В период отпусков и мечтаний о средиземноморских странах в Музее зарубежного искусства появилась новая выставка с названием «Испанский алтарь. XV век». Со стороны руководства это был смелый шаг: немногие музеи могут позволить себе показывать лишь один экспонат, однако представленное произведение вряд ли нуждается в «подмоге». «ЯрКуб» познакомился с ним ближе.
Загадки испанского триптиха XV века
В период отпусков и мечтаний о средиземноморских странах в Музее зарубежного искусства появилась новая выставка с названием «Испанский алтарь. XV век». Со стороны руководства это был смелый шаг: немногие музеи могут позволить себе показывать лишь один экспонат, однако представленное произведение вряд ли нуждается в «подмоге». «ЯрКуб» познакомился с ним ближе.
Главный герой выставки — триптих, созданный более полутысячи лет тому назад.
Этот ценный раритет мог бы не оказаться в Ярославле, если бы не крайняя удачливость его владельца — коллекционера Александра Ильина. В 2010 году его знакомый предложил принять участие в аукционе в Кельне, показал триптих со словами: «Не хочешь приобрести?». Александр говорил, что предполагаемая сумма покупки была огромная, но он
Александр Ильин (слева) и Алексей Федорчук (справа)
Алексей Федорчук заверил, что памятник принадлежит именно XV веку: кроме экспертизы в Германии этот факт подтвердили сотрудники Музея Каталонского искусства в Барселоне. Ярославский музей постарался узнать все возможное о триптихе, который полон загадок: так, кроме неопределенности расположения данного предмета в алтаре, сложно понять, кто именно изображен, так как к XV веку традиция устойчивой атрибутики апостолов еще не сложилась. Пока удалось определить пятерых святых, с предположениями по троим из них согласны научные сотрудники Каталонского музея Барселоны. На изображении ниже можно узнать информацию об апостолах.
Последнее, что любопытно понять — это своеобразное решение триптиха. Возможно, на него оказало влияние введение в 1480 году инквизиции в Арагоне (где и было создано это произведение), Кастилии и Каталоне. В искусстве тогда усилилась назидательность, призыв к праведной жизни, подчеркивались физические страдания и духовные подвиги апостолов и первых христиан. Ценность триптиха увеличивает также то, что в XV столетии земли Арагона и Каталонии переживали экономический кризис, поэтому художественных произведений создавалось очень мало.
Важно заметить, что на выставке представлен только лишь триптих и пояснения к нему. Музей отважился показать одно произведение, учитывая и его возраст, и его значимость. Дополнительным фоном для экспоната служат фильм о более позднем искусстве Каталонии, подсветка, отсылающая к виду разноцветных бликов от витражей на полу, а также сопровождение авторства испанского композитора эпохи Возрождения Алонсо Лобо, который писал исключительно церковную вокальную музыку.