22 декабря 2015 01:58

МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»

21 декабря МХТ им. Чехова представил на сцене Первого русского театра «Сцены по мотивам романа «Преступление и наказание». Режиссер ушел и от главного события — убийства старухи процентщицы и от первоначальных мотивов произведения- исцеления общества от идеи «высшей расы» и привития идеи равенства и благородства, что, стоит заметить, в современном мире было бы очень кстати. Ушел творец в сторону мирской жизни, быта, взаимоотношений, накала страстей и пикового надрыва в течение всего трехчасового представления.

МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»

МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»

«…бедность не порок, это истина…
Но нищета, милостливый государь, нищета — порок-с.
В бедности вы еще сохраняете свое благородство
врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»



21 декабря МХТ им. Чехова представил на сцене Первого русского театра «Сцены по мотивам романа «Преступление и наказание». Режиссер ушел и от главного события — убийства старухи процентщицы и от первоначальных мотивов произведения- исцеления общества от идеи «высшей расы» и привития идеи равенства и благородства, что, стоит заметить, в современном мире было бы очень кстати. Ушел творец в сторону мирской жизни, быта, взаимоотношений, накала страстей и пикового надрыва в течение всего трехчасового представления.


Вся постановка фрагментарна и практически лишена последовательности. Это как листы, вырванные из книги великого классика и мыслителя. Минимум реквизитов и только огромная мозаичная движущаяся конструкция, служащая то потолком, то стеной, которая время от времени регенерирует все, что было до этого момента эмоционально разрушено на сцене. Кажется, затронуты все неприглядные человеческие стороны и жизненные ситуации: блудство, нищета, пьянство, зависть, похоть, болезнь. Слишком апатична и беспроглядна реальность. Но нет, и в этом казалось забытом Богом городе, улице, доме находится время и место для самоиронии, развязности и смеха, наконец-то.


МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»


«Сцен» много. Актеры неспешны, вальяжны, много времени уделяется перестановке мебели, деталям обыденным, будь то чаепитие или курение табака. Все в движении, все в едва уловимых жестах. К сути произведения Достоевского взимает, пожалуй, только герой, сыгранный Федором Лавровым, а именно пристав следственных дел Порфирий. Он единственный, кто, прочитав статью Раскольникова, заподозрит его в преступлении, единственный кто легко, практически шутя, разбивает так логично составленную систему мерил человеческого естества. Несмотря на то, что режиссер не дал своему Родиону Романовичу ни капли совести, размышлять о несостоятельности его теории он доверил именно расторопному ищейке, который, в конце концов, заставляет Раскольникова искать в этой жизни что-то лучшее, чем смерть.


Кроме того, зрители с замиранием следили за игрой заслуженного артиста России Евгения Дятлова. Такого обаятельного и вызывающего не отвращение, а сострадание Свидригайлова трудно отыскать. Любвеобильность в его исполнении это душевная болезнь, не найдя лекарства от нее он достойно прощается с жизнью. Молниеносно и непоколебимо.


МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»МХТ им. Чехова привез в Ярославль «Преступление и наказание»


И все-таки женские роли в спектакле — самые отчаянные и животрепещущие. И если сугубо мужские сцены напоминают шаржи, клоунские насмешки над действительностью, то страдания женщин передаются как электрические разряды. Голод, холод, стыд и нищета… Ты переживаешь то же самое, ты не хочешь быть на их месте и чувствовать это. И настолько близка становится боль, что и богохульство перед священником уже не кажется чем-то страшным, а близкая смерть действительно является лучшим избавлением от мук. Женщины и девушки, которых обязаны оберегать мужчины, сталкиваются лицом к лицу со своими бедами. И не став сильными, они все-таки пытаются поддерживать их. Катерина Ивановна и Соня — беспробудного пьяницу, Авдотья и Пульхерия Александровна — пассивного юношу, депрессивного и замкнутого. Женщины — они истинные герои романа.


Режиссеру удалось мастерски проиллюстрировать роман Достоевского с помощью мелких деталей, используя при этом игру актеров как дополнение и способ передачи его размышлений во время прочтения «Преступления и наказания».






Фото: пресс-служба театра им. Ф. Волкова



Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет