Михаил макеев
В Ярославль на «Некрасовские дни — 2017» приехал Михаил Макеев — автор книги о Николае Некрасове. «ЯрКуб» выяснил у биографа, похож ли Некрасов на Тони Старка и чем классик интересен сегодня.
Слышишь имя Некрасова — думаешь: ага, деревня, крестьяне, русские женщины, «Мороз, Красный нос» да «Кому на Руси жить хорошо». А у
— Хорошая квартира, имение в Карабихе за 70 тысяч рублей, содержанка — французская актриса, хоть и не первоклассная, но всё же. Я думаю, что доходы Некрасова были от карт, а не от литературы. Играл он прекрасно, хладнокровно, и только в коммерческие игры: преферанс, твист. Сложные, требующие расчета. Некрасов умел считать и держать себя в руках. Выигрывал огромные деньги. Сам называет сотни тысяч. Известно, что из бюджета страны за графа Адлерберга, тоже страстного игрока, пришлось выплачивать два раза по пять миллионов рублей. Я считаю, что доля Некрасова в этих миллионах значительная.
— Некрасов издавал журнал «Современник». Зачем он ему был нужен?
— Просто втянулся. Трудно
— А игра — это страсть?
— Некрасов пытался мистифицировать, что у него была страсть врожденная, мол, от отца. Но я в это не верю. Он сам втянулся, когда познакомился с кругом Белинского. Да и вообще Некрасов был страстным человеком. Он бросился в реку, чтобы произвести впечатление на [жену своего друга Ивана Панаева, которую потом отбил у него,] Авдотью Панаеву. Плавать не умею, но брошусь по одному твоему слову.
— Некрасова считают оппозиционным поэтом. Он бы принял революцию 1917 года?
— Не факт, что Некрасов хотел революции. Он был богатым человеком — хотел ли он всего лишиться? Да и пролетариата Некрасов боялся. Это страшные и опасные люди, у которых ничего нет, кроме рук, у которых нет домов, они шатаются по дорогам, ищут, где себя применить. У них нет ничего, кроме цепей. Нечего терять. Горький за это их любил, а Некрасов нет. Он видел в этом ужасное бедствие. Некрасов оставил нам крестьянскую, деревенскую Россию. Там нет ничего, похожего на Маркса. Некрасовская Россия ушла, её нет. А что его Ленин любил и навязывал — так это из общей революционности. Но у Некрасова нет ничего общего с
— Что бы принял Некрасов в современной России?
— Некрасов был бы покорен теми возможностями, которые есть сейчас. Идеал жизни Некрасова — энергия, борьба. Он сам бился, бедствовал, добился. Принял бы свободу выбора, предпринимательства. Ему бы понравилось, что все грамотные. Он сам в образование вкладывался, построил школу для крестьянских детей. Понравилось бы, что все имеют доступ к университету, высшему образованию. В его время — это далёкий идеал. А ещё ему бы понравились тиражи книжек, в его время неслыханные.
— Ушла некрасовская Россия. А сам Некрасов ушёл?
— В некотором смысле да. Конкретика уходит, но может остаться нечто большее. Исчезло крестьянство, но не исчезла бедность совсем. Мы идеалы будем долго разделять. С Чеховым, Толстым, Достоевским, да хоть с Жуковским.
Читайте также: «Конспект: как писать биографию Некрасова».
Начало декабря в Ярославле проходит под эгидой «Некрасовских дней», посвященных
Начало декабря в Ярославле проходит под эгидой «Некрасовских дней», посвященных
Михаил Макеев — профессор филологического факультета МГУ, он подготовил биографию Николая Некрасова для публикации в серии «Жизнь замечательных людей». Работа над книгой шла год, и, по признанию Макеева, это было не самое легкое время. Любой биограф сталкивается с множеством проблем, которые приходится решать, и свои специфические тонкости имеются у биографии Некрасова. Профессор выделил для себя шесть таких проблем и подробно их прокомментировал.
Первая проблема самая очевидная — недостаток данных, фактов о ключевых событиях, важных периодах в жизни поэта.
У Некрасова есть несколько таких лет, которые мало документированы. Среди них период журнальной работы, с 1840 по 1842 год. Он был водевилистом, сотрудничал с „Литературной газетой“. Атрибутированных текстов достаточно, хотя много и неатрибутированных, порой трудно определить авторство. Многие тексты из тех, что печатаются как некрасовские, атрибутируются по косвенным данным. Тем не менее в описании жизни появляются пробелы. Чем их заполнять? Понятно, что обычно пишут о прогрессе Некрасова как автора, занимаются анализом его работ. А как раз этот период был очень интересным — вокруг писателя театр, богема, актрисы. То, о чем хочется знать. Я уже не говорю о детстве, где данных в принципе мало.
Другая сторона отсутствия данных — знакомство с тем или иным персонажем. Мы можем вплоть до даты знать, когда Некрасов повидался с Толстым. А когда он познакомился с Ипполитом Панаевым? В принципе с кланом Панаевых? Также мало известно время разрыва с тем или иным персонажем, с тем же Толстым. Приходится писать, что отношения будто сами собой сошли на нет.
Вторая проблема — это мифы и легенды, связанные с Некрасовым. Многие создал сам, рассказывая окружающим невероятные истории о своей жизни. Они были важны для него, пусть и не подкреплялись фактами. Классический случай —
Есть опасность попасть в зависимость от легенды. Когда автор биографии много времени уделяет ее разоблачению, он не может без этого. Опровержение занимает много места, выводит на первый план не писателя, а биографа, который щеголяет своими знаниями. И отказаться от легенды может быть страшно — читатель будет шокирован отсутствием мифов, известных ему ранее. Диалог может не получиться.
Третья проблема — избыток данных. Пусть это парадоксально звучит. Данные могут противоречить друг другу, свидетельства —
Плохо, когда данных много, но они пустоватые. Были в жизни Некрасова узловые, переломные моменты, когда не приходится выбирать — писать или нет. А были периоды, когда событий немного. Например,
Четвертая проблема — обязательная информация. Есть такие сведения, которые сразу приходят в голову, и если их нет в биографии, читатель очень удивится. В их числе встреча с Белинским, выход сборника „Мечты и звуки“, начало издания „Современника“, „муравьевская ода“. Без них не обойтись, как ни старайся быть оригинальным. А есть такие
Пятая проблема — компрометирующая информация. Те истории и обстоятельства, в которых герой предстает в сомнительном, крайне несимпатичном свете. У Некрасова это история с „Современником“, скандал с Белинским, огаревские деньги, муравьевская ода. Что делать? Все три факта должны присутствовать в биографии, но они носят разный статус. Установленными фактами являются только два случая — история с „Современником“ и муравьевская ода. Но спор об огаревских деньгах и история похищения имения у Марии Огаревой — другой случай. Нет подлинных свидетельств о том, что Некрасов в этом участвовал, пусть и существуют косвенные.
Первые два случая стоит изложить максимально объективно, с максимальным желанием понять мотивы героя, обстоятельства истории. В случае огаревского дела можно изложить информацию в ключе „что нам известно на сегодняшний день“, не вынося резолюции, настаивая на отсутствии доказательств. В конечном счете, мы все хотим знать о Некрасове, но нас интересуют факты.
Последняя, шестая проблема — масштабная, заключается в связи личности биографии и творчества. Есть опасность слишком увлечься биографическими подробностями, забыв, что Некрасов — великий поэт. Как человек он интересен, но совсем не похож на свои стихи. Сложно создавать историю, в которой Некрасов одновременно и поэт, и человек.
В данном случае стоит прослеживать связи между событиями. Произнес „муравьевскую оду“ — затем написал покаянные стихи. Во время болезни он выплескивал свои эмоции в поэзию. Хотя порой открываешь сборник, сопоставляешь стихотворение из него с жизнью, — а в последней ничего подобного не происходило. Возьмем стихотворение „В дороге“: что в 1845 году натолкнуло поэта на такой сюжет? Конечно, можно поискать в газетах, но тогда получится картина, недостойная великого поэта.
Сопоставление содержания лирики и жизненных событий — это ненадежная часть биографии. В этот момент приходится искать эмоциональные связи, опираться на собственное прочтение. Историк в данном случае должен уступить место литературоведу, который верит собственному исследованию».
Лекция Михаила Макеева была впервые прочитана в Ярославле 5 декабря в библиотеке им. Некрасова.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов