28 мая в Ярославском государственном Цирке состоится премьера программы Тамерлана Нугзарова «Горская легенда о любви». Накануне мероприятия «ЯрКуб» узнал у артиста и «лучшего джигита отечественного цирка», как воспитывают цирковых лошадей, чем удивит новая программа, и о том, как оставаться молодым вне зависимости от возраста.
«Секрет бессмертия» Народного артиста РФ Тамерлана Нугзарова
28 мая в Ярославском государственном Цирке состоится премьера программы Тамерлана Нугзарова «Горская легенда о любви». Накануне мероприятия «ЯрКуб» узнал у артиста и «лучшего джигита отечественного цирка», как воспитывают цирковых лошадей, чем удивит новая программа, и о том, как оставаться молодым вне зависимости от возраста.
— Чем отличается работа с лошадьми в конном спорте и в цирке?
— Цирк со спортом в конном деле, конечно, нельзя сравнивать. В цирке лошадей тренируют совсем другим приемам, они по-другому ходят. Конечно, приходится отрабатывать разнообразные трюки: учить гарцевать, кланяться, даже смеяться. По сути, это совершенно другое направление: в конном спорте вы никогда не увидите одновременно 19 лошадей, бегущих галопом. Да и количество тренировок на манеже значительно больше — мы тренируемся ежедневно. Единственное в чем мы сходимся со спортом, это в отношении к лошадям.
С профессиональной точки зрения все упирается в уровень джигитовки. Мы стараемся пустить лошадей на большой скорости, чтобы зритель увидел, насколько эти трюки сложные, рискованные. Иногда я видел настоящую «халтуру»: мне стыдно было смотреть, когда лошади шли рысью, а на них в этот момент делали трюки. Раньше все старались показать настоящий класс: гнали галопом, ставили препятствия, а сейчас многие пошли по легкому пути. Обидно, что эта школа сейчас в упадке: в России нет чемпионов по выездке и конкуру, и мало конезаводов должного уровня.
Раньше нас часто посещали театральные артисты, а сами лошади выступали на сцене. Да и не только они: иногда просили на выступление медведя, например. К сожалению, сейчас такого нет.
— Такой «ритм жизни» как то отражается на ваших подопечных?
— Тут существует два момента. Во-первых, как вы лошадь научите, так она и будет ходить. Наши, к примеру, приучены ходить быстро, много тренироваться, не терять форму. Это и зрителям нравится. А во-вторых, у животных тоже есть мозги. Если они не хотят быстро бегать и тренироваться, то держать их на манеже, тем более мучить, я никогда не буду.
Точно также и с приучением к людям. Цирковые звери учатся всегда быть среди людей. Особенно это важно на наших представлениях, когда на сцену выскакивает целый табун.
Плюс цирковым лошадям уход обеспечивает государство. Я могу быть уверен, что их корма будут хорошего качества, а сами животные будут здоровы. Им тогда и работать будет нравиться. Можно сказать, что если не будет государственной поддержки, то и цирк пропадет.
Если кто-то жалуется на свою работу, я обычно говорю: «Увольняйся!».
— Как отражается такая работа на вас?
— Вы знаете, мне 74 года, и этого возраста я не боюсь. Многие спрашивают, не тяжело ли мне на такой работе, на что я всегда отвечаю: если человек профессионал, любит и знает свое дело, то ему никогда не будет тяжело. Если кто-то жалуется на свою работу, я обычно говорю: «Увольняйся!».
Работа дарит мне возможность двигаться, развиваться. Плохо становится тому человеку, который вне зависимости от возраста и регалий сидит и дряхлеет. Цирк позволил мне увидеть мир от Японии до Чили и смотреть на все несколько иными глазами.
— Какие планы на будущее?
— Я хотел бы сделать программу, основанную на современных танцах, с классической музыкой в модерновой обработке. Ведь у меня почти 90% артистов в труппе — танцоры.
«Секрет бессмертия» Народного артиста РФ Тамерлана Нузгарова
— Что станет изюминкой программы, которую вы представите в Ярославле?
— Много всего. Например, мы совмещаем конные выступления и воздушную акробатику: Лариса Багдасарова выезжает на манеж и взлетает на полотнах под купол цирка. А лошади у нас будут подниматься почти к самой оркестровой площадке.
Фото: Ярославский государственный цирк