16 января 2017 17:35

«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт

На прошедших выходных 14 и 15 января Театр им. Волкова представил зрителям «Оперу нищих» в постановке московского режиссера Глеба Черепанова. Корреспондент «ЯрКуба» побывал на премьере и делится впечатлениями от увиденного.

«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт

На прошедших выходных 14 и 15 января Театр им. Волкова представил зрителям «Оперу нищих» в постановке московского режиссера Глеба Черепанова. Корреспондент «ЯрКуба» побывал на премьере и делится впечатлениями от увиденного.

В основу спектакля легла остросатирическая пьеса Джона Гея «Опера нищего» (1728 год), пародирующая итальянскую оперу и применяющая ее каноны и штампы. Комедиограф изобразил лондонских подонков — воровскую шайку, скупщика краденого мистера Пичема и его дочку Полли, попавшую на крючок обаятельного разбойника Мэкхита. Харизматичный Мэкки, кумир таверн и публичных домов, не годится в зятья чете Пичемов, отчего впоследствии оказывается приговоренным к смерти.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


Глеб Черепанин скрупулезно работает с литературным источником, тем не менее, зритель получает пародию на пародию, выворачивающую наизнанку лоскутную ткань пьесы. Фрагменты оригинала сшиты так, что торчат нитки обнажения приема. То актриса, переводя дух, интересуется у зрителей: «Ну что, как вам?», то актер второго плана восклицает: «Да я вообще могу молчать, у меня больше нет слов до конца акта!». Изысканные арии Иоганна Пепуша, аранжированные Олегом Васениным и исполненные актерами в сопровождении мини-оркестра, соседствуют с фанерой отечественной попсы типа «Ветер с моря дул». Наконец, в канву первоисточника врываются строчки Гоголя, Булгакова, Пастернака, Бродского и Блока. Так режиссер хотел показать, что «Опера» не привязана ко времени. Усилия на этот счет выглядят довольно странно, если учесть, что у Гея в круге проблем — взяточничество на всех уровнях, заговоры, предательство и шантаж. Неужели это так устарело, что требуется новый язык для актуализации данных явлений? Проблема постановки Черепанова в том, что за безумием, творящимся на сцене, разглядеть все это невозможно. Все равно, что пытаться выяснить характер эстрадной звезды во время концерта.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


Актеры же по-новому открыли для зрителей буффонаду, граничащую с фарсом. «Слишком» было все: голоса, мимика, движения и пластика. И в антракте часть труппы продолжила играть со зрителями, действие спектакля перенеслось в театральные холлы. Мизансцены менялись четыре часа, в то время как герои пьесы не ослабляли натиск ни на минуту. Кажется, где-то за кулисами у них стоит бездонный сосуд питательной энергии. Эта энергия объединяет актеров так, что пасы друг другу передаются и принимаются на ментальном уровне, единение берет верх над индивидуальностью. Схожую функцию играют и наряды действующих лиц, выполненные в черно-белой гамме (исключение — капитан Мэкхит, противопоставленный уже на зрительном уровне костюмом голубого цвета). Вообще, для «Оперы нищих» характерен прием сочетания определенных цветов в одежде героев, поэтому удивляет и восхищает другое: художник по костюмам Анастасия Бугаева создала наряды, отвечающие всем актуальным трендам. И раз уж «Опера» — это китч, то при создании платьев грех было пренебречь мехом и гигантскими пайетками, а ботфорты не сочетать с телесным боди. Театральный haute couture венчали целых два «платья невесты», в которых красовались героини Полли Пичем и Люси Локит. А прямая цитата бёртоновской Красной Королевы интерпретирована Бугаевой как черный ансамбль платья и шляпы миссис Пичем. Цепочку зрительных образов завершают декорации: на сцене выстроен дом-ковчег, где, по задумке художника-постановщика Тимофея Рябушинского, соседствуют персонажи этой истории. И если в Ноевом Ковчеге каждой твари было по паре, то здесь все они одной породы. И только капитан Мэкки выглядит так, словно место ему на другом корабле.


«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт«Опера нищих»: четыре часа буффонады включая антракт


В итоге пьеса оставляет впечатление, будто тебя самого отправили на лондонское дно без надушенного платка и темных очков. Некоторые не выдержали такого отношения и забрали пальто в антракте, не дожидаясь развязки. Если вы предпочитаете классические спектакли и классические чувства, попробуйте купить билеты на другой спектакль. «Опера нищих» ранит чувство прекрасного, плюет в лицо и смеется как безумная проститутка. И не соврать, сделав вид, что мы ожидали подобную провокацию.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет