Дом общества врачей
В Ярославле 10 декабря в бывшем Доме общества врачей официально откроется музей, где будет представлена частная коллекция изделий из фарфора, чугуна и серебра. «Яркуб» пообщался с директором музея и рассказывает, почему туда стоит сходить.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
История дома
— Пойдемте вниз, я вам сначала покажу подвал, — приглашает директор нового музея Анна Орлова.
История желтого дома с колоннами на Волжской набережной начинается в конце 17 века. Документов с описанием, как он выглядел раньше, не сохранилось. За три века неизменным в доме остался только подвал.
— Тогда в Ярославле жили богатые купцы Рукавишниковы, которые занимались кожей, и они построили этот особняк. Построили так, как раньше всегда строили: кирпичный подвал, а сверху деревянные надстройки, — рассказывает Анна, спускаясь вниз по широкой лестнице.
От Рукавишниковых особняк перешел семье Шапкиных, которые распоряжались им весь 18 век. В 1799 году дом обветшал, и за долги его забрал магистрат Ярославля.
— После этого здесь стали жить чиновники и военные: один, другой — дом приходил в негодность. И в конце 19 века купец-меценат Трунов его выкупил. Сначала хотел организовать тут какую-то купеческую тусовку, но потом сделал лечебницу — это была вторая на то время бесплатная лечебница в России; первая в Петербурге, а вторая у нас. В этом же доме были родильное отделение и акушерские курсы.
Отсюда пошло название — Дом общества врачей. Само общество, по словам Анны, пробыло здесь недолго. После революции, вплоть до 2001 года, здание находилось в ведении областного департамента здравоохранения. Потом больницу закрыли, дом совершенно обветшал, и его отдали Музею истории города Ярославля.
— Естественно, у Музея истории средств на ремонт не было, и дом просто выставили на продажу в 2014 году. К тому моменту он стоял уже без крыши, то есть, практически рушился, — вспоминает Орлова.
Дом купил завод «Ярославский технический углерод». Его директор тогда, Вадим Юрьевич Орлов, решил открыть музей для своей коллекции изделий из фарфора, серебра и чугуна.
Реставрация заняла почти пять лет. Кирпичные своды подвала оставили такими, какими они были, на стенах сохранили нерасшифрованные записи на старославянском языке — теперь это тоже часть экспозиции.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Надписи, рассказала Анна, историки не смогли расшифровать
На верхнем этаже здания, в полу одной из зал, оформили окно, чтобы гости могли рассмотреть вековые своды. Как использовался подвал, точно неизвестно. Скорее всего, это было хранилище: через окна, выходящие на Волгу, могли затаскивать лед для охлаждения продуктов.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Своды подвала стали частью экспозиции
Вероятно, раньше вход в здание тоже был со стороны набережной. Теперь же во дворе сконструировали легкую прозрачную пристройку с лифтом для инвалидов и широкой лестницей на верхний этаж.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Функциональная пристройка сохранила исторический облик дома
— Это как бы наш вестибюль, — объясняет Анна. — Нужно было сохранить облик дома, но при этом сотворить всю современную инфраструктуру. Поэтому решили делать пристройку.
Коллекция
— Коллекцию Вадим Юрьевич собирал больше 25 лет. Что-то сам разыскивал, что-то ему привозили друзья. Так вышло, что к моменту покупки здания коллекция просто не вмещалась ни в каких домашних и недомашних условиях, — Орлова кивает в сторону десятка больших русских самоваров и еще двух сотен чугунных фигур, расставленных в подвале. — Ну, понимаете, открыть здесь ресторан или бар — банально, а вот открыть музей — это очень серьезное решение, потому что предприятие это никогда не будет доходным.
Коллекция чугуна, как ее называет Анна, «мужская»: кони, наездники, военные, охотники, бюсты. Экспозицию музея делят на три части: фарфор русских и европейских заводов, изделия из серебра — тоже из России и Европы, чугун уральских литейных заводов.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Вадим Орлов собирал не только фарфоровую пластику, но и русские самовары
— С названием музея мы решили вообще не париться: просто музей имени Вадима Юрьевича Орлова, потому что это его коллекция. Он, к сожалению, до открытия не дожил, но это его идея, а наше дело — довести теперь ее до конца, — делится директор, заглядывая в полуэтажное помещение между подвалом и верхней анфиладой. — В доме много интересных помещений, и мы не знаем, как они использовались. У нас есть еще каморка, в которой могла быть какая-то постирочная или горничная. Сейчас там лежат еще не расставленные вещи, постепенно будем что-то обновлять в экспозиции.
Когда реставрировали верхний этаж, архитекторы решили вернуть анфиладность и сохранить старые печи, чтобы воссоздать облик купеческого дома. Изразцы с печей остались, восстанавливать их не стали, но то, что есть, покажут на выставке.
В залах анфилады располагается основная часть коллекции — фарфор. Первая зала — мемориальная, в честь Вадима Орлова: на стене висит его портрет, под стеклом — государственные награды. Во второй зале европейский фарфор.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
В коллекции мало «мимимишных» изделий
— Это фарфор из Франции, Германии. В принципе, тот фарфор, который существовал в мире изначально, который потом уже копировался нашими художниками. Вадим Юрьевич вообще очень скептически относился к данной части коллекции, всем этим мимимишным ангелочкам, цветочкам, бабочкам, детишкам. Но, тем не менее, эта часть коллекции тоже представлена, и она тоже рассказывает об истории фарфора.
Далее идут залы с русским фарфором: изделиями заводов Гарднера, Попова, Сафронова, Кузнецова, Миклашевского. Вадима Юрьевича в русской фарфоровой пластике интересовали народные типажи: купцы, военные, крестьяне, дети, извозчики, пастухи, сбитенщики. Есть и литературные герои. Много «сюжетных» фигур: крестьянка тащит из кабака пьяного мужа, который где-то потерял сапог, озорник заглядывает под юбку бабе, несущей на голове ведро воды, дерутся мальчики, танцуют пары, обедают мужики. У каждой фигурки проработаны лица, видны эмоции — изучать можно часами, улыбается Анна.
— За каждой фигурой есть история: реальная и то, что вы можете сами придумать, разглядывая изделие.
Особая гордость музея — почти полностью собранная серия «Народы России», которая выпускалась фабрикой Гарднера в конце 70-80-х годов 19 века по иллюстрациям к книге ученого-путешественника Густава-Теодора Паули «Этнографическое описание народов России». Всего таких фигур 50, в ярославском музее представлена 41.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
В коллекции музея серия «Народы России» представлены почти полностью
Следующий зал представляет советский период: фаянс, или, как его называли, «фарфор для бедных».
— Собрание тоже очень колоритное: красивые лица, фактурные сцены. Вот баба покупает свинью, сейчас будут вытаскивать, вот мужики в карты играют, здесь кот забрался в моток ниток, кто-то обедает. Масленки и икорницы в форме спаржи, редьки, тыквы или рыбы.
Рядом агитфарфор: большое блюдо с портретом Сталина, кружки с наставлениями содержать общепит в чистоте, тарелки с женщинами-трактористками. В этом же зале то самое окно, откуда видно своды подвала.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Советский агитфарфор
Завершает экскурсию интерьерный зал. Там выставлены мебель, которая окружала людей прошлого века, столовые приборы из серебра, трубки, пепельницы, подставки под украшения, маленькие игровые наборы для детей. Изделия разложены в выдвижных отделениях шкафов — гости смогут сами их открыть и разглядывать ложки, вилки, ножи, солонки, перечницы, дорожные маникюрные наборы, портсигары. Здесь же куколка с поворачивающимся двойным лицом: с одной стороны она спит, а с другой смеется.
— Вадим Юрьевич очень любил рассказывать про свои изделия. И покупал их не для того, чтобы просто в шкафчик поставить, а чтобы людям показать.
О планах
Работы, признается Анна Орлова, еще много. Надо делать информационные этикетки, разрабатывать сайт, раскручивать соцсети, придумывать сувениры, — но музей откроется с тем, что успеет сделать.
— Хотелось бы, чтобы в музей, в первую очередь, приходили ярославцы, потому что коллекция нашего земляка — это все понятно, — рассуждает Орлова. — Но мы не отметаем и туристов, в том числе иностранных. Сейчас еще наработок, экскурсий как таковых нет. Но обзорную экскурсию провести не проблема. Со временем это все сформируется, мы готовы работать.
Коллекция будет интересна и специалистам, потому что в музее есть уникальные вещи.
— Но и обычным посетителям не придется скучать, потому что вещи красивые, и выставлены красиво. Хочется привлечь семьи, чтобы приходили во второй раз, в третий. У нас есть идея открыть детский уголок, проводить мастер-классы: пока папа разглядывает чугун, ребенок может какую-нибудь безделушку слепить.
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?
Информационные этикетки пока в планах
Билеты планируют продавать по 300 рублей.
— Такая цена не обидит, я думаю. Мы для людей это делаем, а не для рентабельности — представляете, какая тогда должна быть цена билета. Сами понимаете, какие тут площади: это все мы греем, освещаем, за всем ухаживаем.
Сейчас музей получает поддержку «Техуглерода». После открытия начнется работа на потребителя: например, можно сдавать залу с видом на Волгу и выходом на балкон для свадеб или фотосессий — планов куча, смеется Анна.
— Я так рада, что наконец-то мы все это довели до конца! Потому что были мысли, что вообще никогда не откроемся. Помогать никто никогда не хочет, только если ходишь и лбом бьешь. Если бы открывался какой-нибудь кабак, то открылся бы, наверное, за год. Но нас поддержал завод, его руководство. Теперь ждем всех к нам.
«Дом общества врачей» находится в историческом центре Ярославля на Волжской набережной. Проектом предусмотрены работы по реставрации, реконструкции объекта федерального значения и приспособление его под музей. В ходе реализации проекта укрепят несущие стены и фундаменты, отремонтируют лестницы и крыши, заменят деревянные перекрытия, полы, оконные заполнения, оборудование и инженерные сети. Отреставрируют внутренние помещения и фасад. «Работы будут проведены с максимальным сохранением и восстановлением исторического облика здания, исторических филенчатых дверей, проемов, сводов, штукатурной отделки помещений и угловых печей», — отмечается в релизе. После реконструкции площадь трехэтажного здания составит 1170 квадратных метров.
В музее будут работать выставочные залы с постоянной и временной экспозициями. Планируется разместить в здании пять залов с выставкой «Фарфоровая пластика».
Одним из первых владельцев дома № 15 по Волжской набережной, построенного в конце XVII — начале XVIII веков, был купец Семен Сергеев Шапкин, у которого он был описан за долги в 1799 году. В двадцатые годы XIX века дом перестроили в формах позднего классицизма, от первоначальной постройки сохранился только сводчатый подвал (подклет) и частично нижняя часть стен первого этажа. В настоящее время в интерьерах здания сохранились некоторые элементы подлинной отделки помещений XIX века: лепные тяги и падуги на потолках первого этажа и мезонина.
В 1869 году последний домовладелец, потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии
Читайте также: «В Ярославле одним памятником стало больше, но он скоро может рухнуть».
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов