В переводе с латинского «diffusio» означает взаимодействие. В физике это явление описывает взаимопроникновение частиц разных веществ при их непосредственном контакте. В музыке же диффузия тоже есть — взять хотя бы жанры на стыке:
Диффузия рока и симфонического оркестра
В переводе с латинского «diffusio» означает взаимодействие. В физике это явление описывает взаимопроникновение частиц разных веществ при их непосредственном контакте. В музыке же диффузия тоже есть — взять хотя бы жанры на стыке:
Симфонический рок сегодня следует отличать от его «собрата» —
Естественно, пока
Диффузия рока и симфонического оркестра
Откуда родом?
История RockestraLive начинается в августе 2015 года в прогрессивной столице нашей Родины. Команду из студентов колледжа имени Гнесиных и Московской консерватории собрал дирижер Сергей Акимов. Ему предложили участвовать в новом проекте, а он позвал туда своих друзей.
— У нас не было сомнений, стоит ли идти, потому что мы все друг друга хорошо знаем и ранее вместе работали, — вспоминает Алина.
Как работают?
Сергей является лидером в коллективе музыкантов (
— Есть такие люди, как наш менеджер, например. Он командует, говорит, кто, во сколько и зачем должен прийти на репетицию. Я же ни на кого даже не ору, командовать у меня не получается, да и не нужно. У нас нет диктата, нет подчиненных, мы все творим в неком конгломерате, — рассказывает Сергей.
Кто в составе?
Коллектив RockestraLive — не полноценный симфонический оркестр. Алина говорит, что у них раза в три меньше участников, чем должно быть, всего 5 первых скрипок, 5 вторых скрипок, 3 альта, 3 виолончели, 1 контрабас… Иначе они занимали бы гораздо больше места на сцене, а так получается достаточно лаконично. Но есть и определенный лимит такого «урезания» — скажем, в группе духовых инструментов по одному человеку, их уже нельзя убрать, а если сократить число струнников, уйдет некая «подложка», которая дает ощущение плотности звука.
У ребят есть
— Есть грань, отделяющая нас от коллектива, играющего музыку для филармонической сцены, и коллектива, который позиционирует себя какрок-группу . Мы тяготеем к последним, потому что наши произведения являются оркестровым переложением оригинальных песен. Если песня в оригинале длится пять минут, мы тоже будем играть ее пять минут, и в этом помогаетритм-секция . Дополнительно она позволяет людям не просто узнавать композицию и хлопать в конце, а выходить к сцене, танцевать, подпевать… Это самая приятная часть.
Как сочетать?
Самое сложное при работе с оркестром — переложить
— Мы играем британские и американскиерок-хиты с опорой на то, что сейчас слушает современная молодежь. Наши герои живы, ездят по миру с концертами.
Алина рассказала, что далеко не все песни могут лечь на инструменты.
— Работа по перекладыванию композиция на оркестр непростая, потому что мало взять случайную песню — она может потерять свой вид, перестать звучать, превратиться вообще в неузнаваемый материал. Тут нужно знать каждый инструмент: где он будет выгодно звучать, какие партии кому отдать… Ведь слова тоже нужно раскидать между музыкантами, чтобы все получилось гармонично.
На вопрос «а есть ли композиции, которые не ложатся?», Алина отвечает, что состав RockestraLive может сыграть практически все, пока просто страшно за многое браться. Коллектив понемногу «прощупывает почву», меняет программу, но, как сказал Сергей, остается в заданных рамках. Возможно, со временем ребята освоят отдельные
— Русский рок имеет балладный характер: как правило, есть один ведущий исполнитель, который самостоятельно играет свои простые аккорды. Мало над чем можно работать, подходящие для переложения композиции можно пересчитать по пальцам. Хотя, например,Би-2 успешно работает с оркестром. Возможно, в будущем мы поработаем в этом направлении.
Почему все-таки рок?
— Мне кажется, у людей уже накипело, нагорело, им нужно то, что мы делаем — комментирует Алина.
— Мы играем песни тех групп, которые редко посещают Россию и даже Москву. Вживую их редко можно услышать, мы же играем вперемешку ирок-хиты , и оркестровые вещи — получается двойное удовольствие, двойной шик, — считает Сергей.
Рок и симфонический оркестр раньше находились на разных полюсах, но их соединение получилось гармоничным, оксюморона точно нет. Не зря же говорят, что противоположности притягиваются? И даже «старшие» коллеги музыкантов не смотрят косо, потому что
Диффузия рока и симфонического оркестра
Кто конкуренты?
Альтистка безапелляционно заявляет: «Все коллективы, о которых мы знаем, собираются играть каверы исключительно ради денег. Они создают проект, ездят по городам, играют — и разваливаются. Мы же о другом, хотим быть узнаваемыми среди сверстников, нам наше же творчество ближе, чем старшим коллегам».
То есть, соперников нет? Конечно, есть, но пока эта ниша зыбкая, изменчивая. Оценивать работу коллектива, играющего рок в симфонической обработке, стоит после
— У меня есть знакомые, называются Radio Kamerger. Они делаютчто-то похожее, но их всего пять человек: им проще ездить по стране, давать концерты. Нам же нужна большая сцена — в клубе все не поместятся. Отсюда и ответственность перед большой публикой, мы серьезно готовимся к выступлениям, — добавляет Алина.
Если посмотреть на рынок, то пока, действительно, крупных игроков в сфере симфонического рока назвать не представляется возможным. У RockestraLive наметился хороший старт, но им еще предстоит большая работа, связанная с позиционированием себя как некого бренда. Ныне слушатель чутко отзывается на интересные проекты, но очень быстро переключает внимание: сколько всего появляется — не успеешь переслушать!
Играть симфонический рок — казалось бы, выжимать максимум из чужого материала — одновременно и трудоемко (попробуй создать программу для оркестра!), и понятно (с точки зрения узнаваемости композиций и их авторитета). Развлечение для души, серьезная работа в выбранном направлении или
За помощь в создании материала «ЯрКуб» благодарит Антона Датченко.