Как снимали фильм "Аватар"?

25 августа 2011 11:20

 

 

Как снимали фильм "Аватар"?Как снимали фильм "Аватар"?

«Авата́р» (англ. Avatar) — американский фантастический фильм, снятый Джеймсом Кэмероном по собственному сценарию. Действие фильма происходит в 2154 году на Пандоре —луне в звёздной системе Альфы Центавра.

Работать над «Аватаром» Кэмерон начал в 1994 году, когда написал 80-страничный набросок сценария. Съёмки намечались после завершения работы над «Титаником», и фильм должен был выйти в 1999 году, но, по словам самого Кэмерона, технологии того времени не были готовы воплотить его видение фильма. Работа над языком, которым пользуется инопланетная раса в фильме, началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Кэмерон всерьёз занялся сценарием и вымышленной вселенной «Аватара».

 

Фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в форматах 3D: RealD 3D, Dolby 3D и IMAX 3D. Многие считают «Аватар» прорывом в области технологии производства фильмов, благодаря стереоскопическим камерам, специально сконструированным для съёмок фильма. Некоторые критики полагают, что значение этого фильма Джеймса Кэмерона для киноиндустрии сравнимо с появлением цветного кино.

 

Мировая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года, а в широкий прокат фильм вышел 18 декабря. 25 января 2010 года, собрав $1,8 млрд, «Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времён, побив рекорд предыдущего фильма Джеймса Кэмерона — «Титаник». При этом следует отметить, что «Титанику» для достижения отметки 1,8 млрд потребовалось 40 недель, а «Аватару» — всего 6. «Аватар» — первый и пока единственный фильм, собравший в прокате больше $2 млрд, и один из десяти фильмов, заработавших больше $1 млрд. В России «Аватар» также стал самым кассовым фильмом в истории. Принимая во внимание коммерческий успех ленты, Джеймс Кэмерон выразил готовность снять два сиквела.

 

 

 

 

О фильме:

 

Действие фильма происходит в 2154 году на планете Пандора, похожем на Землю спутнике газового гиганта Полифем. Корпорация RDA (Resource Development Administration, Управление по разработке ресурсов) добывает на этой планете необычайно ценный минерал анобтаниум. Этой операцией управляет Паркер Селфридж, представитель корпорации и начальник колонии людей. 

Условия на Пандоре похожи на земные, но атмосфера ядовита для человека, поэтому люди носят маски с фильтрами. Пандору населяют На’ви — трехметровые синекожие гуманоиды, живущие в гармонии с природой и поклоняющиеся божеству Эйве. 

Из-за добычи анобтаниума, вредящей экосистеме Пандоры, и истребления коренных жителей отношения между людьми и На’ви ухудшились. Для освоения биосферы и налаживания отношений была запущена программа «Аватар»: искусственное выращивание тел (аватаров), полученных путём конвертации ДНК людей в навитранскриптазу (аналогичное ДНК по предназначению соединение). Тело аватара, внешне очень похожее на На’ви, приспособлено к условиям Пандоры, оно удалённо управляется человеком-оператором с помощью сопоставления нервных систем оператора и его аватара. 

Основной сюжет фильма сосредотачивается вокруг истории Джейка Салли — бывшего морского пехотинца, который в результате полученного в военном конфликте в Венесуэле ранения прикован к инвалидной коляске. Его брат-близнец Том, учёный, готовившийся к участию в программе «Аватар», был убит грабителем. Поскольку дорогостоящий аватар может быть использован только человеком с ДНК, использованной при его создании, агенты RDA предлагают Джейку занять место брата в программе «Аватар». С этого момента начинается его новая жизнь на Пандоре. 

На Пандоре Джейк знакомится с Нормом Спеллманом, коллегой Тома Салли по программе «Аватар», и Максом Пателом, ассистентом Грэйс Августин — главы программы «Аватар». Грэйс не восторге от Джейка, но по требованию с Селфриджа вынуждена использовать его телохранителем в своём отряде. На базе Джейк встречает Труди Чакон — пилота вертолёта, которая летает с учёными в экспедиции, и полковника Майлза Куоритча — начальника службы безопасности колонии. Полковник поручает Джейку внедриться в один из кланов На’ви — Оматикайя, — чтобы узнать, как принудить их к сотрудничеству, или как их прогнать. Дело в том, что Дерево-Дом клана Оматикайя находится на крупном месторождении анобтаниума. В награду за информацию полковник обещает, что по возвращении домой оплатит Джейку дорогостоящие медицинские процедуры для того, чтобы он снова смог ходить. 

Вскоре Джейк проводит свой первый сеанс в теле аватара, в ходе которого он, восхищённый новыми ощущениями и вновь обретённой возможностью ходить, сбегает из лаборатории и встречает аватара Грэйс. Позже команда Грэйс вылетает в джунгли, где на Джейка в теле аватара нападает танатор — огромный свирепый хищник, похожий на пантеру. Джейк спасается бегством и в результате отбивается от группы. Ночью на него нападает стая змееволков, других хизных созданий Пандоры. Он с трудом отбивается от них. Внезапно появившаяся Нейтири, дочь вождя племени Оматикайя — Эйтукана, спасает ему жизнь, но при этом ругает Джейка за его поведение в лесу. Она пытается его прогнать, но видит семена Дерева Души, садящиеся на Джейка. Расценивая это как знак Эйвы, она приводит Джейка в свой клан. Мо’ат, мать Нейтири и духовный лидер клана (цахик), оказывается весьма заинтересована Джейком и поручает Нейтири обучить его обычаям На’ви. 

Позже, на базе, Макс подслушивает доклад Джейка Куоритчу и Селфриджу и сообщает об этом Грэйс. Чтобы избежать их влияния, Грэйс принимает решение перевести команду в мобильный блок, находящийся в парящих в воздухе горах Аллилуйя. 

В процессе обучения у На’ви Джейк начинает всё больше и больше уважать народ Оматикайя и их обычаи. Он проходит испытание по укрощению икрана (земное название — банши) — летающего хищника, похожего на птеродактиля. В конце обучения Джейка посвящают в члены клана; позже Джейк и Нейтири обручаются под Деревьями Голосов — одной из святынь На’ви. Утром деревья разрушают дистанционно управляемые бульдозеры, и Джейк, пытаясь его остановить, ломает камеру наблюдения одного из бульдозеров. Куоритч узнаёт об этом и приходит в бешенство. В клане на Джейка нападает Цу’тэй — первый воин клана и его будущий вождь, которому Нейтири была обещана в жёны. В порыве ревности он чуть не убивает Джейка, но тот его обезоруживает. После того, как полковник Куоритч выключает сеанс аватара Джейка, Цу’тэй пытается перерезать горло обездвиженному телу аватара, но привязавшаяся к Джейку Нейтири не позволяет ему это сделать. 

Грэйс пытается объяснить Селфриджу, что разрушение Дерева Дома отрицательно скажется на состоянии биосферы Пандоры, но Селфридж не придаёт её доводам значения. После этого полковник Куоритч показывает запись из видеодневника Джейка, в которой Джейк высказывает мнение, что Оматикайя не оставят своё Дерево-Дом. Селфридж разрешает Куоритчу провести операцию по уничтожению Дерева. Грейс и Джейку в отчаянии удаётся уговорить Селфриджа разрешить им попытаться уговорить Оматикайя уйти. Джейк рассказывает клану о своей миссии, после чего Нейтири обвиняет его в предательстве. Куоритч во главе эскадры боевых вертолётов атакует Дерево; Труди, как пилот участвующая в операции, в итоге отказывается стрелять. В ходе атаки на Дерево погибает Эйтукан. Джейка, Грэйс и Норма помещают под арест за неповиновение. Позже Труди и Макс вызволяют их из карцера; Джейк, Грэйс, Норм и Труди совершают побег с базы, в ходе которого Куоритч серьёзно ранит Грэйс. 

Чтобы вновь обрести доверие племени, Джейк укрощает Турука (земное название — Большой Леоноптерикс) — грозного летающего хищника, прозванного На’ви «Последняя тень» (поскольку для многих его появление становилось действительно последним, что виделось в жизни),— и становится шестым Турук Макто (до него укротить Турука удалось только пяти На’ви, среди которых был и прадед прадеда Нейтири). Джейк просит Мо’ат помочь тяжело раненной Грэйс, и весь клан обращается к Эйве с просьбой перенести душу Грэйс из её человеческого тела в тело её аватара; но попытка не удаётся. Джейк обращается с речью к племени, и с помощью Нейтири и Цу’тэя объединяет пятнадцать кланов для борьбы с людьми. Куоритч, заметив мобилизацию На’ви, решает нанести упреждающий удар, выбрав для атаки главную святыню На’ви — Дерево Душ. Его разрушение, по плану Куоритча, вызовет потерю у На’ви связи с Эйвой и деморализует их. Той же ночью Джейк просит у Эйвы помощи в борьбе с людьми. 

В ходе нападения людей На’ви удаётся убить несколько солдат и сбить несколько вертолётов, но они несут тяжёлые потери. При попытке остановить шаттл-бомбардировщик погибает Цу’тэй; аватар Норма убит; Куоритч сбивает вертолёт Труди огнём со своего боевого корабля. Нейтири лишается своего икрана. Неожиданно для всех зоосфера Пандоры включается в борьбу с людьми. Танатор находит Нейтири и смиренно становится послушным ей зверем. Джейку удаётся уничтожить шаттл и боевой корабль, но полковник, забравшись в экзоскелет, в последний момент выпрыгивает из подбитого корабля. Он обнаруживает мобильный блок, в котором в саркофаге оператора лежит Джейк, и только внезапное нападение Нейтири верхом на танаторе останавливает полковника. Куоритч убивает танатора и уже готовится убить Нейтири, придавленную трупом животного, когда появляется Джейк. Завязывается драка с полковником, в ходе которой Куоритч разбивает стекло в мобильном блоке, что приводит к проникновению воздуха Пандоры внутрь блока. Тем временем Нейтири выбирается из-под танатора и в последний момент убивает Куоритча, приготовившегося прикончить аватара Джейка. Потом она вовремя обнаруживает и спасает его человеческое тело. 

В конце фильма оставшимся в живых людям, в том числе и Селфриджу, разрешено вернуться на Землю с условием, что хищническая разработка анобтаниума на Пандоре будет полностью прекращена. Норму, Максу и некоторым операторам аватаров позволено остаться на Пандоре. В конце Джейк окончательно порывает со своим неполноценным человеческим телом и с помощью Эйвы переносится в тело своего аватара.

 

 

 

Мир Пандоры

 

Живым существам на планете свойственна биолюминесценция: они мерцают в темноте. Многие представители животного мира напоминают доисторических обитателей Земли. Животные находятся в таинственной связи с Деревом жизни. Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания. При просмотре фильма зритель исподволь начинает понимать скрытые механизмы этого мира и тот факт, насколько в нём всё взаимосвязано. 

Вид парящих в облаках гор отчасти навеян пейзажами живописной китайской горной гряды Хуаншань. Съёмочная группа «Аватара» выезжала в Китай для натурных съёмок материалов для производства фильма. Моделирование социально-культурного мира инопланетного племени потребовало от съёмочной группы обращения к традициям различных племён Южной и Северной Америки.

 

 

 

История создания

 

В 1995 году Джеймс Кэмерон написал 80-страничный сценарий для фильма «Аватар», но его реализация неоднократно откладывалась вследствие несовершенства компьютерных технологий. По словам исполнителя главной роли, необходимо было искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим миром и как мы можем исправить положение? 

Кэмерон назвал источником вдохновения для сценария «книги научной фантастики, прочитанные им в детстве»: Эдгара Райса Берроуза («Джон Картер — марсианин») и произведение Пола Андерсона «Зовите меня Джо» (последнее произведение он не упомянул прямо, что вызвало возмущение некоторых почитателей Андерсона). В июне 2006 года, когда фильм ещё носил название «Проект-880» (англ. Project 880), начался этап по подбору актёров с опубликованием описания сюжета, гласившего:

·                 «В будущем Джейк, парализованный ветеран войны, переносится на другую планету, Пандору, населённую на’ви, гуманоидной расой со своими собственными языком и культурой. У землян возникают противоречия как между собой, так и с местной культурой».

Актёров, исполняющих главные роли, Джеймс Кэмерон вывез на Гавайи, чтобы они лучше почувствовали, что такое тропические джунгли. В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как «фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет» и «старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования». Он не исключил съёмок двух сиквелов фильма, если он оправдает себя в прокате. 

В преддверии выхода фильма Кэмерон осью сюжета назвал поиск смысла своей жизни выходцем из очень простой среды. В этом отношении он подобен всякому человеку, и каждый может поставить себя на его место. В мире На’ви Джейк (в начале фильма не занятый чем-либо определённым) находит свой новый дом, именно там он чувствует себя востребованным. При этом на’ви, по словам Кэмерона, — это не нечто чуждое людям. Наоборот, они воплощают лучшее в людях, то, что, по нашему мнению, мы сейчас теряем — близость к природе, жизнь в постоянном движении. Для зрителя естественно сопереживать им, желать стать одним из них.

 

Выход фильма планировался вскоре после «Титаника», в 1999 году, однако сомнения в достаточности развития технологий для полномасштабного моделирования вымышленного мира заставили Кэмерона на годы отложить работу над фильмом. «Аватар» состоит на 40 % из живой съёмки и на 60 % из реалистичной компьютерной графики. Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.). Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания (и затопления) корабля и тысяч пассажиров. Это 1/512 доля объёма, использованного для хранения материалов к картине «Аватар». 

Другие технологические новшества включают в себя повышенную эффективность на стадии захвата движения, которая в шесть раз больше, чем использовали раньше, а также более совершенный метод захвата выражения лица. 

Чтобы создать человеческую колонию, добывающую полезные ископаемые на Пандоре, производственные дизайнеры в июне 2007 года посетили буровые установки в Мексиканском заливе. Они фотографировали, измеряли и снимали каждый аспект, который будет повторён на экране с фотореалистичными компьютерными спецэффектами. На производстве работало около тысячи человек. Компьютерная графика в фильме реализована технологией «Reality Camera System». Собственная технология Джеймса Кэмерона «Reality Camera System» служит для создания фильма в стерео (3D) изображении. Для создания глубины восприятия, эта система использует две микрокамеры высокого разрешения, вставленные в шлемы актёров и позволяющие отслеживать не только мимику, но и движения зрачков и век. Фотореалистичные компьютерные персонажи моделировались с помощью анимационных технологий «Motion Capture». 

В производстве фильма Джеймсу Кэмерону помогала студия визуальных эффектов «Weta Digital». Стэн Уинстон, который сотрудничал с Кэмероном в прошлом, также участвовал в создании фильма. 

Язык На’ви

Работая с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Южно-Калифорнийского университета Полом Фроммером, Кэмерон разработал целый язык и культуру для На’ви, коренной расы Пандоры. На языке обитателей планеты Пандора Na’vi буквально означает «народ».

 

 

 

 

Сюжетные параллели

 

Фабульная часть фильма с либеральных позиций обыгрывает историю взаимоотношений англоамериканских колонистов с индейцами. Мотив белого человека, который переходит в стан туземного врага, не нов для американской культуры (ср. «Покахонтас», «Танцы с волками»). Некоторые эпизоды наполнены очевидными аллюзиями на внешнюю и внутреннюю политику западных стран, и прежде всего США. 

Например: 

* Селфридж (Джованни Рибизи) требует вычистить лес до основания ради залежей руды. Так поступали и поступают многие американские нефтяные компании в богатых этим полезным ископаемым джунглях Амазонки. См. также противостояние латиноамериканских правительств и «United Fruit Company». 

* В разговоре с Джейком Салли полковник вскользь упоминает, что участвовал в военных операциях. Сам Джейк получил своё ранение в военном конфликте в Венесуэле. Следовательно, действие фильма происходит уже после вторжения США в эти страны. Обе упомянутые страны в реальности располагают богатыми нефтяными ресурсами.

 

Автор «Аватара», Джеймс Кэмерон, неоднократно признавал связь фильма с представлениями индуизма, в том числе заимствование названия фильма и синего цвета кожи На’ви из индуистских священных текстов. Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Тайм»: «Что же такое „аватар“?», Кэмерон отметил: «Это воплощение одного из богов индуизма в телесной форме. В фильме это значит, что в будущем люди с помощью технологии научатся помещать сознание человека в удалённое биологическое тело». В интервью изданию «Энтертейнмент Уикли» Кэмерон отметил связь синего цвета На’ви с синекожими богами индуизма, сказав, что эта параллель нравится ему «концептуально». На пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: «Я влюблён в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом», добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и что считает его «захватывающим». 

Ряд русскоязычных публикаций продолжил анализ связи фильма с индуизмом. Максим Чайковский в украинской газете «День» провел аналогии между сюжетом фильма и древнеиндийским эпосом «Бхагаватам», повествующем о синекожем аватаре Кришне, пришедшем с небес в благородное лесное племя Враджа, которое жило на залежах драгоценного минерала чинтамани. Российские последователи индуизма отметили, что, несмотря на своё превратное толкование концепции «аватара», фильм корректно отражает этическую и духовную суть учения «Бхагавад-гиты», основного священного писания индуизма.

 

Сюжетный мотив проникновения людей в неизведанные края как на Земле («Затерянный мир», «Плутония», «Кинг-Конг», «Последний самурай»), так и за её пределами («Чужой»), — один из самых распространённых в научной фантастике. 

Похожая планета с тем же самым названием Пандора фигурирует в цикле братьев Стругацких «Мир Полудня». Именно на Пандоре один из героев Стругацких Михаил Сидоров (Атос) попадает к аборигенам. Некоторое сходство наблюдается и с планетой Леонида, фигурирующей в тех же произведениях. Сам Борис Стругацкий поначалу никак не прокомментировал эти совпадения, однако после сообщений некоторых сетевых СМИ о якобы имеющихся у него претензиях к создателям фильма сделал официальное опровержение этих слухов. 

Также имеются сходства с некоторыми произведениями фантастической литературы 1950—1980-х, например «Зовите меня Джо» Пола Андерсона, «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона,«Слово для леса и мира одно» и «Обширней и медлительней империй» Урсулы Ле Гуин, трилогия Фрэнка Херберта «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения». Эпизод воздушного вторжения отсылает к подобной сцене из фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».

 

 

 

 

Музыка к фильму

 

Звуковую дорожку к фильму написал Джеймс Хорнер. Это его третье сотрудничество с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Некоторые отрывки сопровождаются хором на языке На’ви. Хорнер (для музыки которого обычно свойственны кельтские мотивы) работал с этномузыковедом Вандой Брайант, чтобы смоделировать музыкальную культуру инопланетной расы. В заключительных титрах к фильму звучит песня «I See You» («Я тебя вижу») в исполнении англичанки Леоны Льюис.

 

 

 

Награды и номинации

 

* Фильм получил 3 премии «Оскар» в номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика»[89]. Был номинирован ещё в 6-ти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».

 

* Фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучшая режиссёрская работа»[90]. Кроме того, фильм был номинирован на «Золотой глобус» в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня».

 

* Фильм номинирован на премию «Сезар» в номинации «Лучший иностранный фильм».

 

* Фильм стал обладателем премии «BAFTA» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика». Кроме того, фильм был номинирован на «BAFTA» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек».

 

* Фильм стал обладателем кинопремии «Жорж», как лучший зарубежный экшн.

 

* Фильм стал обладателем премии «Empire Awards», вручаемой журналом Empire в 3-х номинациях: «Фильм года», «Лучший режиссёр», «Лучшая Актриса» (Зои Салдана).

 

* Фильм номинирован на премию MTV Movie Awards в номинациях: «Лучшая драка» (Сэм Уортингтон vs. Стивен Лэнг), «Лучший поцелуй» (Сэм Уортингтон и Зои Салдана), «Лучший кинозлодей» (Стивен Лэнг), «Лучшая женская роль» (Зои Салдана) и «Лучший фильм».

 

 

 

Отзывы и рецензии

 

* Стивен Спилберг назвал «Аватар» самым изумительным произведением кинофантастики со времён «Звёздных войн».

 

* Эмир Кустурица считает, что такой фильм, как «Аватар», — просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D. Он полагает, что всё это делается лишь для того, чтобы вытащить из людей деньги, а по-настоящему серьёзное кино должно добиваться своей трёхмерности за счёт смысла.

 

* Журнал «Тайм» посчитал «Аватар» самой убедительной попыткой создания вымышленного мира в истории кинематографа, которая на годы вперёд определит горизонт кинодостижений если не в имитации наших повседневных впечатлений, так в фабрикации новых[99].

 

* Роджер Эберт признал, что благодаря новому культовому фильму Кэмерон подтвердил свой «королевский» статус в Голливуде, показав коллегам, как можно мудро потратить 250 или 300 миллионов. Он назвал «Аватар» событием с большой буквы — одним из тех фильмов, которые необходимо посмотреть, чтобы уметь поддержать разговор в обществе. Эберт также отметил, что в фильме явно прослеживается антивоенный, гринписовский посыл.

 

* Манола Даргис в «Нью-Йорк таймс» провела параллели между «Аватаром» и «Матрицей» (1999), отметив, что фильм Кэмерона следует в русле заложенной десять лет назад парадигмы. По словам Даргис, фильм переносит зрителей в утраченный (и вновь обретённый) Эдем и — над радугой — в страну Оз.

 

* Рецензент французского «Кайе дю синема» в статье «Новые рубежи» не посчитал нужным обсуждать сюжет «этой наивной сказки» о «пробуждении либидо у инвалида», сосредоточившись на техническом новаторстве Кэмерона, который (наряду с Земекисом) добился неслыханной прежде убедительности созданной компьютером реальности бесчисленных новых форм, фактур и красок. Отличие Кэмерона от Земекиса в том, что синтетический мир первого полон безудержной энергии юности, лишён каких-либо признаков разложения, он представлен как мир даже более подлинный, чем мир «оптической реальности».

 

* Юрий Гладильщиков в журнале «Новое время» отметил неожиданную для блокбастера идеологию «Аватара»: «Раньше лишь редкие маргиналы, например Кира Муратова, ставили человечеству „ноль“. Теперь безоговорочный приговор человечеству выносит массовый кинематограф». Он отметил структурное сходство фильма с предыдущей работой Кэмерона: «Сначала час с лишним романтики, приключений, красот и любви. Затем час с лишним — крутейший экшен».

 

* На страницах «Виллидж войс» кинокритик Джим Хоберман отметил, что сочетание традиционной актёрской игры, анимации, CGI и техники захвата движения в «Аватаре» выполнено бесшовно, создавая ощущение просмотра компьютерной игры: доисторический зверинец «Парка юрского периода» бушует в сгенерированной «Матрицей» «Экзистенции». Это «технологическое чудо» Хоберман иронически уподобляет вестерну вроде «Танцев с волками», перенесённому на другую планету. Однако ощущение нового «Метрополиса» сопровождает просмотр только первой части фильма, до того момента, когда на поверхность выплывает его однобокий политико-экологический посыл.

 

* Отклики о фильме вроде: «Да, там классная картинка, но идиотский сценарий!», «да это „Танцы с волками“ на другой планете!» — заставили «Нью-Йорк пост» написать об «Аватаре» как об одном из самых недооценённых фильмов десятилетия. По мнению рецензента, куда важнее фабульных зигзагов то, что это первая в истории кинематографа бесшовная альтернативная реальность, выход кино на принципиально новый уровень миростроительства.

 

* Американские рецензенты отнесли к слабым сторонам фильма тяжеловесность трафаретных диалогов (обычная претензия к фильмам Кэмерона) и предсказуемость сюжетных поворотов во второй части фильма. Скажем, ведущий популярной телепередачи «At the Movies» Майкл Филлипс на страницах «Чикаго трибюн» выразил своё разочарование той половиной «Аватара», когда магия открытия неведомого мира сменяется рутинными для фантастического жанра сценами боевых столкновений.

