Живопись
25 ноября в Ярославском художественном музее открывается выставка «Иван Шишкин», посвященная 190-летию великого пейзажиста.
«Король русского леса» — так называли современники Ивана Ивановича Шишкина за его глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты. Теперь и ярославцы смогут увидеть более 40 полотен художника из коллекции петербургского Русского музея.
На открытии экспозиции выступил камерный коллектив «Барокко». Музыканты исполнили классические произведения Роберта Шумана, Модеста Мусоргского и Петра Чайковского.
Мастер эпического пейзажа: в Ярославском художественном музее открылась выставка работ Ивана Шишкина
Деревенский двор. Конец 1860-х
— Крамской говорил: «Шишкин — это верстовой столб в истории русского пейзажа»... Одна из самых крупных коллекций работ Шишкина находится в Русском музее, мы привезли в Ярославль две трети собрания. Экспозиция построена в хронологическом порядке от первой законченной полноценной картины до последних пейзажей конца 90-х годов XIX века, — рассказал ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков. — Принято считать, что Волга — колыбель отечественного лирического пейзажа: Саврасов, Левитан, но давайте с сегодняшнего дня создадим новую Традицию. Это будет торжество эпического лесного пейзажа, именно Шишкин лучше всех изображал лес.
Для первых посетителей Сергей Кривонденченков провел экскурсию и рассказал о творческом пути художника.
Мастер эпического пейзажа: в Ярославском художественном музее открылась выставка работ Ивана Шишкина
Ручей в березовом лесу. 1883
На выставке представлены знаменитые картины живописца, пожалуй, самая известная из которых — «Ручей в березовом лесу» (1883). На полотне изображен монументальный лес, березовые стволы которого будто выходят за рамки холста, а человеческие фигуры кажутся маленькими в сравнении с деревьями. Увидеть можно и другие зрелые работы художника: «Перед грозой» (1884), «Дубы» (1887), «Освещенные солнцем задворки» (1880 — 1890), «Мордвиновские дубы» (1891), «Осень» (1892), «Хвойный лес. Солнечный день» (1895).
Точная игра света и тени — Иван Шишкин как никто умел передать солнечный свет, пробивающийся сквозь кроны деревьев. Его произведения показывают, как мастер неизменно стремится синтезировать свои впечатления и создавать обобщенные, характерные для России картины природы.
Необыкновенная наблюдательность, ставшая главной особенностью дарования Шишкина, и тщательная проработка деталей оказались в 1860-е созвучны новым идейно-эстетическим взглядам демократов, призывавших отображать родную природу, без прикрас и сочинительства.
Мастер эпического пейзажа: в Ярославском художественном музее открылась выставка работ Ивана Шишкина
Буковый лес в Швейцарии. 1863
— Иван Шишкин — это большое русское искусство, которое во многом определяет наши мысли и поступки. Мы акцентируем свое внимание на Шишкине-живописце, но это не значит, что его талант рисовальщика будет нами представлен, — поделилась директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина.
— Спасибо Русскому музею за такую возможность и сотрудничество. Каждый из ярославцев надеется, что это сотрудничество продолжится. Сегодня именно творчество Ивана Ивановича Шишкина собрало нас здесь и будет собирать ярославцев еще на протяжении длительного периода времени. Каждый пришедший на выставку ощутит восхитительное величие природы, — сказала заместитель директора департамента культуры Ярославской области Юлия Серова.
Посмотреть на полотна великого мастера жители и гости города смогут с 25 ноября 2022 года по 26 марта 2023 года.
В конце следующего года в художественном музее откроется выставка Айвазовского.
Мастер эпического пейзажа: в Ярославском художественном музее открылась выставка работ Ивана Шишкина
Перед грозой. 1884
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
«Черпая вдохновение из окружающего мира, Марина Жгивалева сознательно выбирает для себя визуальный опыт, не обремененный предметностью, отказывается от объективной реальности в пользу передачи ощущений. Ее работы индивидуальны и узнаваемы, креативны и эмоционально подвижны. В них хочется вглядываться бесконечно, испытывая эстетическое удовольствие от взаимодействия с цветом, формой, линией и текстурой», — рассказывают организаторы выставки.
Марина Жгивалева — участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Ее работы экспонировались даже в Лувре и в Центре Пьера Кардена в Париже.
Возрастные ограничения 16+.
Вести кружок будет историк Федор Максимишин. Он окончил СПбГУ, работал в Эрмитаже экскурсоводом, учится в аспирантуре факультета истории Мичиганского университета, пишет диссертацию и ведет семинары в университете. В Ярославле работает с архивами секты странников, которой посвящено его научное исследование.
