FAQ: Как смотреть кино

23 сентября 2016 13:39

Вопрос «Как смотреть кино» может показаться праздным. Купил билет в кинотеатр, запустил приложение или (не видит Роскомнадзор) скачал картину и смотришь себе. Можно попкорн пожарить. Но нет, это искусство не такое простое, и лучше всех рассказать о нем может кинокритик, которому приходится смотреть почти все, что выходит на экраны.

В Ярославль с лекцией на тему о том, как и зачем смотреть фильмы, приезжал Антон Долин. Киношкола MR.FILM подарила горожанам возможность лично увидеть кинокритика и столичного обозревателя, для которого кино — это не пустой звук. «ЯрКуб» внимательно выслушал Долина и записал основные тезисы его выступления.

Антон Долин считает, что если человек говорит, будто научит ориентироваться в фильмах как рыба в воде, то он соврет. И на то есть причины: сначала нужно самому разобраться в предмете, а это невозможно.

— Никто не обязан знать все, а ученик может начать учить своего преподавателя. Среди того, что уже открыто и доступно, есть много непознанных материков. Что вы знаете о киноиндустрии Африки? Или вот пример с победителем Венецианского фестиваля в этом году, Лав Диасом. Он из Филиппин. Что вы знаете о филиппинском кино? 30 лет назад знаток кино не мог не слышать фамилии Вима Вендерса, а сейчас можно не подозревать о существовании Диаса и нормально себя чувствовать. Критериев обязательного и необязательного здесь нет. — Антон Долин.

Как же правильно смотреть кино?

Свои рекомендации о культуре восприятия фильмов кинокритик называет детскими, однако замечает, что даже некоторые специалисты о них не задумываются. Итак, что нам нужно понимать для осознанного знакомства с кино, по мнению Долина.

«Если вы хотите получить адекватный опыт, кино нужно смотреть в кинотеатре. Или устроить кинотеатр дома, с проектором и простыней, если не хочется покупать экран. Вот вам пример: можно увидеть копию знаменитой картины, но представление о ней не сравнится с впечатлением от знакомства с оригиналом. Роль сыграет и цветопередача, и размер репродукции. Еще важно, как и с кем смотреть. Представьте, вы поехали в Лувр, чтобы увидеть Джоконду. Заходите в зал, где висит картина, а там толпа японцев или китайцев постоянно ее щелкает и мешает вам остаться с шедевром один на один. Настоящее произведение искусства рождается в борьбе с препятствиями, которые есть, вы завоевываете свой шанс быть с ним, даже если помехи — это зрители в зале, жующие чипсы.

Надо платить за просмотр. Это важная, абсолютно символическая акция. Человек, который заплатил, смотрит фильм внимательнее и досматривает до конца. Вы спросите: а как же критики? Они расплачиваются за это своим трудом по осмыслению картины, репутацией, когда пишут о ней. Понимайте, что деньги за просмотр пойдут тем людям, которые трудились над фильмом. И да, если это работа Джима Джармуша, который все делает сам, то вы заплатите лично Джиму Джармушу.

Всегда смотрите фильмы с оригинальным звуком. Забудьте о том, что читать субтитры тяжело или лень, читать умеют все и все должны это делать. Звук является важнейшей частью фильма. Можете себе представить, что вы смотрите «Пиратов Карибского моря» без Ханса Циммера? Нет? Так почему вы считаете, что музыка важнее голоса актера? Джонни Депп без голоса уже не Джонни Депп, фильм слегка искалечен. Тут можно задать каверзный вопрос: как же нам смотреть фильмы с субтитрами, если прокатчики дают дублированные? Ответ: чем больше народа будет ходить на оригиналы, тем скорее поймут необходимость их поставки прокатчики. Во Франции это произошло, тем более, что это дешевле.

Никогда не верьте трейлерам и рекламе, они существуют, чтобы выкачать из вас деньги. Трейлер — это монтаж: некий человек из чужого фильма делает свой. И вы смотрите фильм неизвестного и бездарного человека, у которого только одна цель. Если мозгов и способности к чтению у вас хватает, посмотрите, кто авторы фильма. Трейлер всегда соврет: он плохой у офигенного кино и наоборот.

Никогда не верьте пользовательским рейтингам. Они значат только одно: фильм популярный. Вы же в книжном не идете покупать Донцову из-за ее популярности. Есть популярные сорта туалетной бумаги или творога, и это значит, что у компаний-производителей есть деньги и стратегия продвижения продукта. В искусстве такие вещи вообще не работают. Чему же верить? Критикам. Не надо верить всем, выберите одного. Есть сайт «гнилые помидоры» (www.rottentomatoes.com), там можно найти сводные рейтинги кинокритиков. И не бойтесь, читая рецензии, наткнуться на спойлеры, нормальный человек не должен их опасаться.

Есть еще один пункт, который не учитывают порой даже профессионалы. Его сформулировали Андре Базен и Франсуа Трюффо. Автор фильма — это режиссер. Хороший пример тому — фильм по книге. Представьте, что вы видите рекламу картины, снятой по вашему любимому роману. А главную роль, к тому же, играет ваш любимый актер. Но это совершенно не гарантирует того, что кино вам понравится! Недавно я общался с Николасом Кейджем, говорю ему: «Среди фильмов, в которых Вы сыграли роли, столько дерьма…». Он посмотрел на меня своими глазами грустного спаниэля и ответил, что играет изо всех сил, но это ничего не решает. Как ни прискорбно, имя режиссера тоже не гарантия успеха.»

Читайте также интервью с героем. Антон Долин: «Кинокритик от зрителя отличается только тем, что может облечь эмоции в слова и передать их другим».

О кинокритике

Антон Долин разделяет аудиторию фильмов на обычных зрителей, которые ходят в кино ради удовольствия, синефилов или киноманов, что считают себя знатоками, так как смотрят бесконечно много картин, и кинематографистов, относящихся пристрастно к любой работе. Кинокритик же, говорит Долин, лишен права на вкусовую селекцию. Он не может смотреть только те фильмы, которые ему интересны.

— На критике огромная ответственность. Он приходит на фестиваль, где фильм показывают впервые, и смотрит девственно чистый фильм. О нем не известно почти ничего. И нужно первым сформировать мнение о картине по возможности объективно. — Антон Долин.

Сейчас кинокритики выполняют работу навигаторов в безбрежном океане фильмов, пересмотреть все из них нельзя, даже если смотреть с утра до ночи всю жизнь. Раньше критики были первооткрывателями вроде Колумба, сегодня они лоцманы, обязанные провести зрителей мимо островов-плохих фильмов, познакомив с островами-хорошими картинами.

Зачем мы смотрим кино?

Для того чтобы выяснить свои личные предпочтения, нужно ответить на этот простой вопрос. Иначе приплыть к острову с хорошими картинами не получится очень долго, можно даже разочароваться в этом виде искусства.

Смотреть фильмы можно для развлечения. В этом нет ничего позорного и стыдного. Человек стремится сбежать в другой мир, чтобы отвлечься от своих будней, работы.

— Мало что в жизни я ненавижу так сильно, как словосочетание «доброе кино», придуманное в России за последние десять лет. Такие фильмы напрямую апеллируют к тому, чтобы человек вышел из кинотеатра с хорошим настроением, чего достичь очень легко путем наглой спекуляции. Можно же встретить проститутку, которая владеет искусством обольщения и гарантированного доставления удовольствия, при этом по завершению встречи останется чувство легкой гадливости. Точно такое же, как после «доброго фильма». — Антон Долин.

Кино можно смотреть ради познания мира. Например, на Берлинском фестивале показывают удивительные картины. Скажем, африканские, которые рассказывают историю войны двух племен. Фильм — это бюджетный способ путешествовать.

Фильмы также смотрят для получения эстетического наслаждения, удовольствия от искусства через осознание новизны языка кинопрочтения. Чаще всего для удовлетворения этой потребности подходит авторское кино. Кто-то говорит: «Почему я должен смотреть кино, которое мне неприятно или где ничего не происходит? Это определенного рода мазохизм?». Ну да, так оно и есть. Но ведь зачем-то придумали грязный панк-рок, когда играли «Битлз». У человеческого мозга есть потребность в дискомфорте, он помогает узнать что-то новое о себе.

— Я часто задавал себе вопрос: зачем нужно искусство? Ответ такой: оно удовлетворяет потребность человека в том, чего ему не хватает. Чем отличается этот мазохистский дискомфорт от более удобного искусства? Долей соучастия и получения удовольствия от процесса. Кино дает тебе все, чтобы ты мог смотреть и не требовать ничего. Играет определенная музыка, актеры показаны с выбранного ракурса (вы не можете сказать Кейджу на экране: «Николас, отвернись!»). Это как в парке аттракционов — вы овощем пристегнуты к креслу и выпустят вас через три минуты. С авторским кино иначе: оно взывает к противодействию, требует ответа, участия, работы воображения и сознания. — Антон Долин.

Напоследок кинокритик призвал не бояться не понимать искусство. Ориентироваться нужно только на свои чувства, если их не возникает — идите дальше. И специально выискивать в фильмах цитаты, рефрены, зашифрованные послания и так далее специально не нужно. Их вовсе может и не быть, а вы уже вообразите, будто не хватает эрудиции на восприятие такой сложной картины, какой она не является.

Основатель киношколы MR.FILM Владислав Дианов поделился с «ЯрКубом» своими впечатлениями от встречи с Антоном Долиным.

— Редко получается вселить мне какую-то мысль. Но мы весь день провели с Антоном Долиным, и моё сознание слегка деформировалось в отношении некоторых простых вещей. Таким и должен быть настоящий кинокритик: не только разбираться в кино, но и во многих других областях, особенно искусства, быть всесторонне подкованным. А в кино как раз наши взгляды в большинстве случаев сходятся, что приятно — лишний раз подтверждает моё правильное понимание кинопроцесса. Очень надеюсь на последующие встречи в Ярославле, — рассказал Владислав.
Фото: Владимир Скориков

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)
Введите свой email:



 

Комментарии (0)


Новенькое