 

 

 

Продолжение

 

Сразу после выхода на экраны фильма режиссёр уже заявил о готовящемся продолжении историй. По сообщениям действие Аватар 2 возможно будет происходить в глубинах океана планеты Пандора. Для подготовки подводных съёмок и создания пейзажей Джеймс Кэмерон опускался на дно Байкала. Так же на 2015 год запланирован выход триквела, Аватар 3. В которых главные герои отправятся на другие планеты системы Альфа-Центавра. Участие в фильмах-продолжениях уже подтвердили Зои Салдана и Сэм Уортингтон.

 

 

 

 

 

Интересные факты

 

* Гонорар Джеймса Кэмерона составил $248 млн.

 

* На самом деле Джеймс Кэмерон задумал данный проект ещё до съёмок своего фильма «Правдивая ложь»[источник не указан 440 дней] (то есть в 1992 году), но сделав приличное количество набросков и написав основу сюжета, заморозил проект, так как знал, что с тогдашними компьютерными технологиями добиться желаемого успеха у него не получится, и занялся вплотную разработкой своего фильма «Правдивая ложь», параллельно дописывая сценарий. В итоге Кэмерон начал писать сценарий к картине ещё в первой половине 1994 года и закончил где-то к началу 1995 года, и ждал все это время, когда компьютерные технологии дойдут до желаемого великолепия.

 

* Майкл Бин претендовал на одну из ролей в фильме. Он несколько раз встречался с Джеймсом Кэмероном. Однако Джеймс не хотел, чтобы фильм ассоциировался у зрителей с «Чужими» (1986), так как Сигурни Уивер уже подписала контракт на съёмки.

 

* Для фильма Кэмерон разработал специальную технологию, которая позволяла во время съёмок видеть на экране мониторов компьютерных персонажей вместе с живыми актёрами.

 

* В оригинальном сценарии Кэмерона листва растений была такой же синей, как кожа На’Ви, но в конечном счёте, он решил использовать зелёный цвет для большей реалистичности.

 

* Большая часть эпизодов фильма с натуральным движением снималась в Веллингтоне, Новая Зеландия, где были возведены огромные декорации. Это было похоже на настоящее масштабное строительство. Для конструирования декораций была создана огромная субструктура с использованием более чем 150 строителей-подрядчиков.

 

* Реальные декорации включают в себя Комнату связи, где установлены подобия саркофагов, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара, Биолабораторию — помещение для работы учёных и место хранения резервуаров с амниотической жидкостью, в которых находятся тела аватаров, достигшие состояния зрелости за время шестилетнего путешествия с Земли на Пандору; Центр управления, представляющий собой центральную нервную систему базы «Врата Ада», и военный бастион Armor Bay, где хранятся костюмы усиленной подвижности и вертолёты.

 

* Вместе с премьерой фильма в России были открыты два новых кинотеатра IMAX — в Перми и Уфе.

 

* Ещё до выпуска фильма в эпизоде «Танцы со Смурфами» мультсериала Южный парк появилась сатира на историю создания и сюжет фильма.

 

* У главных героев в телах аборигенов пять пальцев, но у самих На’Ви их четыре.

 

* Гора Цзянькуньчжу, расположенная рядом с китайским городом Чжанцзяцзе, 24 января была переименована в «Аллилуйя, Аватар». Цзянькуньчжу, название которой переводится как «Южный небесный столб», стала прототипом некоторых пейзажей планеты Пандора, показанных в блокбастере Джеймса Кэмерона. Ещё в 2008 году голливудский фотограф якобы сделал серию снимков горы, которые впоследствии легли в основу компьютерно воссозданного ландшафта. Идея изменить название горы связана с желанием местных властей заработать на успехе фильма. «Пандора далеко, а Чжанцзяцзе близко», — говорится на сайте городской администрации. Чиновники рассчитывают, что новое имя горы привлечёт в регион туристов.

 

* Когда происходит действие фильма, можно узнать в сценах, где Джейк ведёт дневник. В левом нижнем углу камеры есть дата и время.

 

 

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Автор: Rumata
Количество просмотров
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)
Введите свой email:



 

Комментарии (0)


Новенькое