20 октября известный российский актер театра и кино Дмитрий Дюжев сыграл на сцене театра имени Ф. Волкова роль Лаврецкого в спектакле «Дворянское гнездо» по одноименному роману Ивана Тургенева. В беседе с журналистами «ЯрКуба» он рассказал о тонкостях профессии, о семье, вере и отношении к политике.
Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить»
Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить»
20 октября известный российский актер театра и кино Дмитрий Дюжев сыграл на сцене театра имени Ф. Волкова роль Лаврецкого в спектакле «Дворянское гнездо» по одноименному роману Ивана Тургенева. В беседе с журналистами «ЯрКуба» он рассказал о тонкостях профессии, о семье, вере и отношении к политике.
О спектакле «Дворянское гнездо»
«Дворянское гнездо» — первая серьезная работа Дмитрия Дюжева в драматическом театре. Актер признается, что роль Лаврецкого — одна из самых непростых и эмоционально сложных в его карьере.
— Приходилось ли Вам обращаться к дополнительной литературе при подготовке к спектаклю «Дворянское гнездо»?
— Нас консультировал российский филолог, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. Тургенев, основываясь на собственных впечатлениях, изначально задумывал «Дворянское гнездо» в форме социально-политического описания русского дворянства XIX века. И действительно, первые сто страниц есть не что иное, как описание. Однако в процессе работы писатель понял, что такой формат не окажется востребованным широкой публикой, поэтому он и положил в основу романа столь неоднозначную историю любви.
— Применимы ли стереотипы тургеневских персонажей к современному человеку?
— Персонажи Тургенева, что в «Дворянском гнезде», что в пьесе «Месяц в деревне», имеют характерную особенность — они не успокаиваются, даже находясь в бездействии, действуют. Нам же для жизни, я считаю, нужна некая гармония, которую человек стремиться искать с детства, разбираясь в том, кто есть он в этом мире, что его с этим миром связывает. Если в сердце человека присутствует гармония, он счастлив. Счастье — это своего рода благословение, а благословение нужно заслужить.
Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить»
Взгляд режиссера
Дебют Дмитрия Дюжева в качестве режиссера состоялся в 2011 году. Его дипломная работа по окончании Высших курсов сценаристов и режиссеров — получасовой фильм «Братия» — участвовал в конкурсе короткометражек на фестивале «Кинотавр». Затем, Дюжев снял новеллы «Моей любимой» и «Елена Бережная и Антон Сихарулидзе», которые вошли в картины «Мама» и «Чемпионы» соответственно.
— Существует условное понятие «режиссерский почерк». Какие моменты особенно важны для вас при съемках фильма?
— Стиль и почерк для любого творца, в том числе и для режиссера, являются важными составляющими. Они зависят от личных наблюдений человека, от его характера и широты взглядов, начитанности и много другого. Более всего почерк режиссера проявляется в авторском кино.
— Но оно не столь популярно сегодня.
— Авторское кино — самое честное. Обычно это небольшие деньги, так как речь не идет о большом прокате. Режиссер видит смысл в какой-либо истории и снимает ее — это характерный андеграунд. В мейнстриме все иначе. Там, прежде всего, рождается замысел продюсера, он находит деньги и набирает команду. Когда у человека в руках миллионы, он вправе диктовать остальным свои условия.
— Какие проблемы существуют в нашем кинематографе?
— Российский кинематограф, я считаю, начал зарождаться лишь в 2000-х годах. Тогда картин было столь же мало, как и сегодня. Работали над ними, как правило, небольшие компании, создавая, скажем так, любительское кино. Сейчас над фильмами работают глобальные кинокомпании, которые реализуют, однако, малобюджетные проекты. По сути, сегодня кинематографа как такового в нашей стране нет. Индустрия кино — это огромный риск и далеко не всегда прибыльный бизнес. Прокат заполняется зарубежными картинами, поэтому показать отечественный фильм зрителю — дорогое удовольствие.
О съемках в фильме «Разборка в Маниле»
Дмитрий Дюжев принял участие в съемках фильма «Разборка в Маниле», который выйдет на экраны в следующем году. По сюжету актер играет русского снайпера, а действие картины разворачивается в столице Филиппин и в джунглях острова Боракай.
— Я был удивлен, что мне предложили роль в иностранной картине, так как никогда не позиционировал себя в качестве актера, играющего на ином языке, нежели русском. Предложение поступило от соинвестора фильма. Он рассказал мне, что не любит стереотипов вокруг России и русского народа, не признает западных штампов о том, что русский человек обязательно имеет при себе бутылку водки, балалайку, а его голову украшает шапка-ушанка. По его инициативе из сценария, который построен на судьбе русского парня, полностью были вычеркнуты строчки об алкоголе и лени.
— Насколько трудными были условия съемок?
— Мой герой приезжает на поддержку к соотечественнику, чтобы помочь ему бороться с филиппинской мафией. Съемки проходили в джунглях, где насекомые — это дневной и ночной фон. Жили мы в хижинах в часе езды от столицы Филиппин — города Манилы.
Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить» Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить»
Иные стороны профессии
Дмитрий Дюжев знаком российской публике не только как талантливый актер театра и кино, но и как певец. Известие на этом поприще ему принесло участие в телепрограмме «Две звезды», где он выступал на одной сцене с Тамарой Гвердцители.
— Я пою с детства. Во времена учебы в ГИТИСе меня заметил оперный певец Владимир Моторин, он тогда преподавал в институте на музыкальном факультете. В течение года я занимался у Владимира Анатольевича и очень благодарен ему за все. Перед выпуском он предложил мне немного подождать с пением, так как настоящий бас формируется годам к 35-ти, а мне было едва за 20. Вместе с этим, Моторин хотел взять надо мной шефство и вывести меня на большую сцену. Предложение посвятить жизнь классической музыке было крайне заманчивым, но мой молодой организм яростно требовал работы, выхода на сцену! В итоге я оказался далеко от Большого театра…
— У Вас не возникает желания заняться преподавательской деятельностью?
— Не может быть ничего прекраснее слушающих тебя людей. Но я не могу взять на себя ответственность за такой род деятельности, за учеников. После выпуска им предстоит нести тяжелое бремя отсутствия предложений или вовсе нехватки практики, которая призвана окончательно сформировать из ученика профессионального актера. Я не смогу смириться с тем, что мои потенциальные ученики окажутся на улице…
— Тогда, быть может, какие-либо иные профессии Вас манят? Предпринимательская деятельность?
— На примере моих коллег я понял, что бизнес рано или поздно вовлекает в себя полностью. По крайней мере, с моими товарищами так и произошло, я не вижу их в актерской профессии. Предпринимательская деятельность губит творческое начало в личности.
О семье
Дмитрий с удовольствием, улыбкой и горящими глазами рассказывает о своей семье — жене, и двух сыновьях. Актер даже отмечает некоторые аспекты воспитания, он убежден, что с детства ребенку необходимо внушать, что он любим, что он самый лучший во всем — это поможет вырастить здоровое поколение.
— В семье все прекрасно! Младшему сыну Дмитрию скоро исполнится 9 месяцев. Старший сын Иван пошел в школу, в первый класс. Успел втянуться в процесс. Начались первые домашние задания. Уже получил первую в классе пятерку.
— Кто проверяет домашнее задание?
— Стараемся делать это вместе с женой.
— А почему ребенку дали такое же имя, как у отца?
— Как-то раз я пришел домой, а жена говорит мне: «Я знаю, как назвать мальчика». Я сначала начал ее отговаривать от имени Дмитрий, но в итоге согласился.
— Насколько важным Вы видите выбор имени для ребенка?
— Есть разные взгляды на этот вопрос. Имя может быть, к примеру, продолжением памяти, носителем памяти кого-то в семье. Когда родился Иван, мы с женой вспомнили, что у нее в роду был прадедушка Иван. Он был священником в небольшом городке. Во времена Гражданской войны в город вошли красноармейцы, и прихожане местной церкви спрятали Ивана в подвал одного из домов. Позже аналогичная история повторилась в Великую Отечественную войну, когда в город вошли фашисты.
Иван даже вел свою службу в этом подвале, можно сказать, в вольном заточении. Во времена обоих войн к нему приходили верующие, просили совета, росли духовно и находили поддержку. Про него ходили разные легенды по округе, а он жил и молился. Я считаю, это показательный пример, который говорит нам о том, как не потерять себя в жестоких условий.
— Ваш отец желал, чтобы вы стали актером. А кем Вы хотите видеть своих детей или дадите им полную свободу выбора?
— Где-то в середине 11-го класса мой отец высказал пожелание, чтобы я стал известным актером. Естественно, я тогда не осознавал, как именно становятся актерами. Мне было всего 16 лет, и это был скорее шанс оказаться в Москве, попробовать свои силы, выжить в мегаполисе.
Дмитрий Дюжев: «Счастье – это благословение, а благословение нужно заслужить»
О вере и религии
Дмитрий Дюжев не скрывает, что является человеком глубокой веры. Совсем недавно он вернулся из Абхазии, где был в Новоафонском монастыре. Актер признается, что периодически навещает святые места.
— Совсем недавно я вернулся из Новоафонского монастыря. Паломничество — необходимая мне энергетическая подпитка. Посещая святые места, я чувствую прилив сил, ощущаю, что все вокруг легко и правильно.
— А много ли в вашем окружении верующих людей, кого легко понять вам, и кто может понять вас?
— Довольно много, особенно в актерской среде. Чтобы человек поверил в Бога, нужна некая наивность в высоком смысле этого понятия. Именно наивность, взгляд на любую ситуацию не только с практической, но и с духовной точки зрения, является ключом к вере
— Вера для Вас — поддержка или место, где находите ответы на жизненные вопросы?
— Это все неразрывно. Вера — это камертон, к которому ты прислушиваешься, оценивая собственные поступки или события. Соответственно и живешь ты в унисон с этим камертоном, таким образом, тянешься к смыслу бытия.
— Что есть смысл жизни?
— Один из смыслов жизни — это путь к святости, к которой нужно стремиться.
О Президенте
— Я лично общался с Владимиром Путиным, он — истинное дитя своей страны, человек государства. Наш президент действительно желает сделать очень мощными русский народ и страну. Трудность заключается в том, что сами мы весьма тяжелые на подъем, россияне привыкли относиться ко всему скептически. Этот скепсис уже глубоко сидит в нашем менталитете.