20 апреля 2016 15:53

Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко

В Ярославль приехал писатель, кинодраматург, продюсер и режиссер Эдуард Тополь, чтобы лично презентовать публике свою новую книгу «Стрижи на льду». Это детское произведение, в основу которого положена история трагически погибшего в авиакатастрофе капитана ярославского ХК «Локомотив» Ивана Ткаченко. «ЯрКуб» поговорил с Эдуардом Тополем о съемках фильма по книге, а также о благотворительности и особенностях детской литературы.

Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко

В Ярославль приехал писатель, кинодраматург, продюсер и режиссер Эдуард Тополь, чтобы лично презентовать публике свою новую книгу «Стрижи на льду». Это детское произведение, в основу которого положена история трагически погибшего в авиакатастрофе капитана ярославского ХК «Локомотив» Ивана Ткаченко. «ЯрКуб» поговорил с Эдуардом Тополем о съемках фильма по книге, а также о благотворительности и особенностях детской литературы.

Для Эдуарда Тополя Иван Ткаченко стал такой же знаковой фигурой Ярославля, как и Валентина Терешкова. Причем ранее не увлекавшийся хоккеем писатель смог описать жизнь мальчишки, страстно мечтающего играть в сборной, но по состоянию здоровья вынужденного лишь наблюдать за матчами издалека. Сначала появился сценарий по мотивам жизни Ткаченко для дипломной работы выпускника режиссерских курсов ВГИКА Артура Пинхасова, затем книга «Стрижи на льду»… Что дальше? Видимо, полнометражный фильм, если найдутся средства. Все остальное, как заверил «ЯрКуб» Эдуард Тополь, уже есть.

— Эдуард Владимирович, Вы в Ярославле уже во второй раз, и сейчас идет речь о возможной работе над фильмом по книге «Стрижи на льду». Снимать будете здесь или где-то еще?

— Город, конечно, произвел на меня сильное впечатление, Ярославль очень кинематографически привлекательный, можно снять так, что зритель будет задыхаться от красоты. Нужно уметь так снимать, но у меня есть лучший оператор страны, поэтому проблем с этим не возникнет.

— И сколько же будет стоить это удовольствие?

— На фильм нужно 2,5 миллиона долларов. Если Вы дадите мне их сегодня, завтра мы готовы приступить к съемкам.

— Возникает вопрос, где найти эти деньги, ведь 2,5 миллиона долларов — достаточно большая сумма.

— Я бы хотел пообщаться с руководством Ярославля и местными бизнесменами. Могу сказать, что фильмы «Полночь в Париже» и «Римские каникулы» сняты на деньги Рима и Парижа. Мэрия выделила средства, режиссер снял город так, чтобы он выглядел привлекательно для туристов. И я могу предложить вашему городу визитную карточку на экране качеством не хуже, чем у названных выше фильмов.

Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко

— Сценарий при этом будет, наверное, сильно отличаться от сюжета книги «Стрижи на льду»?

— Нет, сюжет дает все возможности. Например, я специально сделал героиню книги, мать главного персонажа, экскурсоводом по Ярославлю. Главный герой, 12-летний мальчик, тренируется на фоне исторических мест, бегает по Волжской набережной. Я не знаю, кто еще придумает такой сюжет, чтобы и фильм впоследствии показал город потенциальным туристам. Я знаю, о чем говорю, так как мои фильмы смотрят миллионы людей ежегодно. Если вы хотите, чтобы Ярославль еще 40 лет показывали по телевизору, помогите мне сделать этот фильм.

— Я думаю, что руководство города и области, например, губернатор, оценят эту идею. Но вот лишних средств в бюджете сейчас фактически нет.

— Я понимаю, что у Ястребова в кармане нет денег. Но в городе есть бизнесмены, которые, наверняка, являются фанатами хоккея. А Иван Ткаченко теперь — знаковая фигура для города, как Валентина Терешкова.

— Как родители Ивана отнеслись к Вашей книге, когда узнали о том, что вы собираетесь ее написать?

— Они сказали, что в этой книге Иван продолжает жить, а для них это самое главное. «Стрижи на льду» появилась в результате совместной работы с Артуром Пинхасовым, и она получилась очень красивой. Издательство «АСТ» постаралось: иллюстрации к ней создал художник Герман Мазурин, один из классиков детской книжной иллюстрации. Он рисовал для книг, которые читал еще ваш дедушка — «Дядя Степа», «Старик Хоттабыч» и других. Это не просто «как бы очередная книжка». Не каждую книгу я лично представляю, разъезжая по городам, но я считаю, что Иван Ткаченко достоин этого.

Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко

— Эдуард Владимирович, вы писатель, скажите: чем отличаются книги для детей от книг для взрослых?

— Честностью. В книгах для детей не слукавишь, надо писать от сердца. Я писал даже не детям, а себе самому, только в возрасте 9–12 лет. И все получилось, потому что к детям нужно относиться уважительно, нельзя допускать грязи: я же не буду врать себе десятилетнему.

— Прошло время «аналогового» детства, в котором не было компьютеров и Интернета. Раньше в книгах этого тоже не было (не считая, конечно, научную фантастику). Сейчас информационные технологии врываются на страницы детских произведений?

— А вы почитайте книжку, там все это есть. Мой герой, например, в самом начале днем и ночью сидит в «YouTube».

— Книга «Стрижи на льду» адресована, в первую очередь, мальчикам. А девочкам будет интересно ее читать?

— Честно говоря, я думал, что пишу для детей в возрасте 10–12 лет, неважно, девочкам или мальчикам. Девочка играет в жизни мальчика или мужчины не меньшую роль, чем обстоятельства, поэтому у меня есть героиня и даже не одна. Но на первом же интервью на телевидении ведущий, пожилой мужчина лет 50, выше меня на две головы, сказал: «Я прочел вашу книгу и дважды плакал». Для меня это как комплимент, значит, книга получилась семейной, читать ее могут и взрослые.

Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко Писатель Эдуард Тополь: хочу обратиться к властям Ярославля, чтобы снять фильм об Иване Ткаченко

— Давайте немного поговорим о благотворительности. Как Вы считаете, благотворительность должна быть открытой или такой, как у Ивана Ткаченко — чтобы даже мама не знала?

— Книга родилась после моего потрясения, когда после гибели Ивана выяснилось, что он анонимно пожертвовал 10 миллионов рублей на лечение детей. Меня это так тронуло, что дальше я просто нырнул в эти обстоятельства. Благотворительность — это «благо дарить», а не «гордынятворительность». Она должна идти от души для блага кого-либо, ею нельзя хвастаться. И Иван делал это очень красиво, когда никому не говорил.

— Эдуард Владимирович, недавно редактор «Комсомольской правды» Евгений Арсюхин написал колонку, посвященную положению инвалидов в современном обществе и тому, как в истории менялось отношение к таким людям. Арсюхина общественность обвинила почти в фашизме, а также многим не понравилось то, что поклонников писателя-инвалида Ника Вуйчича редактор «КП» уличил в жалости к кумиру. Герой вашей книги в самом начале тоже имеет проблемы со здоровьем. Как вы считаете, имеют ли право на жизнь такие люди?

— Я не читал колонку, но мне жаль, если все действительно так, потому что это моя газета, я там когда-то работал. Что касается вопроса… он очень сложный. Но недавно я сделал фильм «На краю стою», где Артур Смолянинов играет инвалида, и думаю, что именно в нем сказал все, что думаю по этому поводу. Дело ведь не в жалости. Инвалидам нужно всячески помогать чувствовать себя людьми.

Кстати, презентацией книги Эдуарда Тополя "Стрижи на льду" открылась XIX ежегодная выставка «Книжная культура Ярославского края». Подробнее о мероприятии можно узнать здесь.  

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет