Дзержинский районный суд поддержал иск прокуратуры к департаменту здравоохранения, который в феврале 2019 года отказал пациенту с эпилепсией в получении льготного лекарства. В депздраве уверены, что действовали в рамках закона. «Яркуб» разобрался в ситуации и узнал, почему, по мнению властей, льготники могут получать дженерики вместо оригинальных лекарств.
Почему ярославские пациенты не всегда получают льготные лекарства? Разбор
Позиция прокуратуры
Пациент, о котором идет речь, с 2015 года живет в Ярославле. До 2018 года мужчина получал по рецепту все нужные ему медикаменты. Ежегодно главный невролог области принимал решение о том, что пациент нуждается в оригинальных препаратах. В 2019 году, когда клинико-экспертная комиссия отказала льготнику в предоставлении оригиналов, он остался убежденным в своей правоте. При этом именно в последний год региональный депздрав впервые запросил у Росздравнадзора документы о непереносимости пациентом дженериков. Ведомство предоставило заключение — но только по одному препарату. Это и стало основанием для отказа.
«По какой причине до 2019 года документы не запрашивали, неизвестно. Мы посчитали, что отказ был формальным, поскольку при одинаковых обстоятельствах были приняты разные решения», — объяснили «Яркубу» в прокуратуре. В ведомстве считают, что нарушения пока нельзя исправить, поэтому комиссия должна была вынести такое же решение, что и раньше.
Дзержинский районный суд Ярославля согласился с мнением прокуратуры.
Позиция департамента здравоохранения
Чиновники сослались на приказ Росздравнадзора от 2017 года, согласно которому извещение, подтверждающее непереносимость пациентом препаратов, должно быть среди документов, подаваемых на клинико-экспертную комиссию. «В ходе рассмотрения документов, представленных на комиссию департамента, извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта на лекарственные препараты группы „Карбамазепин“ и „Леветирацетам“ не было представлено. В медицинской документации отсутствовало и обоснование значимости назначения пациенту по жизненным показаниям лекарственной терапии препаратами „Финлепсин ретард“, „Кеппра“. В связи с этим комиссия, руководствуясь приказом Росздравнадзора, отказала гражданину проводить индивидуальную закупку препарата, который он требовал», — указали в департаменте. Заместитель председателя правительства Ярославской области Игорь Селезнев, курирующий в том числе и отрасль здравоохранения, в беседе с «Яркубом» заметил, что зачастую причиной жалоб на решения комиссии становится финансовый вопрос. «Конкретному пациенту необходимо два препарата. Дженерик первого из них дешевле в полтора раза, второго — почти в восемь. Действующее вещество — „молекула“ на сленге фармацевтов — у них одинаковы, полностью идентичны. Как и их действие на человека. Но дальше начинаются немедицинские истории. Тут много действующих лиц: производители лекарств, их представители, ангажированные медики, провизорские службы», — пояснил Игорь Селезнев.
Зампред правительства области заметил, что решение комиссии изменилось по той причине, что «департамент с 2017 года начал планомерную проверять как сам регистр льготников, так и обоснованность назначений льготных препаратов». По словам Селезнева, «одномоментно эта проблема не решается, это большая работа».
«В Ярославской области самая дорогая программа льготного обеспечения лекарствами в ЦФО, за исключением, конечно, Москвы и Московской области. И при этом у нас больше всех жалоб на осложнения от дженериков, несмотря на то, что в других регионах пациенты принимают их — и ничего», — сказал Селезнев.
Игорь Селезнев напомнил: практически во всех странах по госпрограммам льготного лекарственного обеспечения покупают именно дженерики, производственная площадка которых часто уже локализована. А если больной настаивает на оригинальном препарате, ему предлагают доплачивать разницу самостоятельно. И жалующиеся на осложнения пациенты очень быстро пропадают: статистика того же Росздравнадзора показывает, что осложнений при приеме оригинальных препаратов не меньше, а больше, чем при приеме воспроизведенных лекарств.
Другими словами, льготники должны понимать, что назначение того или иного лекарственного препарата должно иметь объективные причины и оформляться в соответствующем действующему законодательству порядке.