В рамках кружка планируется смотреть на картины и говорить о них.
«Хотя речь пойдет об истории, и мы будем вести наш разговор в хронологическом порядке, самое важное в этом предприятии — не выучить имена и даты (это приложится), а приучить себя смотреть на картины, видеть, как они устроены и что они могут нам сообщить. Мы научимся понимать, чего хочет от нас живопись, чего мы от нее хотим, что она может дать нам, и что мы, как зрители, можем дать ей. Хотя мы не раз будем касаться разных загадок, ребусов и скрытых значений, зашифрованных в картинах, нам важнее будет понять, как краски, положенные на плоскость, могут обращаться к нам и говорить с нами. Мы постараемся стать зрителями», — рассказали в библиотеке.
Первые встречи будут посвящены Итальянскому и Северному Возрождению, когда живопись оформилась как самостоятельный вид искусства.
Куинджи сегодня — это ТОП
Имя Архипа Куинджи было заново открыто 27 января 2019 года. В тот день картину «Ай-Петри. Крым» похитили с выставки в Третьяковской галерее. Преступник — уроженец Крыма Денис Чуприков — был задержан на следующий день, а полотно нашли в подвале, где хранились шины. Особенность дела в том, что злоумышленник спокойно снял картину со стены, зашел за демонстрационный стенд, где избавился от рамы, а потом вышел из здания. Отсутствие работы заметили посетители.
Новости о краже картины привели к увеличению очередей на выставку Куинджи и к росту цитируемости имени живописца.
«До того, что случилось в Третьяковской галерее, не все знали про Куинджи. Понимаете, скандал всегда добавляет изюминку и несет, как ни странно, информацию. Все стали смотреть, кто такой Куинджи, и все вдруг узнали про Куинджи. Это очень хорошо. И хорошо, что картину вернули», — заметила ведущий научный сотрудник, хранитель Русского музея Галина Кречина.
«Куинджи сегодня в Российской Федерации — это не просто великий пейзажист. Это не просто новатор, это не просто один из любимейших художников. Это просто ТОП сегодняшнего дня. Вся страна узнала имя Архипа Куинджи. И приобщиться именно в этот год к его творчеству непосредственно, причем по самым важным, самым ценным его работам, это большое доверие к нам», — заявила на открытии выставки директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина.
«Лунная ночь на Днепре»
«Лунная ночь на Днепре»
Центральная картина выставки Куинджи в Ярославле — это полотно 1880 года «Лунная ночь на Днепре», которую обычно можно увидеть лишь в стенах Русского музея. Петербургские коллеги не собирались отдавать ее на экспонирование в Ярославский художественный, но команда Аллы Хатюхиной выдвинула убедительные аргументы (какие именно — загадка, но письмо имело эффект).
Вообще любое художественное произведение нужно видеть в подлиннике, что закономерно. Но «Лунную ночь на Днепре» — особенно, так как ни одна репродукция не в состоянии передать сияние небес, воды и земли, изображенное художником. Неслучайно еще до завершения картины по Петербургу пошли слухи о невероятной красоте живописного произведения.
Впервые «Лунная ночь на Днепре» была представлена широкой публике на Большой Морской улице в зале Общества поощрения художников. То, что случилось, — первая в России выставка одной картины. Вся Большая Морская стояла в очередях из желающих войти в темную залу и узреть освещенную лучом работу.
Кстати, сведения о «волшебных красках» Куинджи, созданных вместе с химиком Менделеевым, не нашли подтверждения. Речь идет не о новых материалах — только об уникальном чувстве света и цвета, композиции и тона.
Символичность выставки для ЯХМ и ярославцев
«Степь. Нива»
Ярославский художественный музей в 2019 году отмечает свое столетие. Как рассказал замдиректора музея Алексей Федорчук, основание ЯХМ было непосредственно связано с именем Архипа Куинджи — но вмешались обстоятельства: «В мае [2019 года] проходила выставка, где мы показывали работы, с которых начинался наш музей. Тот самый дар Академии художеств, предполагавшийся к открытию картинной галереи в Ярославле. Мы не показывали этот документ, но, естественно, Общество Куинджи тоже откликнулось на предложение создать в Ярославле галерею. И общество подарило Ярославлю две работы: „Эльбрус“ и „Крым“. Начинается Первая Мировая война, эти работы до Ярославля так и не дошли. То есть, с именем Куинджи связано и основание музея. Мы не знаем, какие работы предполагалось передать, художник работал сериями. Но вы увидите на настоящей выставке и работы из серии „Крым“, и из серии горных пейзажей».
В собрании художественного музея есть одна картина Куинджи — «Степь. Нива» 1875 года.
«Когда приезжают большие выставки, мы часто дополняем их своим — тем, что у нас есть. Это помогает нам лучше понять работы, которые есть в собрании музея. Наша работа „Степь. Нива“ тоже весьма интересна, это уникальный период творчества. Интересна и подпись — она на греческом языке, это уникально для творчества Куинджи. Он учился писать на греческом. Мы иначе стали ее [картину] воспринимать», — заметил Федорчук.
Выставка Архипа Куинджи в Ярославле завершится 15 декабря 2019 года. По субботам и воскресеньям посетители художественного музея смогут прослушать часовые экскурсии — по традиции они включены в стоимость билетов.
По личному приглашению Владимира Волкова в Ярославль приехали художники творческой группы «Русский Север». Десять дней они работали на улицах и площадях, и по итогам пленэров передали в дар городу 15 живописных полотен с видами Ярославля. Работы выставили перед Музеем истории Ярославля.
«Я надеюсь, что проведение таких пленэров станет традицией. По результатам каждого у нас будут оставаться картины. И если их уже не вместит наш прекрасный Музей города, мы будем готовы рассмотреть возможность создания художественной галереи», — сказал мэр.
Председатель объединения художников «Русский Север», заслуженный деятель искусств России, лауреат Российской Императорской Академии художеств Лев Миловидов прокомментировал результаты первого Ярославского пленэра: «Это мероприятие было задумано больше года назад, когда я первый раз встретился с Владимиром Михайловичем, и вот, наконец, мы претворили эту идею в жизнь. Я очень рад, что мы побывали в таком древнем и красивом городе на Волге. Ярославль нас очаровал».
Творческое объединение «Русский Север» создано в 1978 году и объединяет художников из разных частей страны.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
11 января в Ярославском областном отделении Союза художников России открылась персональная выставка Елены и Аркадия Пивень. На 105 полотнах представлены натюрморты и пейзажи — величавые Альпы, горные хребты Хуаншань, европейские города и китайские деревни.
Елена Пивень отметила, что новые сюжеты не вытесняют образ родного, прекрасного, любимого города Ярославля, наполненного романтикой.
— Мы хотим передать красоту, которая отражается в каждом уголке земли, — пояснила художница.
Картины Елены и Аркадия Пивень хранятся в музее Российской академии художеств, музее истории города Ярославля, частных коллекциях любителей и профессионалов живописи из разных стран, таких как Германия, Франция, Англия, США, Италия, Россия.
Выставка работает до 4 февраля в Центральном выставочном зале Союза художников на улице Максимова, 15.
Читайте также: «В Ярославле открылась выставка майолики».
Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.
Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.
На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.
«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».
Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя,
Читайте также: «Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».
В
Павел Яковлев не оканчивал профильное училище и даже художественную школу бросил после первых занятий. Инженер по образованию,
Расскажи о своем пути в искусство. Как ты пришел к тому, что делаешь сейчас?
Сколько я себя помню, у меня всегда проявлялся интерес к искусству. В детстве я видел, как рисуют карандашом, пытался копировать движения и приемы в этой технике. Со временем узнавал о других техниках и пробовал многие из них. В 8 лет меня отдали в художественную школу, но больше
Я работал в графике, делал портреты, иллюстрации. Потом работал в пастели и в смешанных техниках. Изображал иллюстрации из своих снов, а также ассоциации, связанные с различными явлениями. Около четырех лет работал в акриле. Потом перешел на масло. И дальнейшие эксперименты делал именно в этой технике. Поскольку у меня не было
Ты говоришь о том, что у тебя есть индивидуальный стиль. В чем это выражается и как ты можешь охарактеризовать его?
С 2010 года я начал искривлять пространство в картинах, в частности, делать линию горизонта вогнутой. Сейчас эта линия хорошо выделяет мои картины, созданные в направлении сюрреализма, среди работ остальных художников. В 2012 году экспериментировал с задействованием левой руки в написании картин (я правша). Картина приобретает особую фактуру, когда пишешь ее двумя руками. Особенно явно это проявляется в абстрактных работах серии 2.0. Работы, которые я выполнил методом «моллибус», можно сразу узнать среди всех остальных работ других художников, даже если не поставлю на них подпись. Этим достижением в плане узнаваемости могу гордиться.
Опиши свои эксперименты с техниками. Они
Я не планирую свои эксперименты. Занимаюсь ими неожиданно даже для себя. Но те результаты, которые мне понравились, использую в дальнейшем. Причем экспериментирую и с материалами для нанесения, и с материалами, на которые наношу красочный слой. Яркий пример — картины на системных платах. Последний эксперимент, который проводил, был буквально пару дней назад. Думаю, он успешный.
Что за эксперимент?
Я добавил в краску некое вещество на основе смолы. Пока не хочу раскрывать все подробности.
Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке
«Над бездной», 2014. Фанера/системные платы/масло/73,5×58 см
Какова твоя философия?
Все, что есть в мире, похоже на фракталы.
Емко. Ты подготовил выставку для пространства лютеранской кирхи. Как сложилось это сотрудничество?
Это случилось абсолютно неожиданно. Мне рассказали о возможности сделать выставку в этом месте. Когда я пришел туда и увидел зал, сразу понял, что и как хочу сделать. Далее просто оставалось объяснить идею пастору Ивану, который заведует кирхой.
Название выставки — «Полиспатиум» — отсылает нас к семантике пространства. Как ты работал с пространством кирхи?
Стены кирхи «изрезаны» от последствий эксплуатации этого места при советской власти. Эти вырезы и углубления — словно двери в дополнительные пространства, которые придают некий драматизм всему сооружению. Я хотел уравновесить «шрамы» своими «пространствами», несущими гармонию в этот зал.
Мы говорим о твоей выставке, и неизменно возникают ассоциации с циклом картин Марка Ротко для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне, созданным в
В
Если говорить в целом, чье художественное наследие ты изучаешь и используешь как отправную точку для собственных поисков?
Я изучаю многих художников и каждый год открываю для себя новые имена. Мне особенно интересны абстракционисты. Но отправной точкой для поисков является мое раннее творчество. Благодаря этому движению я пришел в абстракцию и продолжаю свой путь в поисках нового.
Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке
Какие чувства ты стремишься вызвать у зрителей?
Говоря об абстракции, я не стремлюсь вызывать конкретные чувства у зрителей. Вернее, я стремлюсь взаимодействовать со зрителем через картины. Живопись — это особый язык общения. И абстракция — самая сложная его часть. Она настолько сложная, что ее невозможно перевести на язык слов.
Что для тебя значит цвет в этой парадигме?
Как я уже сказал, живопись является языком общения. В таком случае цвет — это элемент этого языка. С помощью цвета можно создавать различные настроения на плоскости холста. Нечто вроде диапазона температур. Например, желтый — это горячий, а синий — это холодный. Помимо цвета я серьезно отношусь к фактуре красочного слоя картины, благодаря которой живописное полотно взаимодействует с источниками света. Таким образом, одна и та же картина может передавать разную информацию при изменении освещения.
Какую роль в твоей жизни и искусстве занимает музыка?
Музыка важна. Без нее было бы очень тяжело. Я слушаю музыку, раньше изучал музыку и делал ее сам. Я пишу картины — ассоциации к музыке. Сами картины звучат. Каждый элемент в картине — это звук.
В кирхе есть орган, и периодически мы можем его услышать. Как ты думаешь, органная музыка могла бы войти в резонанс с твоими работами?
Картины написаны с интерпретацией органной музыки. Я специально приходил на концерт, чтобы понять, какие полотна и в каких цветах должны быть на выставке.
Путь в абстракцию. Павел Яковлев рассказывает о живописи как языке
По образованию ты инженер. Искусство главенствует в жизни, или ты пока работаешь по специальности?
Искусство главенствует, но пока работаю по специальности.
Порой ты расшифровываешь свои идеи. А есть ли отклик со стороны искусствоведов?
Искусствоведы изучают мое искусство в стороне. Может, пока еще непонятно, что я собой представляю. Может,
Выставка «Полиспатиум» завершится 30 сентября 2017 года.
Словарик от Павла Яковлева
Сюитализм — это последовательность живописных сюит, работ, которые могут быть как отдельными произведениями, так и объединяться мыслью или темой в цикл, имеющий право считаться произведением.
«Сон» — название цикла картин, иллюстрирующих сны, в которых присутствуют лестницы.
Техника двух кистей — метод написания картины обеими руками с применением двух кистей.
Крик живописца — это когда живописец пытается высвободить весь воздух из своего тела, чтобы писать картину с вакуумом внутри себя (обратите внимание, это попытка шутить — прим. ред.).
Вогнутый горизонт — прием изображения глубокого пространства, например, неба над головой.
Фото из личного архива Павла Яковлева