7 июля 2016 11:11

Архитекторы снимают Волгу

«Мы русские. Мы дети Волги…», — некогда написал Евгений Евтушенко, а ему вторил Владимир Высоцкий: «Волга песни слышала хлеще, чем „Дубинушка“, в ней вода исхлестана пулями врагов». Волга для России — не просто река, а для таких городов, как Ярославль, она стала фактически матерью. Поэтому визит «АРХ ПАРОХОДА» 6 июня стал для ярославцев важным событием.

Архитекторы снимают Волгу_75387
Архитекторы снимают Волгу_75388
Архитекторы снимают Волгу_75389
Архитекторы снимают Волгу_75390
Архитекторы снимают Волгу_75391
Архитекторы снимают Волгу_75392
Архитекторы снимают Волгу_75393
Архитекторы снимают Волгу_75394
Архитекторы снимают Волгу_75395
Архитекторы снимают Волгу_75396

«Мы русские. Мы дети Волги…», — некогда написал Евгений Евтушенко, а ему вторил Владимир Высоцкий: «Волга песни слышала хлеще, чем „Дубинушка“, в ней вода исхлестана пулями врагов». Волга для России — не просто река, а для таких городов, как Ярославль, она стала фактически матерью. Поэтому визит «АРХ ПАРОХОДА» 6 июня стал для ярославцев важным событием.

Масштабный проект «АРХ ПАРОХОД» не имеет аналогов на российском рынке и предполагает участие 160 человек. Крупнейшие российские архитекторы и дизайнеры, известные деятели культуры и сотрудники ведущих специализированных изданий проведут целую неделю, проходя по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода и обратно на теплоходе «Григорий Пирогов». «ЯрКуб» узнал, зачем им это нужно.

Видеолетопись Волги

Как сообщил «ЯрКубу» руководитель научно-художественной экспедиции «Волга», директор ЦДХ Василий Бычков, все усилия группы направлены на сбор материала для аудиовизуальной инсталляции с аналогичным названием — «Волга». Работа проходит под патронатом Совета Федерации РФ.

— Идея провести экспедицию родилась случайно, это было в Плесе, когда мы общались с обществом краеведов. Начался разговор о Волге, многие стали жаловаться на то, что река-матушка обделена нашим вниманием, хотя она имеет огромное значение в жизни страны, пусть в настоящее время оно не акцентировано: перестал ходить быстроходный транспорт, есть проблемы с экологией и развитием туризма. Кто-то сказал: «Волга обижается на нас!», и я предложил: «Давайте снимем Волгу!». Тогда я не понимал, чего это стоит технически.

Архитекторы снимают Волгу Архитекторы снимают Волгу


Нужно отметить, что это не первая в истории попытка зафиксировать на носителе пейзаж волжских берегов. Так, художники братья Чернецовы (родом из Луха, Ивановская область) еще в 1838 году проплыли по великой реке от Рыбинска до Астрахани, срисовывая с натуры панораму видов. Один брат рисовал левый берег, а другой — правый. Итогом шестимесячного путешествия стала 746-метровая работа, которую Чернецовы назвали «Параллель берегов Волги», которая осталась не оцененной императором Николаем I. К 1880-м годам от нее сохранились лишь обрывки. Почти 60 лет спустя, в 1894 году, нижегородский фотограф Максим Дмитриев намеревался снять Волгу от истока до устья со всеми прибережными селами и городами. Он завершил работу только в 1903 году, в итоге представил публике более сотни панорам, запечатлевших реку от Рыбинска до Астрахани.

Экспедиция «Волга» становится логичным продолжением трудов предшественников, причем исследователи используют уже современный способ фиксации — видеосъемку.

— В 2015 году мы прошли от Нижнего Новгорода до нулевой отметки, которую по легенде установил Петр Великий. В этом году делаем второй кусок — от Твери до Нижнего Новгорода. Первую часть материала мы показывали на фестивале «Первозданная Россия» на двух экранах, — рассказал Василий Бычков.

Видео снимают две камеры, установленные по обеим сторонам теплохода, причем они работают и днем, и ночью. В 2015 году отснятый материал весил 24 терабайта, кроме того, фотографы на судне постоянно снимают происходящее за бортом. Также участники экспедиции берут интервью у местных жителей, записывают литературные источники, посвященные Волге, создавая некое жизнеописание реки сегодня.

Архитекторы снимают Волгу Архитекторы снимают Волгу

Дополнительно сотрудники Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина Российской академии наук на протяжении всего пути берут пробы воды и проводят исследования этого материала в специальной передвижной лаборатории. Для этого используют биотестирование: в образец воды «запускают» зеленую водоросль хлореллу и смотрят, как она развивается.

Архитекторы ведут диалог

В 2015 году экспедиция «Волга» прошла без присутствия архитекторов, однако в этом году они взошли на борт теплохода, чтобы в неформальной обстановке обсудить самые животрепещущие вопросы и проблемы профессионального сообщества. Проект «АРХ ПАРОХОД» стал новой просветительской программой в рамках 5-й Московской Биеннале Архитектуры, а «Архитектурный пароход» — ее передвижной площадкой. В рамках проекта была проведена церемония награждения Архитектора года — им стал петербуржец Никита Явейн.

Архитекторы снимают Волгу Архитекторы снимают Волгу

Но дискуссии, разговоры, творческие вечера и круглые столы — это важно не в такой степени, как рожденный во время путешествия Волжский манифест архитекторов — проект кодекса профессиональной этики.

— Во многих профессиональных сообществах есть такие документы. На них смотрят как на что-то само собой разумеющееся: кто-то придерживается установок,кто-то нет. Но они важны, ведь в одном месте в одно время собрались профессионалы, которые объединены пониманием проблем и желанием не только заработать, но и внести свой вклад в общее дело, — поделился Василий Бычков.

На борту «Григория Пирогова» 27 звезд российской архитектуры вместе с Василием Бычковым и другими заинтересованными лицами думали 2,5 дня над своим кодексом, сформулировав девять емких пунктов, которых должен придерживаться в своей деятельности каждый уважающий себя архитектор. «ЯрКубу» удалось узнать содержание двух из них от Василия Бычкова.

Очень важный постулат — чтобы архитектурное творение было подписано, потому что сейчас очень много безымянной архитектуры. 90% этих огромных сооружений из бетона и камня сделаны кем-то без имени, потому что был заказ девелопера. Все должно быть подписано! Архитектор должен нести ответственность за здание, сделанное им.

Еще один пункт, он странный, но правильный — любовь. Это такая сила, которой должна быть пропитана профессия. Лично я считаю, что по силе ответственности с архитектором может сравниться политик, который решает судьбы страны, полководец, который решает отправить людей на смерть, может быть, врач. И если представитель профессии архитектора не пропитан чувством любви к городу и людям, которые будут жить в зданиях, сделанных им, ничего хорошего не будет. Мы все подписались под этим словом.

Архитекторы снимают ВолгуАрхитекторы снимают Волгу

Встречаясь с жителями городов на Волге, участники «АРХ ПАРОХОДА» ведут разговоры о важных для конкретной местности проблемах архитектуры, экологии и культуры. Ярославцы успели поговорить только об архитектуре, затронув самое больное место — отсутствие в городе главного архитектора. Заместитель мэра города Ярославля Вячеслав Гаврилов поблагодарил организаторов проекта за внимание, проявленное к Ярославлю и другим поволжским городам.

— Вы смотрите на города под другим углом, открываете их новые грани. Ярославлю более 1000 лет, у нас богатое историческое наследие — город уникален тем, что он не просто памятник, ведь центр признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. И мы рады тому, что возможности «АРХ ПАРОХОДА» дадут дополнительный стимул для сохранения и популяризации этого наследия. Конечно, для нас также актуальны вопросы экологии и состояния Волги, ведь река дает нам питьевую воду, — подчеркнул Вячеслав Гаврилов.

Кстати, до Ярославля «Архитектурный пароход» успел остановиться в Твери. Как выяснилось, все в городе пронизано одной проблемой — это провинциальность, вторичность, так как с появлением «Сапсана» время пути из Твери в Москву или Санкт-Петербург значительно сократилось. Многие работают в столице, причем жить хотят в Твери, это не дает городу развиваться, порождает апатию. По мнению Василия Бычкова, к Ярославлю эта история пока не относится.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет