21 июля 2016 15:41

Пробки в Ярославле: выхода нет?

Пробки в Ярославле из плоскости вежливого small talk’а переходят в разряд проблем толка философского. Несмотря на кризис, автопарк города продолжает расти, о пересмотр Генплана города планируется только через 10 лет. Какие меры необходимо предпринять, чтобы ситуация не вышла из-под контроля и ярославцы не томились в пробках, аналогичных московским?

Пробки в Ярославле: выхода нет?

Пробки в Ярославле из плоскости вежливого small talk’а переходят в разряд проблем толка философского. Несмотря на кризис, автопарк города продолжает расти, а пересмотр Генплана города планируется только через 10 лет. Какие меры необходимо предпринять, чтобы ситуация не вышла из-под контроля и ярославцы не томились в пробках, аналогичных московским?

Есть три очевидных момента, на которые стоит обратить внимание уже сейчас. Во-первых, это корректировка существующей схемы движения, во-вторых, необходимость внесения изменений в Генеральный план города, в-третьих, своевременное использование возможных мер в условиях невозможности расширения дорог.

Одностороннее движение

Пробки в Ярославле: выхода нет?Пробки в Ярославле: выхода нет?

Недостаточный уровень финансирования дорожной отрасли до 2012 года не позволял развивать сеть соединительных и хордовых дорог, что существенно тормозило движение транспортных потоков. Как замечают эксперты, одностороннее движение на улицах значительно сокращает время пути автомобилистов. Машины движутся в одну сторону, нет необходимости подолгу стоять на светофорах, снижается риск серьезных ДТП, — вот основные преимущества этой схемы. В Ярославле, особенно в центральной части города, есть улицы, по которым возможно движение только в одну сторону. Что примечательно, пробок на них практически нет.

— Мы рассматриваем ряд улиц в центре города для введения одностороннего движения, — рассказал «ЯрКубу» заместитель мэра-директор департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Николай Степанов. — На улицах Свердлова, Некрасова и Пушкина уже есть участки одностороннего движения, планируем продолжать эту работу, дополнительно устраивая проезд в обратную сторону по параллельным улицам.

К слову, в Москве эта мера является самой популярной. Пробки разгрузятся, скорость движения вырастет, автомобилисты будут счастливы — правда, не прямо сейчас, а в ближайшие годы.

Корректировка Генерального плана

Пробки в Ярославле: выхода нет?Пробки в Ярославле: выхода нет?


Очередные изменения в Генплан Ярославля внесут в 2026 году. Но вот незадача: по всем прогнозам, автомобилизация (или оснащенность жителей автомобилями) должна была приблизиться к определенному порогу именно через 10 лет, но жизнь внесла свои коррективы. Уже сейчас объем автомобильного потока находится на уровне середины 30-х годов и вряд ли «законсервируется» до «лучших времен»: по данным ИРСИ, автопарк города в 2015 году вырос на 8% даже в условиях сокращения продаж автомобилей.

— Ярославль — живой город, периодически мы вносим изменения в Генплан, но они не требуют новых расчетов обоснования с точки зрения загруженности улично-дорожнойсети автотранспортом. Соответствующее полное плановое исследование будет проводиться лишь через десять лет, — год назад говорил бывший директор департамента архитектуры мэрии Павел Пащенко.

Пащенко уволен, однако Генплан по-прежнему пересматривается только в части зонирования территории, связанной с застройкой. О дорогах пока ни слова, но можно допустить, что к 2016 году специалисты обратят внимание на необходимость серьезных изменений в части дорожной схемы города.

Использование потенциала улиц

Выстроенные улицы уже не переделать, не повернуть вспять реки, особенно это касается центра Ярославля. Расширять дорожное полотно в ущерб тротуарам невозможно, как нельзя кардинально поменять схему движения в городе. Помочь может строительство новых развязок там, где нельзя ввести одностороннее движение или устроить объезд.

 Уже многое было сказано о самом масштабном проекте текущего десятилетия (и даже следующего) — Карабулинской развязке, цель которой — разгрузить часть Московского проспекта. Удовольствие, по прогнозам, обойдется в 30 миллиардов рублей. Первый этап строительства (от моста через Которосль до пересечения Московского проспекта и улицы Гоголя) планируется финансировать в 2017–2018 годах, точная дата сдачи объекта вообще неизвестна. Согласно документам о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд на сайте мэрии, все необходимые для Карабулинской развязки территории резервируются до 2020 года. Учитывая возможные темпы строительства, срывы сроков и прекращение финансирования, проект в случае приостановки в лучшем случае закончат аккурат через 10 лет — прямо к корректировке Генерального плана. И будет удачей, если перекраивать его не придется снова, а сама развязка реально выполнит свои задачи.

— Карабулинская развязка поможет городу решить проблему пробок?

— Нет. Как она может решить проблему пробок за Волгой? Никак. Как она может помочь району Брагино? Да никак. Иногда такие вещи не решат проблему, но, как минимум, помогут ее не усугубить. Это как с детскими садами — построенные не уберут очередь, но помогут сделать ее меньше, — исполняющий обязанности мэра Ярославля Алексей Малютин.

Пробки в Ярославле: выхода нет?Пробки в Ярославле: выхода нет?

Часть эстакады Карабулинской развязки на плане мэрии города Ярославля

Развязки могут решить проблему стояния не светофоре, если речь идет об улицах, где невозможно ввести одностороннее движение. Например, к их числу относится улица Мельничная. На перекрестке Малой Пролетарской, Мельничной и Московского проспекта, по словам Николая Степанова, можно запроектировать разноуровневую развязку — были бы деньги. Скромный проект может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, без вливаний из федерального бюджета не обойтись. А их сложно получить даже на Карабулинскую развязку, как показывает практика.

Есть еще одна утопичная схема: ограничить движение в центре города, превратив его в один большой Арбат. Но в таком случае нагрузка ляжет на ближайшую периферию, встанет вопрос создания больших парковок… В общем, мороки больше, чем здравого смысла. Также можно предложить гражданам активнее использовать мощности общественного транспорта (один автобус вмещает в себя человек 30–40, а места занимает гораздо меньше, чем столько же жителей на личных авто). Но граждане не поймут.

Все перечисленные выше методы борьбы с пробками обладают недостатками: дороговизной, невозможностью реализовать в Ярославле, несвоевременностью… Стоит приготовиться к тому, что пробки будут всегда, и смотреть на проблему свысока. Или поддержать идею строительства наземного метро, но это уже совсем другая история.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет