29 июня 2016 19:41

Загадки испанского триптиха XV века

В период отпусков и мечтаний о средиземноморских странах в Музее зарубежного искусства появилась новая выставка с названием «Испанский алтарь. XV век». Со стороны руководства это был смелый шаг: немногие музеи могут позволить себе показывать лишь один экспонат, однако представленное произведение вряд ли нуждается в «подмоге». «ЯрКуб» познакомился с ним ближе.

Загадки испанского триптиха XV века_74616
Загадки испанского триптиха XV века_74617
Загадки испанского триптиха XV века_74618
Загадки испанского триптиха XV века_74619
Загадки испанского триптиха XV века_74620
Загадки испанского триптиха XV века_74622

В период отпусков и мечтаний о средиземноморских странах в Музее зарубежного искусства появилась новая выставка с названием «Испанский алтарь. XV век». Со стороны руководства это был смелый шаг: немногие музеи могут позволить себе показывать лишь один экспонат, однако представленное произведение вряд ли нуждается в «подмоге». «ЯрКуб» познакомился с ним ближе.

Главный герой выставки — триптих, созданный более полутысячи лет тому назад. Когда-то он входил в состав алтаря, был свидетелем создания на Пиренеях в результате династического брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского централизованного государства, которое сейчас называется Испанией. При нем корабли Колумба отправились искать новый путь в Азию, а нашли Америку. Он был на богослужении, посвященном отвоеванию Пиренеев у мавров. Одним словом, видел историю части Европы, вот только рассказать ее не может. И о нем пока известно крайне мало: например, есть три варианта расположения триптиха в составе алтаря (они описаны на изображении ниже).


Алтарь в христианском храме — место совершения таинства Евхаристии, где, по представлениям верующих, реально присутствует Христос и как Жертва, и как Первосвященник. В восточной церковной традиции термин «алтарь» относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма. В западной церковной традиции под алтарем понимается стол, за которым совершается Евхаристия. Алтарем в католицизме называют также и алтарный образ, расположенный за престолом.

Этот ценный раритет мог бы не оказаться в Ярославле, если бы не крайняя удачливость его владельца — коллекционера Александра Ильина. В 2010 году его знакомый предложил принять участие в аукционе в Кельне, показал триптих со словами: «Не хочешь приобрести?». Александр говорил, что предполагаемая сумма покупки была огромная, но он все-таки поставил — в три раза меньше заявленного. Видимо, в те дни был кризис, евро лихорадило, поэтому на аукцион никто не приехал. Так фрагмент испанского алтаря XV века оказался в России. Заместитель директора ярославского художественного музея по экспозиционно-выставочной работе Алексей Федорчук, узнав об этом, предложил Александру выставить триптих, коллекционер согласился, так как с музеями он сотрудничает уже около 10 лет.

Загадки испанского триптиха XV века Загадки испанского триптиха XV века

Александр Ильин (слева) и Алексей Федорчук (справа)

Алексей Федорчук заверил, что памятник принадлежит именно XV веку: кроме экспертизы в Германии этот факт подтвердили сотрудники Музея Каталонского искусства в Барселоне. Ярославский музей постарался узнать все возможное о триптихе, который полон загадок: так, кроме неопределенности расположения данного предмета в алтаре, сложно понять, кто именно изображен, так как к XV веку традиция устойчивой атрибутики апостолов еще не сложилась. Пока удалось определить пятерых святых, с предположениями по троим из них согласны научные сотрудники Каталонского музея Барселоны. На изображении ниже можно узнать информацию об апостолах.


Последнее, что любопытно понять — это своеобразное решение триптиха. Возможно, на него оказало влияние введение в 1480 году инквизиции в Арагоне (где и было создано это произведение), Кастилии и Каталоне. В искусстве тогда усилилась назидательность, призыв к праведной жизни, подчеркивались физические страдания и духовные подвиги апостолов и первых христиан. Ценность триптиха увеличивает также то, что в XV столетии земли Арагона и Каталонии переживали экономический кризис, поэтому художественных произведений создавалось очень мало.

Важно заметить, что на выставке представлен только лишь триптих и пояснения к нему. Музей отважился показать одно произведение, учитывая и его возраст, и его значимость. Дополнительным фоном для экспоната служат фильм о более позднем искусстве Каталонии, подсветка, отсылающая к виду разноцветных бликов от витражей на полу, а также сопровождение авторства испанского композитора эпохи Возрождения Алонсо Лобо, который писал исключительно церковную вокальную музыку.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет