100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться

14 апреля 2016 16:58

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться

Накануне, 13 апреля, в Ярославской торгово-промышленной палате состоялось открытие выставки, посвященной столетию Моторного завода. Одним из организаторов и идейных вдохновителей явился известный ярославский краевед Андрей Лагузов. Он рассказал «ЯрКубу» об основном замысле выставки, прошлом и настоящем знаменитого предприятия, а также фактах, которыми ярославцы могут по праву гордиться.

— Идея создания выставки была очевидна. В этот день, 13 апреля, мы празднуем 100 лет со дня утверждения императором Устава механических передвижений АО «Лебедев», который был обнаружен в архиве во время работ по подготовке здания к столетнему юбилею. Именно эта находка послужила мотивацией к организации выставки, на которой помимо Устава зрителям были представлены прошение господина Лебедева ярославскому генерал-губернатору 1915-го года, ряд других документов, связанных с основанием и строительством завода, фотографии из истории предприятия разных лет. 19 октября текущего года будет праздноваться 100-лет со дня открытия завода и введения его в эксплуатацию.


Who is Mr. Lebedev?

Владимир Александрович Лебедев был не только знаменитым предпринимателем и100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться фабрикантом, но и инженером, конструктором, спортсменом. Его предпринимательские качества позволили создать огромный консорциум, в который к 1914-му году входило общество воздухоплавания и завод в Санкт-Петербурге, а к 1916-му появилась необходимость построить большее количество предприятий, нацеленных на то, чтобы делать самолеты, автомобили и так далее. Лебедев стал одним из тех людей, которые укрепляли обороноспособность страны, создавая новые предприятия. К существующим добавился завод в Таганроге, на нем собирались гидроаэропланы, в Пензе был куплен мебельный завод, который производил винты и фанерные запасные части к самолетам, и наконец в Ярославле был организован автомобильный завод. Именно этот факт, а также изменение номенклатуры и расширение самого акционерного общества позволило создать новую организацию, и назвать его обществом механических передвижений. Именно его Устав был утвержден ровно 100 лет назад.


Книга «Век ярославских моторов» увидит свет?

Андрей Лагузов один из тех людей, кто знает практически все об истории ярославского моторного завода. На выставке прошла презентация его новой книги «Век ярославских моторов», которая вскоре должна выйти в свет. В данный момент материалы для издания собраны на 90%, в авторский текст обработано огромное количество материала и сделан дизайн-проект нескольких глав. Книга расскажет об истории моторного завода начиная с 1916 года, с момента принятия решения о его создании и до нашего времени. Правда, точная дата выхода еще не известна, так как публикация тиража требует материальной поддержки со стороны городских структур. Помимо архивных исследований, в книге собраны рассказы и воспоминания самих сотрудников завода, в основном конструкторов и инженеров, которые и создавали все эти моторы. Это будет самая правдивая и обширная летопись предприятия, так как Андрей изучает его историю на протяжении не одного десятка лет.

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться 



- Есть ли будущее у моторного завода?

— Изучая историю Моторного завода я понял, что лучшее еще впереди. Хотя уже на сегодняшний день мы имеем целую плеяду конструкций, которые повлияли на автомобильную индустрию не только России, но и других стран (Андрей Лагузов)


Мы гордимся ЯМЗ

На заводе были сконструированы и построены образцы, которых не было нигде в мире. Например, первый отечественный автомобиль с левым рулем Я-3, построенный на заводе в 1925 году. До этого момента все автомобили России и основная часть Европы была с правым рулем. Нужно отметить, что это первый отечественный грузовик, ранее в России серийно тяжелых грузовиков никто не выпускал.

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться

Первый в мире полноприводный 12-тонный грузовик колесной формулы 8*8. Подобных грузовиков на заводе было выпущено всего два. По размерам данный грузовик был подобен современным автомобилям семейства КрАЗ, кстати также ярославской конструкции, или МАЗ.

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться 

Двухэтажный троллейбус. Это единственный в мире троллейбус, построенный за пределами «туманного Альбиона», потому что больше нигде подобный двухэтажный транспорт не собирали. Только в Англии и в Ярославле. Таких троллейбусов было построено 10 штук, они ездили в Москве по улице Горького и проспекту Мира, активно эксплуатировались, но из-за того, что контактная сеть находится намного выше обычных, то токоприемники стандартных троллейбусов с них все время сваливались и это вызывало некоторые неудобства. В Великобритании для подобного вида транспорта выделены отдельные контактные сети и там по городам ездят либо двухэтажные троллейбусы, либо обычные. У нас же были комбинированные сети. Поэтому подобный вид транспорта в нашей стране не прижился.

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться

Один из самых больших в мире автобусов. Его длинна составляла 14 с лишним метров, вместимостью в 100 пассажиров. Из-за своих огромных габаритов маневрировать такой транспорт смог только в городе на Неве, так как Санкт-Петербург славится своими широкими проспектами. Несмотря на то, что ЯА-32 заменял три маленьких автобуса и целесообразность такого вида перевозок была очевидна, из-за своей неповоротливости он так же не получил широкое распространение. Его же преимущество в итоге и обернулось для автомобиля причиной забвения.

По праву ярославские конструкторы могут гордится разработкой первой половины прошлого века, которая была настолько идеальной, что используется и сейчас. Это сверхнадежный первый четырехконтактный дизель ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, двигатель созданный на базе первого. Они до сих пор выпускаются, имея различные модификации, правда их первоначальная мощность возросла практически вдвое. Эти двигатели проектировались для установки на автомобили марки МАЗ и КрАЗ. Они нашли применение не только в автомобильной индустрии, но и в военной, и в судовой. Это то, что завод производит в течение 50 лет и то, чем мы можем по праву гордиться.

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться 


Из современных конструкций стоит отметить ЯМЗ-530. Это первый дизельный двигатель, произведенный в России, который изначально при проектировании уже соответствовал стандарту Евро-5. Сегодня он устанавливается на автомобили и военную технику. Большое количество запчастей на данный момент уже производится в России. Изначально двигатель проектировался совместно с австрийской компанией и содержал в себя большую часть иностранных компонентов.

О современном — а что нам санкции?

По мнению Андрея Лагузова, санкции на работу завода не повлияли, а наоборот даже немного улучшили положение дел.

Воспоминания ветеранов о работе на ЯМЗ

Своими воспоминаниями о работе на предприятии поделился ветеран труда Валерий Алексеевич Смирнов, работавший испытателем двигателей.

«Моя работа заключалась в том, чтобы дать путевку в жизнь мотору, то есть проверить двигатель после сборки, выявить недостатки и все дефекты, устранить их и отправить потребителю. На этой должности я отработал 17 лет. А потом из-за профессионального заболевания перевели на должность наладчика. Каждый двигатель имеет свою специфику и разные модификации, и назначение. Надо очень много знать и чувствовать его работу. Это как живой организм»

100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться100-летие моторного завода: факты, которыми мы можем гордиться

Полноценное празднование столетия ярославского моторного завода пройдет в октябре.


Свидетельство о регистрации СМИ: №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Количество просмотров
(Нет голосов)
Введите свой email:



 

Комментарии (0)


Новенькое