15 июня 2016 16:19

С русским языком по любви или по расчету?

Сегодня, 15 июня, стали известны результаты ЕГЭ по одному из обязательных предметов — русскому языку. Если сравнить результаты этого и прошлого года, то выпускники-2015 справились с работами чуточку лучше. «ЯрКуб» поговорил о будущем ЕГЭ по русскому с доктором филологических наук Иосифом Стерниным, а также узнал рекомендации Совета Федерации, направленные Сергею Ястребову.

С русским языком по любви или по расчету?

Сегодня, 15 июня, стали известны результаты ЕГЭ по одному из обязательных предметов — русскому языку. Если сравнить результаты этого и прошлого года, то выпускники-2015 справились с работами чуточку лучше. «ЯрКуб» поговорил о будущем ЕГЭ по русскому с доктором филологических наук Иосифом Стерниным, а также узнал рекомендации Совета Федерации, направленные Сергею Ястребову.

Итоги настоящего

Экзамен по русскому языку, который прошел 30 мая, заставил поволноваться 5151 выпускника. Напомним, что в этом году всем пришлось писать работу под камерами, которые передавали видео наблюдателям в режиме реального времени. Максимальное количество баллов набрали 40 человек — это 0,8%, причем в прошлом году отличников было на 0,2% меньше. Не смогли преодолеть минимальный порог в 24 балла 5 человек — это 1,1% от общего числа сдававших. Год назад «двоечников» было в три раза больше — 16 человек (0,3%). Эти выпускники смогут пересдать только в следующем году, как и нарушители — девочка, пытавшаяся списать со шпаргалки, и мальчик, зачем-то взявший в аудиторию телефон.

Таким образом, можно сказать, что ЕГЭ по русскому сдали лучше, чем в прошлом году. Вообще, на федеральном уровне эта тенденция так же прослеживается, корреспондент «ЯрКуб» присутствовал на трансляции круглого стола «Русский язык для всех», который 6 июня проходил в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Там, помимо обсуждения вопросов качества образования и преподавания, сдачи ЕГЭ в России и за рубежом, эксперты обращали внимание на то, что выпускники лучше и лучше сдают единый госэкзамен. Означает ли это, что все разговоры о явном снижении уровня грамотности не имеют под собой никакой основы?

Что говорит доктор?

С русским языком по любви или по расчету?Иосиф Абрамович Стернин является профессором кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, директором Центра коммуникативных исследований ВГУ, доктором филологических наук, заслуженным деятелем науки РФ… Все его регалии можно перечислять очень долго, и нет сомнений в том, что Иосиф Абрамович может, опираясь на опыт своей деятельности, говорить о недостатках ЕГЭ по русскому языку. «ЯрКуб» имел возможность коротко побеседовать с профессором во время его пребывания в Ярославле.

— Иосиф Абрамович, как Вы оцениваете ЕГЭ по русскому языку как форму сдачи экзамена?

— Сверху все время что-то придумывают и изменяют, это нервирует и учителей, и школьников, и тех, кто следит за процессом. Я ставленник того, что нужно писать письменную работу — сочинение или эссе, а в дополнение проводить устный экзамен, на котором будет возможность определить, как человек говорит. Проверку коммуникативных навыков обязательно нужно включать в экзамен по русскому языку, человек должен что-то рассказать, обосновать свою точку зрения, продемонстрировать навыки риторики.

— Как же реализовать это на практике, кто должен принимать экзамен?

— Учителя и должны оценивать, ведь в преподавании есть такой аспект, как развитие речи. Раньше все время тратили на сочинения, а сейчас их не пишут, потому что это никак людьми не используется. Поэтому нужно внедрять риторику, дебаты — новую форму, которая востребована. Главное ведь не знать правила, а уметь их использовать, а то сейчас в экзамене есть творческое задание: написать текст про правило. Школьник задание выполнил, а в нем ошибку на это правило тут же допустил. У нас знания идут отдельно от использования. Устный компонент выявит: «твоя моя понимать» или нет.

— Почему так получается, это странно.

— Потому что детей не побуждают использовать правила, нигде не спрашивается, как они могут разговаривать. Везде важно, какую букву писать: эту или эту? Акцент не на том. А ведь мы учим язык не для того, чтобы помнить правила, а чтобы грамотно общаться на нем письменно и устно.

— Иосиф Абрамович, как же соотнести те данные, которые мы с вами наблюдали: русский язык, судя по цифрам, сдают все лучше и лучше.

— Это лукавство, которое сегодня допускает Министерство, а если говорить прямо — откровенное вранье. Результаты ЕГЭ, может, и лучше, но по данным экзамена нельзя судить о том, как в реальности люди пишут и разговаривают. Также и методика преподавания: какая бы она ни была, в итоге учителя понимают, что на выходе будет ЕГЭ. Значит, и натаскивать надо на ЕГЭ, так сдадут лучше.

— В советское время школьников учили разговаривать?

— Тогда тоже не учили. Но все писали сочинения на литературные темы, причем письменная речь была связной, люди умели рассуждать в этом жанре. Но сегодня век коммуникаций, нам нужна риторика, речевая культура, речевой этикет, наука ведения дискуссии… Язык как оружейный склад: можно прийти и взять шпагу — или много шпаг, но от этого ты не станешь лучшим фехтовальщиком. Надо уметь пользоваться. Язык также можно сравнить с супермаркетом, где лежат слова и правила. Если люди берут лишь нецензурные слова — это проблема языка или их особенность?

— А как Вы можете прокомментировать Интернет-явление последних лет: в комментариях ожесточенные споры часто содержат обвинения в неграмотности того или другого оппонента, даже если это не имеет никакого отношения к предмету разговора. Это стремление писать правильно или что?

— Я думаю, это мода. Точно такая же, как была мода писать «аффтар жжот» и намеренно делать ошибки. Теперь все должны писать правильно, иначе забросают комментариями. Если бы это была тенденция — я бы был только рад, ведь в Интернете тоже нужно писать грамотно, неприлично делать ошибки и опечатки в электронных письмах и сообщениях.

Гуманитарии нам нужны

В конце беседы Иосиф Абрамович ответил на вопрос о том, как сейчас обстоят дела с бюджетными местами на филологических факультетах.

— Вообще, филологов выпускается все меньше и меньше, и это позор, потому что они обеспечивают общую гуманитарную культуру общества. Где они будут работать, если подходить с точки зрения денег — это уже другой вопрос, но у людей должна быть возможность получить необходимое им образование.

Интересно, что в письме Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в адрес губернатора Ярославской области Сергея Ястребова есть строки о необходимости выделения достаточного количества бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема для обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» профилю «Филологическое образование» для уровней подготовки бакалавриата и магистратуры. То есть, Министерство интересует, скорее, возможность увеличить число учителей-словесников, иначе детей скоро некому будет обучать грамоте и литературе. А то, что к филологам близки другие специальности — это и журналисты, и пиарщики, и специалисты по связям с общественностью, и копирайтеры (о которых пока еще не принято серьезно говорить, а пора бы), — ни слова.

Из того, что касается непосредственно органы местного самоуправления, приведем три важные рекомендации:

  • Способствовать обновлению кадрового состава учителей русского языка, в том числе повышению их квалификации (без увеличения бюджетных месте в ЯГПУ здесь не обойтись);
  • Обеспечить проведение мероприятий по сохранению и развитию русского языка (ждем, Сергей Ястребов со своей командой начнут поддерживать «Тотальный диктант», которому и так неплохо живется);
  • Решить вопрос об оснащении школьных библиотек комплектами словарей (а вот здесь сложно что-то прогнозировать. Но словари, если ими пользоваться, очень нужны, вот только школьникам это невдомек).

Сейчас много говорят о том, что за русский язык наконец-то взялись. Но в реальности он как будто живет сам по себе: кому нужно — тот возьмет, кому не нужно — скажет, что умение писать не- и ни- в жизни не главное. А для выпускников это лишь очередной балл, за которым может скрываться как горячая любовь к слову, так и расчет на поступление в вуз. Остается гадать, чего с каждым годом становится больше.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет