

Отмечается, что заявление нужно подавать лично родителю или законному представителю. Одного ребёнка можно зарегистрировать в одну или несколько школ. Это можно сделать, если за одним адресом закреплено несколько образовательных учреждений. Также это разрешается в период приёма детей, не проживающих на закреплённой территории. На каждого ребёнка в каждую школу оформляется отдельное заявление. Подавать можно как лично в школах, так и удалённо — через Госуслуги, на региональных сервисах, интегрированных с Гослуслугами, а также почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

График приёма

  • С 28 марта — школы №№ 4, 42, 7, 3, 9, 30, 44, 43, 49, 57, 74, 15, 31, 32, 75, 6 (санаторная школа-интернат), 1, 36, 37, 41, 46, 47, 50, 51, 59 и 84;

  • С 29 марта — №№ 5, 10, 17, 26, 27, 29, 39, 56, 58, 60, 62, 72, 81, 87, 90, 99, 10 (школа-интернат), 91, 6, 14, 16, 21, 28, 35, 66, 68, 78, 85, 88, 89;

  • С 1 апреля — школы №№ 8, 11, 12, 13, 18, 23, 25, 40, 48, 52, 67, 69, 70, 71, 73, 115 (начальная школа — детский сад), 76, 77, 80, 83, 55, санаторно-лесная школа имени В. И. Шарова.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 марта 2024 - 16:26
Каким должен быть настоящий Орлёнок?

В ЯГПУ прошёл семинар для педагогов.

Каким должен быть настоящий Орлёнок?_268506
Каким должен быть настоящий Орлёнок?_268471
Каким должен быть настоящий Орлёнок?_268472
Каким должен быть настоящий Орлёнок?_268473

ЯГПУ имени К. Д. Ушинского стал базовым вузом проекта Министерства просвещения «Орлята России». «Яркуб» выяснил, кто может стать Орлёнком и какими качествами для этого нужно обладать.

Что за проект?

Проект «Орлята России» был создан в 2021 году. Его идея заключается в том, чтобы воссоздать в начальной школе уникальную систему воспитания, которая опирается на опыт и достижения отечественной педагогики. Поэтому орлят можно назвать пионерами современной России. Всё как в добрые времена СССР: особый нравственный кодекс, символика, общественная активность, обычаи и негласные правила.

Каким должен быть настоящий Орлёнок?Каким должен быть настоящий Орлёнок?

Пленарное заседание. Фото: ЯГПУ

Почему ЯГПУ?

ЯГПУ имени К. Д. Ушинского стал первым среди базовых вузов, принявших участие в программе. Курирует проект кафедра педагогики и психологии начального обучения.В России таких университетов всего одиннадцать. 

27 марта в Ярославском педагогическом прошёл научно-практический обучающий семинар, посвящённый подготовке учителей начальных классов к воспитанию младших школьников. В нём приняли участие педагоги, руководители образовательных учреждений, региональные координаторы и советники по воспитанию, участвующие в реализации проекта. Главная задача — формирование компетенций педагогических работников.

— Впереди у нашей команды много совместных мероприятий. Главное для нас — воспитание подрастающего поколения, достойной смены на благо будущего нашей страны, — отметила Анна Невзорова, куратор проекта «Орлята России» в ЯГПУ.

Каким должен быть настоящий Орлёнок?

Фото: ИРО

Каким должен быть Орлёнок?

Корреспондент «Яркуба» пообщалась с Анной Невзоровой и по итогам беседы описала образ настоящего Орлёнка. Своеобразный кодекс, составленный нами с помощью куратора, похож на свод правил юного пионера и включает в себя основные требования к кандидатам

  • Орлёнком может стать каждый добросовестный и ответственный школьник

Основной упор сделан на работу с младшими школьниками. Почему? Именно в начальных классах закладываются духовно-нравственные основы личности человека. Среди ориентиров — патриотизм, отзывчивость, усердие в учёбе и спорте.

  • Орлёнок посвящает свою жизнь добросовестному труду и служению Отечеству

Для юного Орлёнка понятия Отечество, традиции и патриотизм — ключевые ценности. На этом строится духовное воспитание подрастающего поколения.

  • Традиции — духовно-нравственный ориентир настоящего Орлёнка

Концепция движения направлена на сохранение традиций как основы идентичности.

  • Орлёнок всесторонне развит и тянется к знаниям

Программа подготовки включает в себя семь треков, которые обозначают разные направления движения. В них отражены желаемые черты и качества настоящего Орлёнка.

  • В эпоху цифровизации Орлёнок никогда не забывает о физическом и духовном развитии

На первый план выходят духовное воспитание, укрепление здоровья и развитие физических способностей.

  • Орлёнок — надежда и будущее России

На плечи Орлят России в будущем ляжет ответственность за укрепление государства и благополучие народа.

  • Орлёнок всегда поможет нуждающемуся

Для представителей движения важно научиться помогать не только своим близким, но и всем, кто нуждается в помощи. Орлёнок оказывает поддержку на добровольных началах.

  • Орлёнок принимает активное участие в инициативах и проектах движения

Каждый Орлёнок в первую очередь — активный гражданин своей страны.

  • Орлёнок заботится о природе и бережёт ресурсы
Природу представители движения воспринимают как одну из высших ценностей. Единение с природой важно — в ней залог раскрытия потенциала молодого человека.

  • Орлёнок с гордостью носит значок движения

У Орлят, помимо униформы, есть и нагрудный знак. На нём написано «Орлята России», однако его дизайн может в скором времени измениться. Символика — важная составляющая для единства Орлят.

Фото: ЯГПУ

Будущее Орлят России

На данный момент участниками программы являются более 100 тысяч классов во всех регионах страны, говорится на сайте движения. Это более полумиллиона детей и взрослых.

В Ярославской области проект «Орлята России» запущен во многих школах, но флагманской стала школа № 25 имени Александра Сивагина. В одном из следующих материалов, посвящённых теме, «Яркуб» расскажет и покажет, как живут и чему учатся ярославские Орлята.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет