История ярославского трамвая. Это интересно!

7 декабря 2015 11:53
        История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!


В декабре ярославский трамвай отметит 115-летие, и это весомый повод вспомнить историю развития данного вида транспорта в нашем городе.


1895 год. Когда ярославский трамвай мог стать не электрическим, а конным​.


В конце 19 века Ярославль уже был крупным промышленным центром: 45 заводов и фабрик, 2 железнодорожных депо. В новом транспорте город нуждался: для перевозки не только пассажиров, но и грузов. От ведущих компаний страны поступали предложения об организации «конки» (трамвая на конной тяге) в нашем городе, и решение было практически принято. Но в 1896-м в Ярославль обратился директор «Бельгийского общества франко-русских мастерских» Эдуард Дени.

Иностранец приложил немало усилий, чтобы убедить городское руководство: «Хватит жить прошлым, городу нужен электрический трамвай!». Рисковать градоначальники не желали: обе столицы ездят на конной тяге, преимуществ у электричества немного, да и бельгийцы ведут себя подозрительно. Но во главе города к тому моменту уже стоял Иван Александрович Вахромеев. Человек демократичный, в высшей степени культурный и деятельный, он дал высказаться всем, но смог убедить консерваторов, что конка — это вчерашний день. Так в конце 19 века в Ярославле чуть не построили трамвай на архаичной конной тяге. Но 13 мая 1897 было заключено историческое соглашение с бельгийцами о строительстве электрического трамвая.


История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!


1900 год. Торжественное открытие, которое не обошлось без курьезов

​Запускать трамвайное движение договорились с бельгийцами на условиях концессии. Они получали исключительно право на обустройство электрического трамвая в городе, массу налоговых льгот. Все расходы на содержание ложились на бельгийцев, но и большая часть доходов уходила тоже им. Через 42 года все трамвайное хозяйство должно было перейти в собственность города.

Итак, к осени 1900 года строители сдали электростанцию, которой предстояло обеспечивать питание трамвая, и 5 линий. В город привезли первые вагоны. И 17 декабря состоялся торжественный запуск. Собралась вся городская знать, гремели торжественные речи. Без курьезов не обошлось: неопытные вагоновожатые сожгли электромоторы сразу у шести вагонов. Но уже на следующий день трамвай начал ходить без серьёзных происшествий.

История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!

Первые правила трамвайной жизни, в которых не было остановок

​Вызывают улыбку правила, регулировавшие движение трамвая более100 лет назад. Например, в зависимости от того, где ехал пассажир, он платил разную цену. Тогда существовали два класса: за 4 и за 6 копеек. Разницы никакой, первый класс находился в передней части вагона, а второй — в задней. Все было рассчитано на психологию «вот ехал я в трамвае первым классом». В часы пик задняя часть вагона была переполнена, а спереди — простор. А когда вагон шел в обратную сторону без разворота, первый класс автоматически становился вторым, и наоборот.

Остановок в привычном сегодня понимании не было. Как указано в правилах, «о желании выйти из вагона заявляется своевременно кондуктору». Получалось так, что трамвай мог останавливаться у каждого дома. Но и скорость движения была не столь большой: 12–15 верст в час.

История ярославского трамвая. Это интересно!История ярославского трамвая. Это интересно!

1906 год. Свет для города

С пуском трамвая бельгийцы предложили городской Думе осветить дома и улицы, по которым были уложены трамвайные пути. Электростанция, обеспечивающая питание трамвая, позволяла продавать электроэнергию для городского и частного пользования. Первое такое предложение власти отвергли — бельгийцы выставили непосильные для города условия. Тогда трамвайщики значительно уменьшили количество светильников: предложили установить лишь по два дуговых фонаря на Семёновской (Красной) и Богоявленской площадях, а также на разъездах улицы Власьевской (Свободы), что и было сделано. Однако к 1906 году город уже освещали 53 дуговых фонаря. К 1909 году их количество выросло до 200.

Трамвай продолжал развиваться, новые линии связывали пристани на Волге, центр города и основные промышленные предприятия. Ярославцы привыкли к трамваю так, как привыкают ко всему хорошему.


Источник: пресс-служба мэрии Ярославля


Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
История ярославского трамвая. Это интересно!
Количество просмотров
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Введите свой email:



 

Комментарии (0)


Новенькое