С петлей на шее

22 января 2016 13:15

С «петлей» на шее

Актер Джеймс Пьюрфой в роли Джорджа Браммела ("Этот красавчик Браммел", 2006 год)

От римских легионеров до британских денди, от короля Людовика XIV «Солнце» до современных городских пижонов — шейный платок знаменит как прообраз галстука и в разное время являлся элементом экипировки солдат, атрибутом дворянского сословия, а также неотъемлемой деталью английского и французского костюмов XIX века. «ЯрКуб» взглянул на шейный платок под разными углами, оценил его место в истории стиля и в гардеробе современного человека. Нашим гидом по миру моды вновь выступила эксперт по стилю Любовь Молоткова.


Король- трендсеттер, хорватские наемники и «крават»

С «петлей» на шее

Униформа хорватских наемников XVI века

Первые упоминания о шейных платках датированы эпохой Древнего мира. В Египте и Китае он являл собой символ знати, а римские легионеры использовали его в качестве обязательного элемента военной униформы. Позднее, в период Нового времени, Людовик XIV «король-солнце», будучи главным законодателем французской моды, ввел шейный платок в светскую плоскость и способствовал его популяризации на территории континентальной Европы. В середине XVI века монарх «подглядел» этот элемент одежды на обмундировании хорватских наемников. Если верить истории, французы, указывая на шейный платок, спрашивали хорватов: «Что это?». Те в ответ, не понимая чужого языка и наивно полагая, что интерес проявлен к их национальной принадлежности, отвечали на своем: «Croat» (хорват). После этого прообраз галстука в Европе именовали не иначе как «кроат» или «крават». К слову, в современном украинском языке галстук называют «краватка».

С «петлей» на шее С «петлей» на шее

римские легионеры и король Людовик XIV

— У солдат не было времени, чтобы красиво завязывать платки на шее, французское же дворянство проявило широкую фантазию в «игре» со столь полюбившимся элементом одежды, — продолжает экскурс в историю Любовь Молоткова. — Знать экспериментировала с узлами и цветами, с орнаментами и формами. Заглядывая вперед, мы увидим, что именно тот самый шейный платок путем трансформаций дошел до нас и сегодня встречается повсеместно в виде галстука, без которого сложно представить официальный классический костюм.


Хитрые островитяне, Джордж Брамелл и его «удар смычком»

В состав классического костюма шейный платок вошел благодаря известному британскому денди и законодателю моды времен Регентства Джорджу Браммелу. Последний ежедневно проводил перед зеркалом едва ли не по шесть часов, изощряясь над завязыванием шейного платка и возводя утренний туалет в ритуал. «Это наши неудачи», - сетовал лакей Браммела, глядя на кучу смятых платков, разбросанных на полу. Непосредственно техника завязывания платка была крайне остроумной: «Для начала Браммел поднимал воротник сорочки, который был настолько большим, что в расправленном виде закрывал ему голову и лицо. Накрахмаленный шейный платок при этом торчал спереди по крайней мере на фут широким концом вниз. Затем следовал первый „удар смычком“: сложив воротник, он задирал голову вверх и, стоя перед зеркалом, медленно и постепенно опускал подбородок, чтобы на платке образовались естественные складки. Когда платок таким образом достигал требуемой формы, он совершенствовал его складки, поправляя рубашку, и наконец, заключительным быстрым движением делал узел из узких концов». Для того, чтобы придать платку на шее устойчивость, а его форме должной комбинации, Браммел накрахмаливал ткань.

Во всем вышеперечисленном кто-то вне всяких сомнений узнает несколько отдаленную и в определенной степени утрированную процедуру завязывания галстука, которую до сих пор совершают мужчины, облачаясь по утрам в деловой костюм.

С «петлей» на шее С «петлей» на шее

Джодж Браммел (1778-1840) и актер Джеймс Пьюрфой в фильме "Этот красавчик Браммел"

— Мне кажется, утренние ритуалы, о которых идет речь, не столь важны для мужчины с гендерной точки зрения и не так часто встречаются в современной жизни, как некоторые иные, — говорит Любовь Молоткова. — Щепетильная проработка образа и красота каждой детали свойственны скорее женщине, нежели мужчине. Однако многим мужчинам творческих профессий присуще интуитивно-чувственное начало. И именно по этой причине платок стал популярен у мужской половины богемы, обладающей созерцательным мышлением.

История характеризует Браммела как нонконформиста, либертена и даже нигилиста. Французский писатель Жюль БарбеС «петлей» на шее Д`Оревильи так писал о нем в своем трактате: «…только искусство его (Браммела) не имело жанра и не проявлялось в специально отведенное время. Им была сама его жизнь: то был нескончаемый блеск дарований, не знавших передышки, в человеке, созданном, чтобы жить среди людей. Он восхищал своей личностью, как другие восхищают своими творениями. Его ценность была в нем самом. Он выводил из оцепенения — а это совсем непросто — общество, страшно пресыщенное, чересчур осведомленное, жертву всех видов эмоциональной усталости, усталости, свойственной дряхлым цивилизациям, — и не жертвовал ради этого даже частицей своего достоинства. В нем уважали все, даже его капризы…».

Сегодня, в век практичности, во времена пусть и не лишенного склонности к эстетизации действительности и себя, но все же более рационального человека, трудно представить себе столь длительный «браммеловский» утренний мужской туалет. Любовь Молоткова подчеркивает, что стиль — это прежде всего проявление индивидуальности. Шейные платки, шарфы и даже галстуки, впрочем, как и все остальное, не должны быть навязаны извне в качестве элементов одежды и обязательных «обитателей» гардероба.

                                                                                                                                                 на фото Л. Молоткова

— Не нужно хранить какие-либо аксессуары или одежду, исходя из принципа: «это должно быть в гардеробе». Такой подход не что иное, как посягательство на личное пространство. Ваша жизнь — ваши правила. Платок, галстук, шарф уместны лишь в том случае, если отвечают вашим личностным запросам или вашему желанию привнести нечто новое и готовности этому обучаться. В противном случае не стоит приобретать эти аксессуары и тратить время перед зеркалом.


Модный фетиш, Бальзак и «Neckclothitania»

До Браммела мужской платок зачастую неаккуратно болтался петлей на шее, форме же узла и вовсе почти не придавали значения. Вслед за денди «платочным фетишем» заболели не только лондонские, но и все европейские, модники. Молодой Оноре де Бальзак изучал разные типы узлов на платках и даже написал под псевдонимом Ле Блан целый трактат, в котором перечислил 39 способов завязывания галстука. Соответствующие инструкции содержала также брошюра книгоиздателя Стокдейла «Neckclothitania, or Tietania», который вовремя уловил модные тенденции. На фронтисписе были изображены наиболее типовые на 1818 год узлы: Ориентальный, Математический, Осбальдестон, Наполеон, Американский, Почтовая карета, Трон Любви, Ирландский, Бальная комната, Конский Хомут, Охотничий, Махараджа, Гордиев узел, узел «Бочка». До нашего времени из числа названий узлов, указанных в «Neckclothitania» дошел лишь один — «четвертной» (ffour-in-hand). Также трактат содержал исчерпывающие рекомендации по сочетанию цветов платка и узлов с теми или иными элементами одежды.

С «петлей» на шее

«Neckclothitania, or Tietania»

Помимо эстетической составляющей, шейный платок носил и практическое значение, а в частности он позволял оставить в чистоте ворот рубашки. В наши дни это по-прежнему актуально, но шейный платок играет все же роль аксессуара, отвечая на вопросы скорее «внешнего» характера.


Современный шейный платок: моветон или комильфо?

Вне всяких сомнений галстук вытеснил шейный платок как элемент делового и даже светского дресс-кода. Во многом этому поспособствовал XX век — эпоха полистилизма и классовая унификация. Однако история не похоронила платок на своих задворках, в наши дни он продолжает иметь место в качестве аксессуара, а, к примеру, в среде творческой интеллигенции является даже своего рода маркером.

— Сейчас классический мужской шейный платок можно смело называть атрибутом роскоши и элитарности, — уверена Любовь Молоткова. — По большому счету это аксессуар, который являет собой полноправную замену всевозможным украшениям. По этой причине платок повсеместно встречается, как в мужской, так и в женской стилистике. Для дам платок — исключительно средство украшения, объект, посредством которого можно проявить и подчеркнуть красоту. По законам психологии, женщины, выбирающие платок, более аутентичные, склонны охранять свое пространство.

С профессиональной точки зрения шейный платок, ровно как шарф и галстук, относится к классу аксессуаров. Он не претендует на статус «элемента одежды» в силу незначительности своих размеров. Математическим языком выражаясь, шейный платок занимает слишком малую площадь от общей площади образа, чтобы декларировать собой что-либо значимое, если только он не яркого, акцентированного цвета. Рассматривая же значимость, основную информацию о человеке раскрывают принт, орнамент и цвет аксессуара.

С «петлей» на шее С «петлей» на шее

узел Аскот

Сегодня различают несколько основных видов классического мужского шейного платка. В основном они отличаются формой, размером и способом завязывания узла. Самый распространенный — Аскот — назван в честь одноименной деревушки в Великобритании, где в XVIII веке проходили известные по всей Европе скачки на лошадях. Это наиболее «земной» вариант платка, он представляет продолговатый собой кусок материи, по краям срезанный наискось. Повязать его довольно просто: платок накидывается на шею, концы его пересекаются на груди. Далее правый конец закладывается за левый снизу и продевается через кольцо в районе горла, после чего концы выравниваются и закладываются под рубашку, а узел расправляется в районе горла. В современных магазинах, к слову, представлены упрощенные виды Аскота — суженные с одного края, с петлей конце. Чтобы повязать упрощенный Аскот, нужно всего лишь пропустить один край в петлю, затянуть и продеть его вверх в кольцо у горла, далее инструкция повторяет пункты классического аналога.

С «петлей» на шее С «петлей» на шее

Фуляр и Пластрон

Фуляр — более сложный французский вариант Аскота. Отличается большей длиной, около 1 метра, и способом фиксации, который заключается в обматывании вокруг шеи и закреплении концов при помощи узла на булавку. Фуляр подойдет не только к сорочке, но и к неклассическим элементам одежды — кардиганам, клубным вариантам пиджака и т. д.

Еще один вид — Пластрон — принципиально отличается от двух предыдущих. Пластрон более широкий на концах и зауженный посередине. Закрепляется на шее, помимо узла, при помощи булавок и брошей. Распространен так называемый свадебный пластрон — архаическая замена галстуку. Занимает внушительную часть груди и повязывается обычно под пиджак (над рубашкой).

«Складки одеяний обретают самостоятельность и масштабность, — и не по причине простого украшательства, а ради выражения духовной силы, воздействующей на тело».

Жиль Делез

С «петлей» на шее

Современные тенденции, общественная мысль, тотальный индивидуализм и полная свобода самовыражения развязали руки дизайнерам, они экспериментируют с шейными платками, шарфами и их производными во всех мыслимых и немыслимых плоскостях. Аутентичные шейные платки остаются для мужчин признаком личной позиции — привязки к историзму или элитарности, у женщин же все гораздо проще.

С «петлей» на шее С «петлей» на шее

Эксперименты дизайнеров - платок как головной убор и бабочка как элемент босоножек (фото №2 - модель Анна Добрякова, фотограф Владимир Берзин)

— В бой идут все средства, женщины могут носить платок где только можно — на шее, на руке, на сумке и даже на лодыжке, — отмечает Любовь Молоткова. — Очень популярно стало повязывать платок или шарф на дамскую сумочку. Дизайнеры также любят экспериментировать с платками, используя его как основной стилеобразующий элемент.

Вместе с этим стилист все же советует мужчинам носить классические шейные платки в общепринятых границах, не экспериментируя лишний раз с трикотажем и другими альтернативами. Уделить внимание деталям и верно расставить акценты порой важнее, чем постоянно привлекать внимание к целому, но главное — поддерживать гармоничность, а как следствие добиваться естественности образа, и не переусердствовать в попытках выделиться из толпы.


Звездные любители шейных платков

Икона стиля и самый эпатажный романтик музыкального мира Девид Боуи обожал шейный платки. На протяжении всей карьеры он использовал этот аксессуар в качестве элемента сценического костюма и образа Зигги Стардаста.

С «петлей» на шее С «петлей» на шее С «петлей» на шее

Девид Боуи, Девид Бекхэм и Максим Галкин

Не раз был замечен с платком на шее главный спортивный модник — Девид Бекхэм. Шейные платки часто появлялись в линейках одежды David & Victoria Beckham. Стоит отметить, что в целом многие знаменитости, в том числе и российские, любят щеголять в свете с платками и шарфами. Тем более, что каких-то ограничений по возрасту эти аксессуары не предусматривают.


При подготовке публикации использована следующая литература:

Вайнштейн, О. - "Денди. Мода, литература, стиль жизни" М.: Новое литературное обозрение, 2012

Делон, М. - "Искусство жить либертена" М.: Новое литературное обозрение, 2013

Шиффер, Д. С. - "Философия дендизма. Эстетика души и тела" М.: Издательство гуманитарной литературы, 2011

Д`Оревильи, Ж. Б. - "О дендизме и Джордже Браммелле" (статья)

Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.64)
Введите свой email:



 

Комментарии (0)


Новенькое