В Ярославле презентовали альбом-исследование об иконах Семена Спиридонова Холмогорца

25 мая 2016 11:11

В жизни Ярославского художественного музея случился праздник: наконец-то удалось опубликовать альбом «Иконы Семена Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского Художественного музея» — труд, который продолжает исследования загадочного иконописца-романтика второй половины 17 века. «ЯрКуб» разбирался, чем примечательна фигура Семена Спиридонова Холмогорца.

Автор вступительной статьи к альбому, кандидат искусствоведения, исследователь творчества Семена Спиридонова Холмогорца и автор диссертации по его творчеству Нина Турцова рассказала «ЯрКубу», что известный иконописец родился и умер в городе Холмогоры, вел активную жизнь художника-мигранта: где есть заказ — туда и ехал. В то время Холмогоры были столицей Северного Подвинья и самым крупным северным портом в России, хотя Архангельск уже был построен (Петр I сделает ставку на него позже). Семен Спиридонов вырос в эпицентре торговой части морской столицы.

Самый романтичный художник того времени жил в разноголосой обстановке — Двинском посаде, куда приезжали торговые корабли из Голландии и Англии. — Нина Турцова.

В Ярославле презентовали альбом-исследование об иконах Семена Спиридонова Холмогорца В Ярославле презентовали альбом-исследование об иконах Семена Спиридонова Холмогорца

Известно, что к услугам Семена Спиридонова Холмогорца обращались редко: иконописец знал себе цену, его работы стоили в несколько раз дороже, чем у остальных. Поворотным моментом в его карьере могло бы стать назначение иконописцем царского двора — его икону подарили царице Марии Милославской, а она обратила на нее внимание мужа. В Холмогоры пришел царский указ: отправить художника в Москву с женой и детьми, ослушаться же Семен Спиридонов не мог. И тут в документах возникает пауза, начинается зыбкая почва предположений. В 1666 году состоялся Вселенский собор — происходящие после этого события показали, что Москве явно не было дело до иконописца из Холмогор. Куда же он пропал?

В переписи конца 60-х годов Ярославля появился некий Семен Холмогор (без отчества), у которого есть дети-двойняшки и, видимо, жена. Этот человек работал холщевником (продавал холсты — мы помним, что родился и вырос иконописец в торгашеской среде). Первая открытая в Ярославле икона датируется 1674 годом, она была найдена в церкви Николы Мокрого — недалеко от Дмитровского посада, где и жил этот холщевник Семен Холмогор. Позже в переписных книгах значится другое имя — Семен Федоров, но без указания его места жительства и семьи. Важно, что отчество «Федоров» написано по исправленному — может быть, его записали по имени хозяина двора? Можно лишь предполагать, кто из них был (и был ли вообще) нашим Семеном Холмогорцем. — Нина Турцова.

Нина Турцова считает, что иконописец не был самоучкой, но его учитель также неизвестен. Возможно, малоизвестным иконником был его отец, или учил Семена один из устюжских иконописцев.

В Ярославле презентовали альбом-исследование об иконах Семена Спиридонова ХолмогорцаВ Ярославле презентовали альбом-исследование об иконах Семена Спиридонова Холмогорца

В собрании Художественного музея хранятся пять икон Семена Спиридонова Холмогорца, которые имеют в общей сложности 174 клейма. Изданный альбом помог удовлетворить потребность специалистов и художников в их точном увеличенном воспроизведении, причем для этого потребовалась кропотливая работа фотографов. Над книгой трудились непосредственно в течение года, но материалы для нее собирались, систематизировались и дополнялись (в частности, были прочитаны все надписи к клеймам) последние 15 лет.

Клейма — это помещаемые на полях иконы сцены, сюжетно связанные с самим изображением. Каждая из них — законченная композиция с большим количеством персонажей, разнообразными архитектурными и пейзажными мотивами и сценами из житий легендарных святых.

Интересно, что именно в Ярославле сохранилось наследие иконописца, несмотря на широкую географию его деятельности (также работы можно найти в Русском музее и Сергиевом Посаде). Из 78 дошедших до наших дней произведений 67 были созданы для ярославских храмов. Пять опубликованных в альбоме икон — это работы, написанные для церквей Николы Мокрого и Иоанна Златоуста в Коровниках с 1674 до 1680-х годов. В то время город переживал настоящий расцвет экономики и культуры.

Чем же привлекали ярославцев иконы холмогорского иконописца? Очевидно, они актуализировали важные особенности мировоззрения посадских людей. Современники ожидали от иконы большей информативности, и художник оправдывал их ожидания. — из вступительной статьи Нины Турцовой к альбому «Иконы Семена Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского Художественного музея»

Одним словом, трехсотстраничный труд на двух языках, над которым работала целая команда профессионалов, может стать толчком к появлению новых научных работ о жизни и творчестве Семена Спиридонова Холмогорца. Тираж книги — 500 экземпляров, проект удалось осуществить благодаря Благотворительному фонду В. Потанина (в 2013 году музеем был выигран конкурс программы «Первая публикация»). Конечно, альбом нельзя будет купить, но у ярославцев точно будет возможность познакомиться с ним в библиотеке имени Некрасова: один экземпляр директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина передала именно туда.

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.27)
Введите свой email:



 

Комментарии (1)

Евгений, 26.05.2016 16:14:00#
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0 Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0

Спасибо, что живы наследники (и, думаю, ученики) Ирины Болотцевой!
Для меня "холмогорец" - не переход к реализму(как трактовали искусствоведы советского времени), а совершенно особняком стоящий...
Очень не терпится полистать...
Спасибо, что живы наследники (и, думаю, ученики) Ирины Болотцевой! Для меня "холмогорец" - не переход к реализму(как трактовали искусствоведы советского времени), а совершенно особняком стоящий... Очень не терпится полистать...



Новенькое